Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

Публикации

Российские дети должны быть защищены от «военно-патриотической» госидеологии. 

12.03.2010

Обращение

Одним из немногих оставшихся в нашей стране демократических завоеваний остаётся категорический запрет на государственную идеологию, на внедрение обязательной идеологии в систему государственного образования. Слишком свежа память о десятилетиях тоталитарной обработки сознания нашего народа. 


Совсем недавно отбушевало сражение за то, чтобы знакомство с религией школьников не превращалось в лобовую конфессиональную агитацию. Необходимо прямо сказать, что достигнутый компромисс, предусматривающий выбор из нескольких вариантов - со светской этикой, конкретной религией или общим религиоведческим курсом, не может быть признан удовлетворительным, ведь всё это в любом случае объективно разобщает подростков, угрожает нарушением их права и права их родителей на свободу совести и убеждений, включая безусловное право быть атеистом или принадлежать к новым  религиозным движениям. Однако антиконституционные попытки насаждения в учебных заведениях общеобязательной государственной идеологии на этом не прекратились. 

Было издано Распоряжение Правительства Российской Федерации  от 3 февраля 2010 г. №134-р, утверждающее «Концепцию федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года». В этой Концепции прямо предусмотрено, что дети и подростки становятся объектом внедрения некоего «военно-патриотического воспитания».

Необходимо особо подчеркнуть, что само понятие «военно-патриотическое воспитание»далеко выходит за пределы воспитания любви к Родине, естественной привязанности к своей культуре, к родному краю, к своей стране. «Военно-патриотическое воспитание» всегда понималось и понимается в качестве целостной идеологической доктрины.

Формально – такое «воспитание» имеет целью подготовку к службе в вооруженных силах своей страны. Но на деле оно прямо предусматривает формирование мировоззрения, основанного на культе государства, нации и армии. Поэтому «военно-патриотическое воспитание» неизбежно включает в себя тенденциозное препарирование и мифологизацию истории своей страны, некритическое прославление тех войн, которые велись собственной страной, культ сильной централизованной власти.

Всё вместе это насаждает национализм, внушает детям и подросткам представление о безусловном приоритете интересов государственной власти и национальных чувств над иными ценностями, в том числе общечеловеческими, гуманистическими и подлинно религиозными.

В условиях, когда для взрослых юношей закон устанавливает право на альтернативную службу на основе их убеждений, данный подзаконный акт правительства РФ детей и подростков, понимаемых только как будущие призывники, такого выбора лишает. «Концепция» фактически требует насаждать среди несовершеннолетних воинственность и национализм, предусматривая для этого как прямые формы – в виде преподавания, так и косвенные – через субсидируемые государством (то есть за счёт всех граждан) тенденциозные художественные произведения, специальные видеоигры и проч.  

Далеко не все учащиеся и их семьи готовы принять такое мировоззрение – есть много людей с принципиальными гуманистическими  и пацифистскими взглядами, имеющими своим источником как сугубо светские, так и религиозные представления. Например, многие верующие, принадлежащие к различным направлениям мировых религий и их церквей, а также относящиеся к новым религиозным движениям, считают национализм и милитаризм неприемлемыми для себя и своих детей.

Статья 13 (п.2) Конституции РФ устанавливает, что: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Статья 2 Закона РФ "Об образовании" (Принципы государственной политики в области образования) гласит: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье… 5) свобода и плюрализм в образовании».

Статья 18 Международного пакта о гражданских и политических правах гарантирует: «1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении. 2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору. 3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.  4. Участвующие в настоящем Пакте Государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями).

Статья 14 Международной Конвенции о правах ребенка прямо требует от государства: «уважать право ребенка на свободу мысли, совести и религии (1)…  уважать права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка (2)».

Все это означает, что введение обязательного «военно-патриотического воспитания» противоречит фундаментальной свободе совести и убеждений, является безусловным нарушением как российского законодательства, так и  общепризнанных международно-правовых  норм.

К чему такой подход может привести, показывает история скандальной «Концепции допризывной подготовки молодежи в городе Москве до 2020 года» (Постановление Правительства Москвы № 136-ПП от 16 февраля 2010 г.), которая не  только дублирует организационно-идеологические пункты федеральной концепции, но, прямо нарушая действующее законодательство,  предписывает привлечение несовершеннолетних учащихся к военным сборам.

Кроме того, очень важно отметить, что нынешняя Российская Федерация состоит из народов, неоднократно находившихся в течение истории между собой в вооруженном противостоянии. Поэтому воспитание, направленное на восхваление военных побед,  неизбежно будет способствовать раздуванию вражды между народами России, а также с соседними народами.

Мы призываем всех, кому дорог принцип деидеологизированности российского государства и образования, кто считает недопустимым и антиконституционным политику формирования общеобязательной государственно-исторической мифологии, объединяться для борьбы с насаждением «военно-патриотического воспитания», принципиально противоречащего и светски-гуманистическим, и многим религиозным ценностям!

Система образования должна строиться на основе современных гуманистических и демократических принципов, безусловного уважения прав и достоинства личности, на объективном и всестороннем информировании учащихся о событиях прошлого и о сегодняшнем  положении в нашей стране и мире.

Мы призываем широко обсуждать опасность идеологизации системы образований, требовать соблюдения принципов свободы совести и убеждений учащихся, обращаться в суды, включая Европейский суд по правам человека.

 

  Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы

 Елена Боннэр

Валерий Борщев, член Московской Хельсинкской группы

Светлана Ганнушкина, Комитет «Гражданского содействия»

Лидия Графова, журналист-правозащитник

Сергей Ковалев, Фонд Андрея Сахарова

Лев Пономарев, Общероссийское движение «За права человека»

Андрей Пионтковский, писатель, в.н.с. Института системного анализа РАН

Андрей Илларионов, к.э.н., член редколлегии журнала "Вопросы экономики", старший научный сотрудник Центра по глобальной свободе и процветанию Института Катона (США)

 

Юрий Самодуров, куратор выставочных проектов

Борис Альтшулер, руководитель РОО "Право ребенка"

 

Нина Катерли, писатель, член Союза писателей Москвы, член ПЕН-клубаБорис Стругацкий, писатель

Правозащитный совет Санкт-Петербурга

(ответственный секретарь Совета Наталия Евдокимова)

 

Леонид Гозман, сопредседатель партии "Правое дело"

Михаил Шнейдер, ответственный  секретарь Федерального политсовета "Солидарности"

Дмитрий Пысларь, председатель правления Фонда «Право солдата» 

Эрнст Чёрный, ответственный секретарь Общественного комитета в защиту учёных

священник Глеб Якунин, Общественный комитет защиты свободы совести

Сергей Сорокин, Движение против насилия

 Игорь Г. Яковенко, доктор философских наук, профессор РГГУ

Николай Гудсков, к.б.н., доцент Высшей школы психологии

Любовь Башинова, редактор

Евгений Ихлов, журналист

София Иванова, Рязанская школа прав человека

 

Александр Бехтольд, Рязанское отделение Движения «За права человека»

Сергей  Вальков, "Ивановское областное общество прав человека", к.ф.-м.н., доцент

Александр Винников, общественное движение "За Россию без расизма"

 Владимир Веденков, Красноярское РООД "За права человека", проф. математики СФУ

Руслан Бадалов, «Чеченский комитет национального спасения» (Назрань)

Елена Эфрос, журналист, Санкт-Петербург

Г.М.Нечаева, доцент СПГУКиТ, Санкт-Петербург

Владимир Ойвин, Зам. председателя правления Общественного фонда "Гласность"

  Татьяна Котляр, депутат Законодательного Собрания Калужской обл.

Григорий Дурново, журналист, редактор, музыкант

Глеб Григорьев, переводчик, Санкт-Петербург

Татьяна Рудакова, Межрегиональная общественная организация "Матери в защиту прав задержанных, подследственных и осужденных", Краснодар 

Дмитрий Шушарин, историк и журналист

Елена Васильева, член Федерального политсовета ОДД "Солидарность", Мурманск

Ольга Шепелева, депутат Национальной Ассамблеи, Мурманск

Юлия Силинг, учитель

Леонид Перлов, учитель, Москва

Геннадий Чернявский, правозащитник, публицист, Санкт-Петербург

Владимир Шаклеин, Межрегиональный Центр Прав Человека

Эдвард Мурзин, НКО "Толерантность"

Яков Багров, доктор медицинских наук, профессор,

зав. лабораторией Института  физиологии им. Сеченова РАН

 

Борис Вишневский, член Бюро партии «ЯБЛОКО»

 

Константин Азадовский, историк литературы, переводчик

 

Ирина Левинская, д. и. н., ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, член Санкт-Петербургского ПЕН-клуба

 

Алексей Макаров, учитель, Москва

Татьяна Полиевктова, мать двоих мальчиков 5 и 10 лет, директор кафе, Москва

Сергей Филатова, Президент Фонда СЭИП, сопредседатель Союза писателей Москвы

Александр  Скобов, историк

 

Сбор подписей продолжается на сайте

http://www.zaprava.ru/content/view/2233/9/

или по эл. адресу zpch@zaprava.ru






комментарии ()


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика