Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

Пресса о фонде

С "Марксистской" - на "Таганскую"

27.05.2006

МОСКОВСКИЕ ШЕСТИДЕСЯТНИКИ ВЕРНУЛИСЬ ЧЕРЕЗ ПОЛВЕКА ТУДА, ОТКУДА ПРИШЛИ

В России все символично до смеха. Или - до слез. Во второй срок президентства Путина в Москве закрыли метро «Таганская». И стали запускать народ в нее через «Марксистскую». Поскольку они пересадочные. Бок о бок. Марксизм и Таганка. Вот кончается территория одной станции, и по недлинному подземелью ты проникаешь на территорию другой. Минуты полторы от силы - и все: другая цивилизация. Одна - унаследованная от идейных корней бородатого провозвестника самых разнообразных диктатур. Другая - вынянченная здесь же, на таганских подмостках и вокруг них - прямая ее противоположность. Как раз в Москве, на Таганке две эти цивилизации и расходятся. Здесь люди делают пересадку. Радикально меняют курс. Если где в мире есть более символичный образ начала шестидесятничества, то пусть его покажут. Скорее всего, нет. Во всяком случае, именно сюда, в театр Юрия Любимова на Таганке пришли 1 марта почти все главные делатели хрущевской «оттепели». Кто надышал ее своими жаркими сердцами. Основные сменщики курса. Точнее - те, кто сумел пережить юбилейные полвека с момента той, давней пересадки: из несущегося по строгому расписанию прямо в тупик марксистско-сталинского состава - в другой, с гораздо менее сформированным графиком, но наверняка не сходящий с демократических рельсов, жесткий и неотапливаемый вагон.


Говорили о главном. О том, кто такие шестидесятники. Зачем они были нужны? Потребуются ли в дальнейшем? Журналист и телеведущий Александр Архангельский (шестидесятник не по возрасту, а скорее, по духу) предположил, что - не исключено. Могут пригодиться. Первого и, не дай бог, последующего призывов. В свете-то назревающего в стране очередного культа - на этот раз безличности. Все может быть. И второй XX съезд в том числе. Чего не хотелось бы.


У словосочетания «попасть в историю» есть, как минимум, три смысла: вляпаться, прославиться и непосредственно - проникнуть в нее. Изнутри. Именно третье ощущение господствовало в тот вечер на Таганке. Вот она - живая отечественная летопись, на расстоянии вытянутой руки. Искушение дотронуться, честно говоря, так и разъедало. Как выяснилось, не только корреспондента «ДП», но и гораздо более искушенных в таких делах московских репортеров.


Одна из них, оказавшись в кругу сразу нескольких светил шестидесятничества - Василия Аксенова, Юрия Любимова, Татьяны Заславской, Марлена Хуциева, Евгения Ясина, Гавриила Попова, Людмилы Алексеевой, Петра Вайля, Мариэтты Чудаковой, Арсения Рогинского, - не поверила своему счастью, что может вот так запросто не только «живьем» увидеть нашу великую историю, но даже ее пощупать. Что самими шестидесятниками тут же было обращено в смех. В частности, Петр Вайль на правах ведущего пообещал выставить в перерыве в фойе театра для «дотрагивания» любого из своих великих соратников.


- Стас Рассадин впервые произнес это слово - шестидесятники, - поделился с публикой Василий Аксенов. - Это не просто ребята, сказал он Катаеву, когда мы в ресторане отмечали пятилетие журнала «Юность», это - шестидесятники. Тогда в журнале вышел мой первый роман. И вот Катаев наливает стакан, подходит ко мне и говорит: «Пью за вас, старик»...


Где тот стакан?.. Мысль о том, что быть ему на открывшейся в эти дни в Историческом музее выставке с таким характерным метеорологическим названием как «Оттепель», не покидала. Там нынче собраны самые знаковые в стране «метеорологические» предметы. В данном случае - предметы одежды. Для лютых стуж - истинная фуражка Сталина. Для легких заморозков - шляпа Хрущева. Тоже, естественно, настоящая. Для более солнечных дней - кепка Окуджавы. Кто бы мог подумать, что головной убор бывшего учителя литературы калужской средней школы может наряду с треуголкой Петра или шапкой Мономаха стать музейным экспонатом. А деревянный чемоданчик, с которым мама Булата вернулась из ссылки - еще одним. Стать БОЛЬШОЙ ИСТОРИЕЙ. Фуражка, шляпа, кепка, чемоданчик...


- Эклектика - вот отличительная черта 60-х, - прокомментировал «кепочную» линию в нашем недавнем прошлом Петр Вайль. - Это разрушение большого стиля, того самого, которым мы любуемся в сталинских «высотках»...
Появление «я» там, где торжествовало «мы». Первые сомнения в том, а правильно ли то, что делают все? Или наоборот: всегда ли то, что делают все, правильно?


- Шестидесятые - это вот что такое, - продолжал докапываться до корней шестидесятничества Петр Вайль. - Это, когда ты не знаешь, как поступать, то поступаешь по совести...


- Я не знаю, что такое шестидесятники, - пожаловался самый выдающийся из них Марлен Хуциев. - Мы делали свое дело - и все...
Делали свободу? Нет, Хуциев делал «Июльский дождь», «Заставу Ильича». Делал, очевидно, свободно. Ну, и, понятно, талантливо. И свобода, судя по всему, мультиплицировалась наружу. В общество. И наоборот: от освобожденного общества - к художнику. Евгений Ясин: «Я полагаю, многие люди моего поколения в то время пережили чувство внутреннего раскрепощения, они захотели свободы и оказались готовы что-то сделать, чтобы она была. Не только для себя, для своих сограждан. И в шестидесятые годы многие из них что-то для этого сделали. Они, наверное, и есть шестидесятники».


Термин оказался достаточно неуловимым. Или, напротив, излишне рассыпчатым. Его публика постоянно пыталась каким-то образом собрать, сложить, склеить, изваять - понять, в конце концов, что же мы, шестидесятники, такое сотворили. И кто мы такие есть. Короче - самоидентифицироваться. До конца не удалось. Что, в общем-то, обрадовало - у такого сорта единомышленников единомыслие не в почете. Что исключает всякий карьерный рост и прибыли на почве шестидесятничества - ни партии путевой не создашь, ни бизнеса, ни профсоюза диссидентского. Только в историю впишут, если повезет. А если не повезет - тем более. В смысле: если на Таганку будут теперь пускать только через Маркса, то шансов войти в историю для порядочных людей - не оберешься.





комментарии ()


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика