Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

Дискуссии

2. «Человеческий потенциал» развития малого предпринимательства в России: есть ли он?

16.10.2003

Основным фактором развития малого бизнеса является наличие мотивированной, обладающей необходимыми способностями и склонностями личности предпринимателя. Совокупность представителей взрослого населения, отвечающих хотя бы одному из этих критериев, можно рассматривать как предпринимательский потенциал России в самом широком смысле этого слова.

Кто хочет стать предпринимателем?

Предметно оценить предпринимательский потенциал российского общества и выяснить, что препятствует его развитию, позволяют данные исследовательского проекта РНИСиНП, реализованного в 2002 г.1 В ходе проведенного в рамках проекта всероссийского опроса взрослого населения (1756 чел.) было получено 237 анкет от респондентов, которые рассматривают возможность начать собственное дело, но по тем или иным причинам еще не сделали последний шаг в этом направлении (см. табл. 25). Таким образом, примерно 10,5% респондентов можно рассматривать как протопредпринимательский слой в самом широком смысле этого слова – в отличие от более узкого значения, предполагающего наличие не только желания, но и соответствующих способностей и возможностей.


Таблица 25. Какое из нижеследующих высказываний справедливо в отношении Вас (в % от числа опрошенных)?


* - в данную колонку попали, по-видимому, те, кто хочет создать новый бизнес, но не самостоятельно и не с нынешним работодателем, а с третьими лицами.


Из них примерно половина полагают, что обладают необходимыми знаниями, навыками и опытом для открытия собственного дела (см. табл. 26). Иными словами, подумывающих начать собственное дело – вдвое больше, нежели тех, кто уверен в том, что располагает для этого требуемым социальным и культурным капиталом. Кроме того, еще примерно 40% желающих начать свой бизнес (5,8% от общего числа опрошенных) удерживает боязнь неуспеха.


Таблица 26. Какое из нижеследующих высказываний справедливо в отношении Вас (в % от числа опрошенных)?



Среди желающих создать свою собственную фирму несколько чаще встречаются лица, принадлежащие к числу не самых высокодоходных слоев населения (от 2001 до 3000 руб. среднемесячного душевого дохода), молодежи в возрасте 18-21 года, имеющих среднее специальное образование. Среди желающих открыть свой собственный бизнес – 100% самозанятых- потенциальных предпринимателей; гораздо чаще встречаются среди них, чем в выборке в целом, руководители, имеющие опыт управления коллективом свыше 100 чел. (чаще – подразделением крупного предприятия, чем самостоятельной фирмой). Примечательно, что несколько выше процент желающих стать самостоятельными предпринимателями среди селян, чем среди жителей всех типов городских поселений.

Но кто же, по самооценке, реально обладает знаниями, навыками, опытом, которые необходимы при создании нового бизнеса? Чаще всего это “бывалые” – представители высокодоходной группы (свыше 3000 руб. на члена семьи в месяц), самозанятые и действующие предприниматели, обладающие опытом руководства крупными самостоятельными хозяйственными единицами, мужчины, лица с высшим образованием, причем – предпенсионного возраста. Несколько чаще это – жители села, чем представители др. типов поселений.

Кого, наконец, удерживает от открытия собственного бизнеса боязнь неудачи? Заметно чаще среди “сомневающихся” можно встретить служащих и самозанятых, женщин, представителей возрастных групп 27-30 лет и 41-50 лет, со средним специальным образованием, работников приватизированных предприятий, имеющих опыт руководства малым коллективом (10-50 чел.), проживающих в районных центрах.

В целом, среди стремящихся открыть собственный бизнес значительно чаще встречаются прагматики - лица, которых полностью удовлетворяет их нынешняя оплата труда, уровень жизни которых за последний год несколько повысился или остался прежним, которые этим частично удовлетворены, равно как и режимом труда, содержанием работы и возможностью реализации профессиональных знаний и опыта. Зато их, как правило, полностью не удовлетворяют имеющиеся у них возможности профессионального и служебного роста и реализации собственных идей, а также невозможность быть независимыми. По-видимому, все указанные мотивы можно рассматривать как проявление здорового прагматизма: люди считают, что обладают более высоким потенциалом, который не может быть раскрыт в рамках их нынешней социальной позиции, и имеют вполне рациональные основания ожидать, что смогут добиться успеха именно как предприниматели.

С другой стороны, потенциальные предприниматели поневоле, составляющие примерно 1/5 часть протопредпринимательского потенциала, руководствуются совсем иными мотивами - в бизнесе видят главным образом возможность выйти из сложного материального положения. О том, что оно является непростым, свидетельствует тот факт, что 25,4% подумывающих о собственном предприятии рассматривают свое материальное положение как плохое (конечно, речь ни идет о прямой нужде - главным образом, имеются в виду стесненные жилищные условия, возможность проведения досуга и отдыха). Кроме того, влияет на стремление стать предпринимателем и наличие в семье нетрудоспособных членов, что в нынешней российской действительности в большинстве случаев выталкивает семью из числа среднеобеспеченных: не случайно среди желающих открыть свою фирму или создать бизнес вместе с нынешним нанимателем часто встречаются лица, в семье которых есть безработные, тяжелобольные люди или инвалиды.

Труднее всего идентифицировать «романтиков». Несомненно, их главной отличительной чертой является отсутствие социального опыта, сочетающееся с идеализированным представлением о бизнесе как пути к быстрому успеху и благополучию (характерно для молодежи до 21 года, составляющей 11 % желающих обзавестись собственным делом), но не только это. Элементы романтизма проявляются и в том – широко распространенном среди примерно 1/3 протопредпринимателей – убеждении, что через год они и их семья в финансовом отношении будут жить лучше. Примечательно, что те, кого от предпринимательского старта удерживает боязнь неудачи, настроены менее оптимистично: лишь 18,5% из них рассчитывают на улучшение финансового положения через год.


На пути к реальному созданию собственного дела

Судя по данным указанного опроса, от раздумий общего характера к конкретным планам создания нового предприятия переходит лишь менее половины прото-предпринимателей (см. табл. 27). Но и 6% от выборки – вполне приличное число, если учесть все неопределенности и риски неустоявшегося российского рынка. Если допустить, что удалось бы до нуля снизить барьеры для входа и обеспечить эффективную институциональную поддержку этим людям (консультации, тренинг, информационная поддержка и т.п.), то число малых предприятий в России, составляющее на сегодня в среднем 6 единиц на 1000 чел. населения, возросло бы на порядок! Даже если – с учетом нетрудоспособного населения и препятствий на начальном этапе развития – до стадии старта дошла бы только четверть из них, то численность МП на 1000 чел. населения в России могла бы составить порядка 25 фирм, что уже было бы вполне сравнимо с плотностью малого бизнеса в ряде развитых стран Европы.


Таблица 27. В течение последнего года предпринимали ли Вы что-либо, чтобы начать бизнес на практике – например, подыскивали место для размещения или оборудование, занимались подбором будущего персонала, работали над бизнес-планом, начали накапливать финансовые средства, готовили документы для регистрации, делали иные шаги?



Далее, если бы планы этих потенциальных предпринимателей удалось реализовать, то на российском рынке труда возник бы дополнительный спрос (см. табл. 28). Согласно самооценке опрошенных, они могли бы создать поначалу не менее 5 новых рабочих мест, а к исходу первых 5-ти лет существования фирмы – примерно утроить численность занятых. Если по-прежнему исходить из того, что при относительно благоприятных внешних условиях до старта могли бы дойти примерно 25% из них, то эти фирмы оттянули бы на себя около 15-20% экономически активного населения. (Разумеется, мы здесь исходим из идеальных условий, не принимая во внимание неизбежное расхождение планов с реальностью, а также тот факт, что значительная часть стартующих фирм банкротятся и закрываются в течение весьма короткого периода времени, так что занятые на них работники снова пополняют число безработных, и т.д.)


Таблица 28. Сколько чел. на новом предприятии...



Насколько реалистичными можно считать планы создания собственных новых фирм, во многом зависит от создания команды и наличия необходимых материально-финансовых ресурсов. Ответы респондентов показывают, что основным источником мобилизуемых финансовых средств являются их личные деньги, семейные сбережения и средства друзей в совокупности составляют примерно столь же важный источник. Несколько неожиданными являются данные о том, что примерно 1/5 получала (или надеется получить) финансирование для предпринимательского старта от банков, а 10% - из государственных программ (см. табл. 29). Далее, неожиданно малой является роль нынешнего нанимателя и знакомых и соседей – хотя значительная доля не ответивших на соответствующий вопрос именно по данным строкам может косвенно свидетельствовать о том, что роль неформальных финансовых партнеров в действительности все же является заметно более существенной.


Таблица 29. Получали ли Вы (рассчитываете ли получить) средства для начала деятельности данного предприятия из следующих источников:



Трудности старта

В выборке указанного обследования РНИСиНП оказался 121 действующий предприниматель, причем только 6 из них создали свои фирмы в 2001 г. и 1 – в 2002 г., поэтому в значительной степени высказывания и оценки опрошенных характеризуют трудности стартового предпринимательства за период рыночных реформ в целом, а не специфические проблемы, которые приходится решать стартующим МП в последние годы.

Действующие предприниматели, имеющие за плечами многолетний опыт ведения бизнеса, являются, пожалуй, наиболее квалифицированными экспертами при оценке нынешних условий для развития предпринимательства в целом (и открытия нового бизнеса, в частности).

В чем же основные трудности открытия собственного дела? Оценить их позволяют мнения как действующих (121 чел.), так и бывших предпринимателей (80 чел.), число которых в совокупности составило 201 чел. (11,4% от общей выборки). Истории успеха и неуспеха бизнеса весьма различны, если сгруппировать их в несколько более общих типов, то получается следующая картина:

* Удачно прошли регистрационно-разрешительные процедуры и продолжают заниматься бизнесом – 46,7% из числа «предпринимательской» подвыборки (5,3% выборки в целом);

* Удачно прошли регистрационно-разрешительные процедуры, но деятельность предприятий в силу разных причин прекратили – 27,4% (3,1%);

* Не смогли преодолеть барьеры на входе на рынок и бизнесом не занимаются – 2,5% (0,3%);

* Не смогли преодолеть барьеры на входе на рынок, но бизнесом занимаются – 4,0% (0,5%);

* Не пытались преодолевать барьеры на входе на рынок и бизнесом занимаются «по-черному» – 6,0% (0,7%);

* Занимаются бизнесом от случая к случаю, никак его не оформляя – 13,4% (1,5%).

Таким образом, высокие административные барьеры на входе на рынок стали причиной отказа от занятий бизнесом еще до старта только у 2,5% респондентов; если сопоставить это число с предпринимательским потенциалом в широком смысле слова, то это – примерно 2,2% из потенциально желающих заниматься бизнесом (13,5%) и примерно каждый пятый по отношению к тем, кто не только мечтает, но активно готовится к занятиям предпринимательством. В целом это свидетельствует – вопреки широко распространенному взгляду, - скорее, об относительной проходимости барьеров на входе на рынок для стартующих предприятий в России.

Анализ причин закрытия стартовавших бизнесов (см. табл. 30) показывает, что основной причиной этого, по мнению самих опрошенных, явилась недостаточность финансовых средств. Однако, если суммировать показатели по двум строкам, характеризующим роль властей (отсутствие связей и давление проверяющих органов), то в совокупности значимость административных факторов даже превышает значимость наличия финансовых средств – свыше 80%! Такое суммирование представляется тем более оправданным, что наличие связей, как правило, бывает необходимо именно для смягчения контрольно-проверочного пресса на бизнес. Иными словами, если верить полученной картине, то власти «мягко стелют» (барьеры на входе минимальны), но потом малому предпринимателю без нужных связей бывает «жестко спать.

Все остальные причины объективного и субъективного характера далеко уступают по своей роли в неуспехе малого предприятия – включая отсутствие грамотного бизнес-плана, недостаток специальных знаний и пресловутое давление криминальных структур.


Таблица 30. Если Вы в прошлом пытались начать собственный бизнес, но неудачно, в чем главные причины этого (выберите три наиболее важных варианта ответа):



Ответы на вопрос относительно необходимых предпосылок для успешного предпринимательского старта нисколько не меняют полученную картину (см. табл. 31): выясняется, что тремя самыми важными предпосылками являются все-таки, наряду со стартовым капиталом, а также – если суммировать их – личные связи в органах власти, контрольных и правоохранительных органах и, наконец, предпринимательский склад характера (последние два фактора собрали поровну – по 50% ответов).


Таблица 31. Что, по Вашему мнению, необходимо для успешного начала предпринимательской деятельности (выберите три наиболее важных варианта ответа):



Выводы

Итак:
1. Предпринимательский потенциал взрослого самодеятельного населения достаточно высок:

* каждый 10-й взрослый россиянин рассматривает для себя возможность предпринимательского старта (протопредприниматели);

* примерно 6% в течение последнего года осуществляли конкретные шаги по подготовке к открытию собственного дела (латентные предприниматели).

2. Из числа протопредпринимателей примерно 40% руководствуются вполне прагматическими соображениями, около 1/5 составляют «предприниматели поневоле» (вынужденные искать в предпринимательстве решение своих материальных проблем, но не имеющие особой склонности к предпринимательской деятельности), остальных можно охарактеризовать как «романтиков».

3. Если бы даже 1/4 латентных предпринимателей смогли реализовать свои бизнес-планы, то численность МП в стране увеличилась бы на порядок, причем примерно 15-20% экономически активного населения получило бы новые (или дополнительные) рабочие места.

4. Латентные предприниматели исходят из того, что через 5 лет после начала деятельности их фирм на них в среднем будет занято примерно 18 чел., уже действующие предприниматели (121 чел., или 6,9% от выборки) – чуть более 20 чел. При этом, правда, анализ ответов бывших предпринимателей (таких в выборке оказалось 80 чел., или 4,6% от выборки) свидетельствует, что стартовавшие МП подвержены весьма высокой смертности – почти ? из них закрывается в течение первых 4-х лет после начала деятельности.

5. При создании новых предприятий главную трудность представляет решение проблемы финансов. Основными источниками финансирования являются при этом традиционно личные и семейные сбережения, банки играют незначительную роль. Расширению финансовой базы стартового предприятия пока главным образом содействует лишь социальный капитал самого предпринимателя, наличие у него разветвленных личных связей и отношений: опрос показывает, что брать взаймы и одалживать деньги приходится значительной части предпринимателей, причем наличие дружеских каналов финансирования, по-видимому, позволяет делать это на беспроцентной основе.

6. Административные барьеры на входе на рынок (регистрация, лицензирование и т.п.) значительной трудности для начинающих предпринимателей не представляют, зато наличие или отсутствие возможности пользоваться административным ресурсом для ослабления давления со стороны контрольно-проверяющих органов уже после начала хозяйственной деятельности – важный фактор успеха, либо неуспеха стартовавшего бизнеса. Таким образом, успешный предприниматель на сегодня в России должен в первую очередь... уметь «ладить с властью», налаживать контакты с «нужными людьми», а вовсе не логистику, маркетинг или управление персоналом. Следовательно, можно сколько угодно заниматься снижением барьеров на входе на рынок, упрощая регламентирующие его процедуры (что тоже важно), но без решительного успеха в обуздании властей, с которыми тысячей нитей оказывается потом связан уже вставший на ноги бизнес, без разрушения административного произвола в отношении действующих предпринимателей ряды малого бизнеса пополняться не будут.

------------------------------------------------------------------
1См.: «Предпринимательский потенциал российского общества: анализ и рекомендации по содействию вовлечению населения в малый бизнес» на сайтах: http//:www.ecsoc.ru и http//:www.nisse.ru.

Оглавление:

Введение
1. Малое предпринимательство в постсоциалистической России: мифы и факты
2. «Человеческий потенциал» развития малого предпринимательства в России: есть ли он?
3. Основные проблемы и препятствия на пути развития малого предпринимательства
4. Государство и малое предпринимательство – от «вооруженного нейтралитета» к сотрудничеству
5. Развитие МП за рубежом: чему учит мировой опыт
6. Основные выводы, оценки и рекомендации


комментарии ()


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика