Закрыть окно 

20.02.2019

Глобализация мышления – утопия!


Глобализация чего? Всего? Глобальная деревня? Конец истории? «Русский мир»? «В китайских «Макдоналдсах» появился «русский» бургер с колбасой». Это свидетельство глобализации? Если в заглавии дискуссии сопоставлены «Глобализация и либеральная демократия», получается, что речь идет скорее о глобализации мышления, нежели о «макдональдизации» мира?

Возможна ли глобализация мышления? Герт Хофстеде и его ученики уже несколько десятилетий доказывают, сопоставляя «культурное программирование» народов и обществ, что наше мышление - часто кардинально разное. Вот сопоставление «культурных измерений» поляков, россияни американцев(США) по дистанцированию от власти, индивидуализму/коллективизму, мужественности/женственности, избеганию неопределенности, долгосрочной ориентации и тяге к прощению.

 


На разных мы дворах росли, разные бабушкины сказки слушали, разные книжки читали, в разных школах учились, разное телевидение смотрим! Наше миросозерцание - разное. Здесь я покажу лишь, как эта разница отразилась в отношении поляков и россиян к индивидуализму и коллективизму, а более конкретно – к коммунизму. Коммунизм предполагал ведь тоже своего рода «глобализацию мышления».

Не так сложно доказать, что поляки диаметрально отличаются от россиян в восприятии и оценке коммунистического прошлого. Охотнее всего они вычеркнули бы его из своей истории, чего не скажешь о россиянах. По опросу Левада-центра в январе 2017 года «любовь россиян к Сталину достигла максимума». Если в марте 2016 года с «восхищением», «уважением» и «симпатией» к Сталину относились 37% многонациональных жителей Российской Федерации, то в январе 2017 года это число выросло до 46%. Похоже выросла симпатия к Леониду Брежневу – с 39 до 47%[2]. Чем объяснить так разное наше восприятие коммунизма – менталитетом, «культурным программированием», памятью и исторической политикой, которую проводят наши правительства? По всей вероятности, здесь действуют все эти факторы. Вряд ли кто-нибудь будет возражать, что «кичливый лях» отличается ментально от россиянина и что разное у нас «культурное программирование».

Разводит нас память и историческая политика?! Президент Анджей Дуда, с поддержкой большинства общества, подписал закон о запрете пропаганды коммунизма, который предусматривает снос всех памятников (кроме кладбищ), ассоциирующихся с коммунизмом, замену названий улиц и проч. Таким образом, исчезнут памятники советским солдатам, чему сопротивляются россияне, так как это память об их отцах и дедах.

В России такая проблема не существует – лишь 14% жителей выступает за снос памятников Ленину (а их тысячи), а 57% и вовсе положительно оценивает его деятельность. Поэтому власть не скоро, если вообще, решится на их снос[3].

Существует однако область искусства, в которой большой разницы в нашем восприятии коммунизма не так заметна. Это – сатирический рисунок[4]. И это неудивительно – человек, симпатизирующий коммунизму, не будет создавать антисоветских карикатур.

Польское отношение к коммунизму лучше всех изобразил Анджей Млечко в серии рисунков 1980-90-х годов, озаглавленных Прощание с коммуной:

[5]

Коммунистический режим, привезенный на советских танках, никогда не получал в Польше широкой общественной поддержки. Не удалось у нас провести коллективизацию, уничтожить «опиум для народа» – католический Костел, самую сильную «оппозиционную партию».

Коммунизм для большинства поляков был и является чем-то чужим, не польским, «русским». Само понятие стало у нас уничижительным эпитетом, ругательством, обижающим политического противника, как в кричалке Ярослава Качинского и Иоахима Брудзинского, направленной против польских либералов: «Вся Польша смеется над вами, коммунисты и воры!».

Без сомнения самым популярным критиком коммунизма среди польских карикатуристов стал Анджей Краузе (с 1979 года живет в Лондоне).

В Польше он получил известность благодаря рисункам в подпольных издательствах периода военного положения в Польше:

1981 («Папа, он не хочет со мной играть!» – говорит коммунист мишке-Брежневу, указывая на «Солидарность»)[6]

Сегодня, однозначно поддерживая польские правые группировки, Краузе лезвие критики направляет уже против левых и социал-демократов, Гражданской платформы и либералов, приписывая им коммунистические корни.

