Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

С либеральной точки зрения

Кто выиграет от монетизации льгот?

05.07.2004
В Государственной думе в первом чтении рассматривается законопроект о замене натуральных льгот на денежные компенсации. Между тем против пакета законов, реформирующих социальную сферу, протестует большинство партий, в том числе «Яблоко», выступающее за политику социального либерализма. О сути этой политики и точках принципиального несогласия с проводимыми правительством реформами – комментарий заместителя председателя РДП «Яблоко» Сергея Митрохина.

Проблему реформы социальной сферы надо рассматривать гораздо шире. Ведь преобразования затронут не только замену натуральных льгот денежными компенсациями. К 2006 году будет произведен отказ от федеральных обязательств по льготам в жилищно-коммунальном хозяйстве. Кроме того, планируется отменить единую тарифную сетку, что резко снизит гарантии заработной платы учителей и врачей, а также упразднить связку между минимальным размером оплаты труда и прожиточным минимумом. В целом пакет законопроектов по реформированию социальной сферы приведет не к улучшению социального самочувствия наиболее уязвимых слоев населения, а скорее к усилению дифференциации. Поэтому «Яблоко» и возражает против его принятия в виде, предложенном правительством.

В основе обсуждаемого законопроекта лежит правильная идея о необходимости, в конечном счете, заменить натуральные льготы на денежные выплаты. Несомненно, некоторые категории льготников от этого только выиграют. В первую очередь это жители села и бедных регионов, которые не могут воспользоваться натуральными льготами по объективным причинам и получат за них определенную компенсацию. При этом от этой реформы пострадают значительные категории населения – льготники, проживающие в крупных городах, ветераны труда и т. д. Нас не устраивает то, что огромная часть льготников проиграет от осуществляемой реформы, а во-вторых – объем компенсационных выплат. По сути дела, более-менее адекватные выплаты будут предназначены только ветеранам войны, которых осталось очень мало, и инвалидам. Все остальные категории, такие как ветераны труда, фактически окажутся обделенными.

Все это происходит потому, что нынешние реформы в первую очередь проводятся в интересах бюрократии. Именно чиновники составляют у нас сейчас самая льготную категорию населения. Чиновник и депутат – люди, обладающие колоссальными натуральными льготами. Но когда провозглашается принцип монетизации льгот, почему-то неожиданно именно об этой категории лиц никто не вспоминает. Вспоминают только о несчастных пенсионерах. Также построена у нас и пенсионная система, которая существует отдельно для чиновников, отдельно – для остального населения. Также сейчас проводится и реформа по монетизации льгот. Здесь преследуется и интерес экономии бюджета. Чиновник получает возможность переложить заботу о поиске средств для финансирования льгот на регионы или предоставить все на откуп самим людям. Подобный курс проводится в России уже давно, никаких изменений в нем не произошло.

Что мы предлагаем? Во-первых, требуем сохранить единый федеральный стандарт минимального размера оплаты труда, который правительство хочет отменить. Во-вторых, создать отраслевые тарифные сетки для работников бюджетной сферы, которые бы на федеральном уровне гарантировали минимальный размер оплаты труда в бюджетной сфере. В-третьих, требуем увеличить размеры компенсаций для всех категорий льготников, а не только для отдельных категорий.

Помимо этого, «Яблоко» уже давно выступает с идеей введения единого социального пособия, которое реально направлено на ликвидацию бедности. Это пособие должны получать все граждане России, живущие ниже прожиточного минимума. Но кажется, проблема бедности правительство совершенно не интересует. Сейчас компенсационные меры касаются только льготников, оставляя за бортом социальной поддержки государства основную массу бедных людей – многодетные семьи, семьи с одним родителем, бедных пенсионеров, которые не попадают под категорию льготников.

Однако гарантированная государственная поддержка не исключает, а, напротив, предполагает развитие и поддержку малого бизнеса. Этим правительство тоже совершенно не занимается. Все разговоры о дебюрократизации экономики остаются только разговорами. Чиновники по-прежнему продолжают притеснять малый бизнес. Для нас же первоочередным является вопрос об обеспечении полноценной работой на рынке труда примерно 40% населения, которые сегодня не имеют доступа к получению нормальных доходов. Речь идет и о представителях малого бизнеса, и о безработных, и о тех, кто перебивается случайными заработками.

Политика занятости, политика доходов и поддержка малого бизнеса – ключевые вопросы так называемой политики социального рынка, которая предполагает вовлечение максимального числа населения в активную экономическую деятельность. У нас же в стране сейчас действует рынок скорее не социальный, а олигархический. На нем преуспевают те, кто так или иначе связан с клановыми структурами. При этой системе не может развиваться малый бизнес, потому что он должен быть интегрирован в крупные олигархические структуры. От этой политики фактически выигрывает только четверть населения. Поэтому и все нынешние реформы проводятся в интересах четверти, максимум – трети населения.

Однако политика государства должна проводиться для трех четвертей населения, а в идеале – для всего народа. Как известно, лозунг социального либерализма, который исповедует «Яблоко»: «Благосостояние для всех!». От этого бесконечно далеко нынешнее правительство. Поэтому мы предлагаем комплекс решений не просто для ликвидации бедности, но для обеспечения роста благосостояния всего населения.





комментарии ()


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика