Закрыть окно 

26.04.2002

Ирина Ясина

Ничего не решено. Но уже исполнено


Протесты в Воронеже, когда на улицы в едином порыве, как в старые добрые времена, вышли тысячи людей, напомнили президенту и правительству, что реформы и рейтинг - вещи несовместные. Особенно, когда вместо нормальной разъяснительной работы с населением компетентные в этих вопросах органы занимаются не пойми чем. Началось это «не пойми что» еще в Москве, с эксперимента марксистского толка под названием «добровольная 100-процентная оплата жилья». Помнится, снежно тогда было, с крыш сбивали снег, а заодно и куски проржавевшей кровли. У москвичей текли потолки, но, как и раньше, в РЭУ хамили и работать не хотели ни за что. А над всем этим, поперек главных магистралей, реяли кумачовые растяжки с текстом «Ты записался в добровольцы?», предлагавшие жителям столицы раскошеливаться. Вот уж действительно: почем зря. Блистательные результаты нового начинания не заставили себя ждать - перевод на 100-процентную оплату отложили.

В Воронеже решили экспериментов не ставить, а просто взяли и почти уравняли доходы граждан с их расходами на жилье. Мол, не хотите добровольно - будет принудительно. В результате массовых протестов стало ясно, что все равно ничего не получится - ни добровольно, ни принудительно. С тех, у кого нечего взять, ничего и не возьмешь, а трубы, если они ржавые, все равно лопнут. При этом местные власти все решают по-своему, поскольку ржавая канализация - это их, и только их, хозяйство. Это означает, что мы получим множество сценариев реформирования ЖКХ, и все они будут сводиться к тому, как забрать деньги, которых у нас и так нет.

Воронежские чиновники почему-то не стали сравнивать среднюю зарплату горожан с необходимым для ЖКХ уровнем тарифов и сразу подняли оплату услуг до 80%, хотя можно предположить, сколько согласований прошли бумаги и сколько на них стоит «компетентных подписей». Не будем забывать, что нынешний губернатор Воронежской области - генерал ФСБ. И он уж точно знает не только номинальные, но и реальные доходы своих граждан и как никто уверен - взять с них нечего.

Ни для кого не секрет, что в среднем по стране граждане платят за коммунальные услуги порядка 40% от их стоимости, а остальное покрывается за счет различного рода субсидий. В Самаре прогрессивный мэр Олег Сысуев в свое время поднял уровень оплаты до 60%, в связи с чем стал числиться либералом и был приглашен в федеральное правительство. В не самом богатом Воронеже решили переплюнуть Сысуева и объявили аж 80%. Стало ясно, что даже при получении жилищных субсидий концы с концами в семейном бюджете свести нет никакой возможности. При том, что субсидии составляют довольно значительную часть этого самого бюджета. И тем самым играют серьезную дестимулирующую роль, снижая значение собственно трудового вознаграждения.

Получается замкнутый круг. Платить за коммунальные услуги граждане не могут, потому что дорого. Без оплаты гражданами львиной доли затрат ЖКХ городские бюджеты задыхаются под тяжестью дотаций этому сектору и не могут поднять заработную плату бюджетникам. Субсидии еще больше обесценивают труд. При этом с точки зрения правильных экономических идей люди должны платить за коммунальные услуги, причем много - как во всех странах мира. Но пока наш народ реально сможет это сделать, трубы все полопаются (не секрет, что износ наших основных фондов в этой сфере близок к 95%).

В сложившейся ситуации, когда проявляются вопиющие противоречия между гражданами, трубами, экономической теорией, временем и местом проведения реформы, отчетливо понимаешь две вещи. Первая: решение по ЖКХ не найдено, а раз так, то не стоит спешить его реализовывать. Вторая: сложившаяся ситуация, а также ее развитие будут сильно ущемлять рейтинги политиков, которые от этих рейтингов зависят. Путина на ближайших выборах, конечно, изберут, но вот с какой миной, небезразлично ни ему, ни избирателям. Из сказанного - вывод: решение хорошо бы найти и привести в исполнение до того, как наступят выборы и лопнут трубы.

Понятно, что жилищно-коммунальное хозяйство ждут перемены. И перемены кардинальные. Будь то перед выборами, во время или после. Даже если к тому моменту зарплаты в результате общего экономического роста, а также роста производительности труда и капитализации российских компаний все-таки чуть-чуть вырастут. Поэтому с очевидностью следует, что эти реформы должны сопровождаться грамотным и эффективным PR-сопровождением, цель которого - не задурить людям головы, а эффективно примирить их с тем, что так или иначе придется пережить. Без этого PR в лучшем понимании слова невозможно проведение никаких социально значимых реформ, причем любого содержания - от деноминации до введения евро. В отсутствии этого PR третья главная ошибка нынешней реформы. Невозможно залезать народу в карман, не используя средств убеждения общества, с помощью которых можно хотя бы объяснить, что вы сделали это не нарочно или что у вас не было другого выхода.