С либеральной точки зрения

О чем не договорились с Китаем?

22-25 сентября 2003 года председатель правительства России Михаил Касьянов находился с официальным визитом Китай. В ходе него состоялась восьмая регулярная встреча глав правительств России и Китая. Михаил Касьянов был принят высшими должностными лицами КНР. О проблемах в российско-китайских отношениях рассказывает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, профессор Института стран Азии и Африки при МГУ Виля Гельбрас.

Самым положительным моментом прошедших переговоров можно назвать отсрочку на неопределенный срок строительства нефтепровода Ангарск – Дацин. Замечательно, что экологические требования оказались, наконец-то, достаточным основанием для принятия столь важного для России решения. Приходится только удивляться тому, что это сделано так поздно: о существовании Тункинского национального парка и неизбежном его разрушении при прокладке нефтепровода было известно давно.

На встрече зафиксированы многочисленные намерения сторон о развитии экономического и культурного сотрудничества. Что касается экономических аспектов отношений России и Китая, то мы, в России, ни разу публично и честно не проанализировали их проблемы, ни разу не обсудили перспективы их развития. На мой взгляд, наша страна упорно продолжает делать прежние ошибки. Мы хотим продавать Китаю свою продукцию, но Китай на протяжении последних десяти лет старается импортировать как можно меньше. В Китае большие проблемы с трудоустройством населения, поэтому ему надо как можно больше производить самому. Закупает Китай лишь ту продукцию, без которой обойтись ни при каких обстоятельствах не может. Это обстоятельство до сих пор не учитывается в нашей политике. Думаю, рано или поздно мы поймем, что не стоит рассчитывать на Китай как на крупного импортера нашей продукции. Он уже начал сокращать объемы закупок традиционных видов товаров (металла, удобрений), в китайской печати заговорили и о сокращении военно-технической продукции.

Видимо, России следует поступать так же, как поступают все развитые страны мира. Производство наиболее трудоёмкой, массовой и простой продукции переносят в Китай. Там она обходится намного дешевле. Пока, к сожалению, у нас ничего не получается и в этом отношении.

Расстраивает меня и то, что российская делегация не учитывает новой расстановки сил в экономических отношениях между нашими странами. В чью пользу складывается положительный баланс в торговле между нашими странами? Ответ на этот вопрос отсутствует. Во-первых, существует многомиллиардный разрыв в данных о внешнеторговом обороте в отчетности российской и китайской таможенных служб. Много лет навести порядок в этой сфере, похоже, никто даже не пытается. Во-вторых, по этим показателям вроде бы складывается положительное сальдо в торговле в пользу России. Однако Счетная палата выявила серьезные упущения в расчетах, наносящие крупный ущерб России. Китайская сторона настояла на невыгодном для России порядке расчетов. Во что обошлась России так называемая «валюта А-50»?

Далее, Россия крупно проигрывает в так называемой «неорганизованной» торговле, если пользоваться российской терминологией, или «народной» торговле по китайской терминологии. Ее объем сопоставим с объемами официальной торговли, а очень скоро, может быть, и превысит его. Речь идет о том, что правдами и неправдами на территорию России ввозится товар, который, как правило, не учитывается, но составляет чистую прибыль Китая.

Во время своего последнего приезда в Россию бывший премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи говорил о том, что в 2001 году объем «народной» торговли составил 10 миллиардов долларов. А объем официальной торговли между Россией и Китаем в том же году равнялся 10,6 миллиардам долларов. Эти 10 миллиардов долларов «неорганизованной» или «народной» торговли складываются за счет доходов от продажи в России китайских товаров. На эти средства в России закупаются или заготавливаются (по большей части нелегально) лом цветных металлов, нелегально вырубленный лес, дикоросы и другие товары, пользующиеся большим спросом в Китае. Там они реализуются и на полученный доход приобретаются товары, которые по каналам «неорганизованной» или «народной» торговли вновь поступают в Россию. По большей части они проходят границу без уплаты таможенных налогов и сборов в силу норм, установленных для «неорганизованной» или «народной» торговли либо по «серым» или «черным» контрабандным схемам. Иными словами, сложился непрерывно увеличивающийся в объеме кругооборот денег и товаров, образующих почти чистый доход китайской стороны.

Теперь решено осуществить «упорядочение» «неорганизованной» торговли (в тексте коммюнике слово «народное» скромно не упоминается) и обеспечить «скорейшее начало практической работы Совместной китайско-российской рабочей группы по упорядочению торговли». Зачем же ждали так долго?

Проблема, однако, состоит в том, что миллионы наших граждан и примерно такое же китайских живут за счет этой торговли. Ежегодно больше двух миллионов человек пересекают границу с Китаем и из них примерно четыреста тысяч – китайцы. Значит, в описанной выше схеме участвует масса людей. На огромной территории России продаются товары, привозимые из Китая. Миллионы людей нашли себе источник заработка в торговле с Китаем. С этим российское руководство практически не считается, в отличие от китайцев, для которых торговля с Россией очень выгодна. На доходах от этой торговли выросли и отстроились многие не только приграничные города Китая.

Вообще в отношениях России и Китая очень много сложных экономических проблем, требующих специального и профессионального разговора. Например, на встрече подписано Соглашение о сотрудничестве между СИТИК Индастриал банк Китая и Внешторгбанком Китая. Но ничего не сказано ни о Банке Элос, официально действующем в России, ни подпольных китайских банках, существующих почти во всех городах России, где сложилось более или менее крупное китайское землячество.

Прошедшая восьмая встреча руководителей правительств двух стран вызывает много вопросов, требующих публичного обсуждения. Нельзя, однако, не сказать о важнейшей политической проблеме, которая лишь обострилась в ходе прошедших переговоров руководителей России и КНР. Пожалуй, впервые в истории в момент визита премьер-министра принимающая сторона нанесла беспрецедентное оскорбление России.

В прошлом году Китай заставил Россию отказать во въездной визе Его Святейшеству Далай-ламе. Он является духовным лидером для населения трех российских республик, население которых исповедует буддизм. Далай-лама – лауреат Нобелевской премии, кавалер российского ордена Дружбы народов. По свидетельству президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова, который пригласил Далай-ламу в Россию и встречался с ним в связи с предстоящим его приездом в нашу страну, президент В.В. Путин во время своего визита в КНР неоднократно говорил китайским лидерам о том, что в состав России входят три буддийские республики: Калмыкия, Бурятия, Тува. Разъясняя нашу позицию, президент России фактически просил разрешения на визит в страну всемирно известного духовного лица. Дело кончилось тем, что китайцы вновь заставили МИД России отказать в визе Далай-ламе. Такого в истории России не было. Великой державе нанесено оскорбление! Премьер смолчал? Не только. В коммюнике в очередной раз внесены слова о признании Россией Тибета в качестве части КНР.

Комментарии