2013 (Спонсор [левого журнала «Политическая критика»])[7]

2012 (Дети и внуки коммунизма играют в демократию)[8]

2013 (Да здравствует Гражданская платформа, продолжательница Польской объединенной рабочей партии)[9]

Антикоммунистическое и антилиберальное творчество Анджея Краузе высоко оценил Ярослав Качински, вручая ему в мае 2017 года Приз имени Президента Леха Качинского.


Иначе смотрит на нашу сегодняшнюю действительность Анджей Млечко. В отличие от Анджея Краузе, для которого «наследницей коммунизма» является сегодняшняя демократическая оппозиция. Для либерала Анджея Млечко именно национализм отождествляется с коммунизмом - благодаря ненависти к политическому противнику.

2007 (Найди десять отличий на этих рисунках. Долой западную гниль! На рубашке: Маркс, Энгельс, Ленин; Долой Евросоюз! На рубашке: Бог, Честь, Отчизна)[10]

Сатирические рисунки Млечко, как правило, направлены на другой адресат, нежели рисунки Краузе:

2007 (Прости, но ты не можешь за все обвинять сорок лет коммунизма)[11]

Обвинения друг друга (правительством и оппозицией) в наследственности и в подражании коммунизму стали постоянным элементом борьбы за «антикоммунистические души» польских избирателей:

 

(Съезд Центрального комитета Гражданской платформы; Коммунисты и ведомственные дети)[12]

Самый выдающийся российский антикоммунист-насмешник – либерал Сергей Елкин. Вот его реакция на установление мемориальной доски Сталину в Московской государственной юридической академии имени О. Кутафина в июне 2017 года.

2017[13]

Согласно опросу Левада-центра, «Иосиф Сталин занял первое место в рейтинге выдающихся личностей в истории, опередив президента Владимира Путина и поэта Александра Пушкина» (четвертое место присудили Ленину)[14]:

2017[15]

Сталин неоднократно сопутствует на рисунках Елкина Путину:

2016 («Настоящее головокружение от успехов» - заглавие текста Сталина 1930 года)[16]

2016[17]

Очередной российский либерал и антикоммунистический карикатурист – Михаил Златковский.

Будучи президентом Союза карикатуристов России, он организовал в декабре 2010 года в Доме журналиста выставку «Первый Московский "нюрнбергский процесс" над сталинизмом в картинках»[18], где представил и свои рисунки:
 

В российском Интернете «работают», конечно, многие другие насмешники. Правда, в отличие от поляков, предпочитают („как бы чего не вышло”) не называть своего имени.

Я упомянул, что не вижу существенной разницы в отрицательном отношении к коммунизму в польском и российском сатирическом рисунке. Но существенная разница состоит в том, что в Польше мы видим отрицательное отношение к коммунистическому прошлому буквально всех политических направлений, тогда как в России это касается лишь либералов, а их в России немного.

До недавних пор надежду на «мини-глобализацию мышления» я видел в идее строительства европейской правовой действительности со свободной, но не отчужденной личностью. Как никак, право, в основу которого положены универсальные права человека, – единственный общепринятый авторитет народов, создающих Европейский Союз. И каждое государство, присоединяющееся к Сообществу, обязано было построить свой мост к законам Евросоюза. Но, к сожалению, в Польше и в некоторых других государствах начинается разрушение этой идеи. Перед нами – быстрое возвращение к разъединяющей националистической идеологии, для которой важнее не права конкретного человека, а права абстрактного народа/нации.

 

Вопросы модератора дискуссии:

Ирина Чечель:

Чем эти различия, по Вашему мнению, задаются? Например, можно ли говорить о полной несводимости представлений не только о демократическом развитии, но и восприятий универсальных принципов либеральной демократии?

 

Анджей де Лазари:

Полную несовместимость мышления общественных групп не трудно заметить. Она видна прежде всего там, где людьми управляет вера (в Бога, в Идею), а не разум. Не нашли ведь люди «универсального/глобального» Бога. Всемирный совет церквей «объединяет» свыше 340 одних христианских конфессий (без Католического костела), а других вероисповеданий в мире не сосчитать. Похоже дело обстоит с верой в Идею – в коммунизм, в «народ/нацию», в глобализацию... Единственным действительно объединяющим «богом», оправдавшим во многом свое существование в США и в Евросоюзе, является рациональное право, в основе которого права человека, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем» основано на законах, установленных людьми в разумном диалоге. Нет либеральной демократии без соблюдения такого права. Даже Путину, казалось, эта идея понравилась, когда он шел на выборы в 2000 году с лозунгом «диктатура закона». Тогда я предполагал, что «закон» он понимает «по-европейски» и я стал даже его фаном[19], чего до сих пор не могут мне простить некоторые мои коллеги. Через несколько лет оказалось, что «диктатура российского закона» не совмещается с «бездиктатурными» законами Евросоюза. Путин увлекся «русской идеей»[20], стал поклонником «русского мира» и в Минкультуры решили: «Россия – это не Европа»[21].


Ирина Чечель:

Как меняются отмеченные вами тренды - благодаря чему? Насколько вероятны революционные сдвиги взаимного понимания?

 

Анджей де Лазари:

Из эпохи рационального строительства открытой либеральной политической действительности, основанной на юридических законах, мы стали возвращаться в романтическую эпоху националистического обособления. Виноват в этом не сам либерализм, а прежде всего экономические кризисы, с которыми он не всегда справляется. Я отвечу фразой Достоевского, иначе мне пришлось бы диссертацию писать: «О, никогда, никогда без нас [инквизиторов – А.Л.] они не накормят себя! Никакая наука не даст им хлеба, пока они будут оставаться свободными, но кончится тем, что они принесут свою свободу к ногам нашим и скажут нам: «Лучше поработите нас, но накормите нас!»».

Пришли ведь «они» к Путину, к Трампу, к Орбану, а в Польше к Качинскому…

 

Ирина Чечель:

Влияют ли на формирование взаимных представлений стереотипы о степени демократичности и авторитаризма? Можно ли говорить о предубеждении относительно того или иного политического строя?


Анджей де Лазари:

Конечно, влияют. В Польше смешно, что обе стороны конфликта (власть и оппозиция) обвиняют друг друга в уходе от демократии и симпатии к путинскому авторитаризму. В России веками западный Разум противопоставляли русской Вере. Сегодня Путин говорит своему «народу»: «В основе американского самосознания лежит индивидуалистическая идея. В основе российского – коллективистская […] в нашем представлении, в представлении русского человека, всё-таки другие задачи, что-то такое, за горизонт уходящее. Что-то такое душевное. Что-то такое, связанное с Богом. Понимаете, это немного разные философии жизни. И поэтому понять друг друга довольно сложно»[22].

О неприятии поляками коммунизма/коллективизма я высказался выше.

Когда-то больше я об этом написал в статье «В защиту польского гонора»[23].

 

Ирина Чечель:

 

Насколько восприятие русского политического мира в Восточной Европе влияет на западные представления о русском?

Анджей де Лазари:

Вместе с Олегом Рябовым и Магдой Жаковской мы представили западные представления «о русском» в книге «Европа и Медведь»[24] и в нескольких статьях (некоторые на русском[25]).

Сколь сильно здесь влияние Восточной Европы в целом - определить сложно, так как иное отношение к России в Сербии, Болгарии, Венгрии, иное в прибалтийских странах. Секрет Полишинеля - что самой русофобской страной считается на Западе (и в России) Польша, но русофобия на Западе не слишком-то политкорректна.


Ирина Чечель:

Как вы полагаете, стоит ли говорить о двух типах глобализации - русском и западном?

Анджей де Лазари:

Что можно – «доказал» Путин в выше цитированной мысли про самосознание американцев и русских. Я все же надеюсь, что когда-нибудь в человеческом мышлении победит «правовая глобализация», но ждать ее придется еще несколько поколений.




[1]https://www.hofstede-insights.com/country-comparison/poland,russia,the-usa/

[2]Любовь россиян к Сталину достигла максимума, https://www.levada.ru/2017/02/15/lyubov-rossiyan-k-stalinu-dostigla-maksimuma/.

[3]Памятники Ленину обрели всенародную поддержку, https://www.levada.ru/2017/04/19/pamyatniki-leninu-obreli-vsenarodnuyu-podderzhku/.

[4]НапольскомяобэтомписалвсборникеMiędzy nostalgią a ironią - Pamięć reżimu komunistycznego w dialogu międzykulturowymhttps://mostyeuropy.pl/index.php/node/149. Приношу благодарность Анджею Краузе, Анджею Млечко, Сергею Елкину и Михаилу Златковскому за согласие опубликовать их рисунки в этом тексте.

[5] A. de Lazari, O. Riabow, Polacy i Rosjanie we wzajemnej karykaturze, PISM, Warszawa 2008, s. 147.

[6] A. de Lazari, O. Riabow, M, Żakowska, Europa i Niedźwiedź, CPRDiP, Warszawa 2013, s. 245.

[7]Miłośnicy zbrodniarza Lenina, ludzie zapraszający niemieckich bojówkarzy do Polski, wysmażyli wstrętny donos na rysownika Andrzeja Krauzego, https://wpolityce.pl/polityka/155325-milosnicy-zbrodniarza-lenina-ludzie-zapraszajacy-niemieckich-bojowkarzy-do-polski-wysmazyli-wstretny-donos-na-rysownika-andrzeja-krauzego.

[8]Dzieci i wnuki komunizmu bawią się w demokrację, http://klub-gp-stockholm.se/dzieci-i-wnuki-komunizmu-bawia-sie-w-demokracje/.

[9]Ta historia się powtarza. Wiodąca partia – tym razem Platforma Obywatelska - znów jest w tarapatach i znów pomagają jej ludzie podobni do tych z lat 80., mutanci oryginałów, https://wpolityce.pl/polityka/182137-ta-historia-sie-powtarza-wiodaca-partia-tym-razem-platforma-obywatelska-znow-jest-w-tarapatach-i-znow-pomagaja-jej-ludzie-podobni-do-tych-z-lat-80-mutanci-oryginalow.

[10]Znajdź dziesięć szczegółów, którymi różnią się te dwa obrazki, http://dlamnieciekawe.blox.pl/2007/02/Andrzej-Mleczko-przedstawia.html.

[11] A. Mleczko, Rozmówki polsko-polskie, https://www.gildia.pl/literatura/61410-rozmowki-polsko-polskie.

[12]http://www.sokzburaka.pl/show-mem/facebook-post/1452015088365848_1979331592300859

[13]Zob. Мемориальную доску Сталину в российском вузе высмеяли в карикатуре,

https://styler.rbc.ua/rus/zhizn/memorialnuyu-dosku-stalinu-rossiyskom-vuze-1498742248.html.

[14]Zob. «Левада-центр»: Сталин обошел Путина и Пушкина в рейтинге величайших людей по мнению россиян,https://www.novayagazeta.ru/news/2017/06/26/132866-levada-tsentr-stalin-oboshel-putina-i-pushkina-v-reytinge-velichayshih-lyudey-po-mneniyu-rossiyan.

[15]Понравился ли бы Сталину рейтинг Путина, http://www.dw.com/ru/%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%8F-%D0%BB%D0%B8-%D0%B1%D1%8B-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%83-%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0/a-39418426.

[16]Известный карикатурист изобразил головокружение Путина от успехов,https://news.online.ua/737021/izvestnyy-karikaturist-izobrazil-golovokruzhenie-putina-ot-uspehov/

[17]"Триптих" карикатуриста Елкина: Культ личности в российской истории, http://www.ej.ru/?a=note&id=10618

[18]С карандашом - на Сталина, https://www.svoboda.org/a/2240495.html.

[19]http://dspace.uni.lodz.pl:8080/xmlui/bitstream/handle/11089/1095/pozytywista-putin.pdf?sequence=1

[20]http://gefter.ru/archive/12304

[21]http://izvestia.ru/news/569016

[22]http://www.kremlin.ru/events/president/news/18319

[23]http://www.index.org.ru/journal/25/lazz25.html

[24]http://cprdip.pl/publikacje,ksiazki,18,europa_i_niedzwiedz.html

[25]https://journal-labirint.com/wp-content/uploads/2013/11/Labirint0413.pdf, http://cens.ivanovo.ac.ru/russianbear/book.htm и другие.