Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

Дискуссии

5. Развитие МП за рубежом: чему учит мировой опыт

16.10.2003

Малые и средние предприятия (далее МСП) в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик1. Если крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного потенциала страны, то МСП, являясь наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают социально-экономическую стабильность развития. О значимости МСП для ряда стран можно судить по приведённым в табл. 54 данным.


Таблица 54. Роль МСП в экономике некоторых стран


Примечание: в таблице приведены данные в соответствии с национальными стандартами каждой страны на 1999-2000 гг.


Сектор МСП отличается повышенной динамичностью, гибкостью, инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и к генерации новых рабочих мест. Например, в США за последнее десятилетие примерно 55% всех инноваций2 и около 75% новых рабочих мест были созданы в секторе МСП. При этом эффективность капиталовложений примерно в 9 раз выше, чем в сфере крупного бизнеса3.

Быстрый и устойчивый рост МСП в этих странах объясняется заинтересованностью правительства в развитии этого сектора экономики путём вовлечения населения в предпринимательскую деятельность. В рассматриваемых странах можно заметить множество сходных черт в системе государственной поддержки сектора МСП, что обусловлено мощным влиянием процессов экономической глобализации и активностью международных организаций и специальных программ (UNIDO, UN-ECE, PHARE, WASME, EBRD, TACIS, USAID и др.), специализирующихся в финансовой, технической и информационной помощи.

Опыт ряда стран с развитой рыночной экономикой и наиболее успешных восточноевропейских государств показывает, что наиболее эффективно государственную политику поддержки и развития МСП можно осуществлять через специализированный правительственный орган, имеющий достаточные ресурсные возможности и полномочия. Так, в США это SBA, в Великобритании – «Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса» (SBS), созданное в 2000 г. в составе Министерства торговли и промышленности (DTI), в Германии – генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий (DG VIII)4 в составе Федерального Министерства экономики и технологий (BMWA), в Японии – реорганизованное Министерство экономики, торговли и промышленности (METI)5, в составе которого создано новое Агентство малого и среднего предпринимательства (SMEA), в Венгрии - Национальный Совет по развитию предпринимательства и Министерство экономики, в Польше – Департамент ремесленничества, малого и среднего предпринимательства в Министерстве экономики. При этом часть исполнительных полномочий делегируется другим организационным структурам (профильным министерствам, контрольно-ревизионным службам, департаментам, банкам, фондам и т.п.). Функции всех вышеназванных ведомств во многом схожи, отличия заключаются в иерархии подчинённости и во взаимодействии с другими ведомствами, в организационной структуре и в масштабах деятельности, а так же в системе отношений с партнёрскими и общественными организациями.


Опыт США, Великобритании, Германии и Японии в поддержке МСП

Изучение головных государственных организаций ведающих поддержкой МСП в развитых странах показало, что наиболее кардинальное решение было найдено в США в форме такой организационной структуры, как «Администрация Малого Бизнеса при Президенте США» (Small Business Administration - SBA), созданной в 1953 г. Эффективность деятельности SBA подтверждается как фактом устойчивого развития США и мощью сектора МСП, так и использованием опыта SBA при проведении преобразований в системах поддержки МСП в государствах ЕС, Великобритании6 и Японии, а также в других странах.

В «Законе о малом бизнесе США» говорится, что экономика страны, основанная на частном предпринимательстве и свободной конкуренции, обеспечивающих национальное благосостояние и безопасность страны, невозможны без развитого сектора МСП, нуждающегося в постоянной поддержке7. В целях обеспечения высокого государственного статуса SBA было подчинено непосредственно Президенту страны и не могло быть аффилировано ни с одним другим правительственным органом8. Руководит деятельностью SBA Управляющий, кандидатура которого выдвигается Президентом и утверждается Сенатом.

К настоящему времени SBA является одной из наиболее крупных в мире правительственных организаций, специализирующихся в поддержке и развитии МСП. О влиятельности SBA говорит тот факт, что при годовом бюджете 18 млрд. долл. в 2002 г. она планирует привлечь в сферу МСП из различных источников около 400 млрд. долл., в том числе 46 млрд. долл. - по госзаказам. Т.е. либеральная экономическая политика ни в коем случае не отрицает возможности использования имеющихся у государства рычагов, когда речь идет о косвенной поддержке такого сектора экономики, как малое предпринимательство, даже в США.

SBA имеет 108 представительств во всех регионах и в крупнейших городах страны с общим штатом свыше 4,2 тыс. сотрудников9. Государственная поддержка МСП осуществляемых непосредственно структурными подразделениями SBA или уполномоченными компаниями, партнёрскими организациями и фирмами, а также консультационными пунктами, бизнес центрами и т.п.

В состав SBA10 входят 4 департамента, осуществляющих непосредственную оперативную работу по поддержке и развитию МСП, а также координирующих реализацию долгосрочных программ. Кроме того, имеются два независимых управления (Адвокатура и Генеральная Инспекция), один административный департамент (информационный центр, отдел трудовых ресурсов и плановый отдел) и 9 специализированных отделов и служб. Важнейшую стратегическую роль играют управления Адвокатуры и Генеральной Инспекции образованные, соответственно в 1976 г. и в 1978 г. по решению Конгресса, как независимые структурные подразделение в составе SBA. Руководители этих управлений утверждаются Сенатом из числа кандидатур, выдвигаемых Президентом США. Эти управления призваны реалистично оценивать и представлять объективную информацию о деятельности SBA в органы федерального правительства.

Важнейшими стратегическими функциями Адвокатуры SBA являются:

* Разработка стратегических направлений государственной политики в отношении МСП с учётом развития приоритетных видов деятельности.

* Информирование Конгресса о деятельности SBA и о спорных правовых вопросах. Оценка государственного регулирования на деятельность МСП. Контроль соответствия регулирующих актов SBA, нормам федерального законодательства

* Проведение исследований состояния МСП и оценка его роли в экономике страны. Изучение возможностей финансовых институтов в удовлетворении потребностей МСП, разработка рекомендаций по финансовой поддержке МСП.

* Тесное взаимодействие с государственными органами и с администрациями штатов, а так же с институтами, исследовательским центрами и общественными организациями.

* Выявление препятствий в развитии МСП, оказание правовой помощи предпринимателям, публикация официальных документов, касающихся деятельности МСП.


Важнейшими функциями оперативных подразделений SBA являются:

* Реализация государственной политики по отношению к мсп в конкретных мероприятиях и долгосрочных программах поддержки и развития МСП.

* обеспечение доступа к капиталу, стимулирование инвестиций в МСП, предоставление гарантий по обеспечению кредитов для МСП;

* обеспечение развития предпринимательской среды и эффективной работы инфраструктуры поддержки МСП;

* Обеспечение развития предприятий (размещение госзаказов, трансферт технологий, поддержка инноваций, развитие депрессивных районов, поддержка предпринимательства среди ветеранов, национальных меньшинств, женщин и других групп населения);

* Обеспечение финансовой помощи предпринимателям при бедствиях;

* Рассмотрение претензий в отношении неправомерных действий SBA, других государственных или местных органов власти.

* Координация оперативной деятельности региональных, территориальных и местных отделений SBA , а так же уполномоченных партнерских организаций;

* Обеспечение открытости деятельности SBA, публикация документов о программах поддержки МСП, информационное обслуживание и общественные связи.


Важнейшим функциями Генеральной Инспекции SBA являются:

* Повышение эффективности управления функциями и программами SBA путём контроля расходования бюджетных средств, аудиторских проверок и обследований;

* Критический обзор существующего законодательства и регулирующих актов, экспертиза новых законопроектов с целью выработки рекомендаций по их улучшению;

* Эффективное сотрудничество с федеральными, региональными и местными органами управления, с различными неправительственными организациями в целях совершенствования деятельности SBA и реализуемых программ поддержки ;

* Докладывать о нарушениях законодательства Генеральному Прокурору. Информировать Управляющего SBA и Конгресс о серьезных проблемах в секторе МСП и в деятельности SBA. Принимать меры по их устранению с последующей оценкой результатов;

* Контролировать работу подразделения SBA и проверять лояльность сотрудников. Предотвращать нарушения финансовой дисциплины. Обеспечивать информационную и финансовую безопасность в структурах SBA. Расследовать случаи коррупции, служебных преступлений, мошенничества и злоупотребления в деятельности SBA, её партнёров или клиентов совместно с различными следственными органами. Представлять и защищать интересы SBA в судебных органах.


В зависимости от исторического развития различных стран, наблюдаются существенные различия в построении органов государственной власти и степени либерализации в системе управления. Вышеперечисленные функции могут быть распределены между различными государственными структурами. Например, в Великобритании для координации деятельности различных правительственных организаций в каждом ведомстве назначены ответственные за выполнение и оценку результатов реализации стратегических направлений развития и поддержки МСП, а важнейшие вопросы регулярно рассматриваются Правительством.

Поскольку в России сложилась система министерств-корпораций, соперничающих друг с другом за влияние на принятие политических решений и ресурсы, целесообразнее сосредоточить соответствующий объем полномочий и бюджетных ресурсов в рамках одной структуры – агентства или фонда. В этом смысле, для нашей страны предпочтительнее ориентироваться на опыт SBA как пример создания интегрированного и действенного государственного органа, обладающего достаточными ресурсами и полномочиями для эффективной поддержки и развития МСП в России. С др. стороны, это не отменяет необходимости сосредоточения функций определения приоритетов и контроля за использованием бюджетных ресурсов на их реализацию в др. органе – со статусом государственного комитета или министерства.

SBA, как и соответствующие органы поддержки малого предпринимательства в др. странах, где такая политика осуществляется наиболее эффективно, организуют разветвленную сеть представительств, отделений, консультационных пунктов, бизнес-центров и уполномоченных компаний полностью или частично финансируемых из средств федерального бюджета. Кратко остановимся только на некоторых видах поддержки МСП, которые, не требуя больших капиталовложений, нашли здесь широкое распространение:

* «Консультационные бюро руководящих работников в отставке» (Service Corps of Retired Executives - SCORE), работа которых связана с использованием опыта высококвалифицированных специалистов, ныне вышедших на пенсию, для консультаций и технической помощи МСП. В 389 консультационных пунктах США сотрудничают 11400 пенсионеров, которые ежегодно консультируют свыше 400 тыс. клиентов. Аналогичные структуры действуют в странах ЕС (European Senior Service Network - ESSN), оказывая консультационную помощь с выездом на предприятия, в том числе и в страны СНГ по программе TACIS. В нашей стране этот опыт может быть применён путём создания локальных баз данных о высококвалифицированных пенсионерах, заинтересованных в активном сотрудничестве с местными структурами поддержки МСП.

* Во многих странах (Германия, США, Япония и др.) для получения крупных кредитов или достаточно весомой технической помощи, предприятие должно представить объективные сведения по организационным, финансовым, техническим, кадровым и другим аспектам своей деятельности. Такие сведения обычно подготавливаются уполномоченными специализированными организациями или диагностическими центрами. Это существенно снижает риски вложения средств в предприятия. В нашей стране, при ограниченности ресурсов, при массовых обращениях за финансовой помощью и при частых случаях невозвращения выделяемых кредитов необходимо введение института обязательного диагностирования предприятий, нуждающихся в финансовой или технической помощи, либо в реструктуризации. Это будет способствовать сбережению средств и целевому их использованию, а так же повышению ответственности предпринимателей.

* Мощным рычагом косвенной финансовой поддержки МСП, является предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ обеспечения доступа МСП к финансовым ресурсам. Такие программы существуют в США, Японии, Германии и многих др. странах. Например, в США на 2002 г. было выделено 17,5 млрд. долл. для предоставления гарантий на кредитование и под инвестиционные капиталовложения. Существует свыше 20 специализированных кредитных программ (краткосрочных – для приобретения оборотных средств, обеспечения экспортных операций, оказания экстренной помощи и др.; долгосрочных - для приобретения недвижимости, оборудования и/или для модернизации и расширения деятельности, помощи при бедствиях, проведения НИОКР, и др.). Развитие подобной системы в нашей стране позволит значительно расширить базу финансовых ресурсов поддержки МСП за счет привлечения частного капитала.

* Интересен опыт инвестиционного кредитования МСП, широко распространённый в США, Японии и Англии. В его основе - создание сети частных инвестиционных компаний (Small Business Investment Companies – SBIC), которые, используя собственный капитал и привлекая заимствованный капитал под гарантии SBA, осуществляют различные инвестиции в МСП. Эти компании предоставляют акционерный капитал, долговременные займы, облигационные займы, а также оказывают услуги по финансовому менеджменту. Побудительным стимулом для их деятельности является возможность участия в прибылях в случае успешного развития и дальнейшего расцвета малых предприятий.

* Примером поддержки инновационной деятельности МП в США являются программы «Инновационные исследования в МСП» (Small Business Innovation Research -SBIR11) и «Распространение технологий МСП» (Small Business Technology Transfer – STTR)12. Эти программы обеспечивают бюджетное финансирование на конкурсной основе НИОКР, проводимых предприятиями сектора МСП по тематике ведущих федеральных ведомств (NASA, министерства обороны, энергетики, транспорта, медицины, образования и др.). Такие работы проводятся в три этапа. Только призёры 1-го этапа (длительностью до 1 года), допускаются ко 2-му этапу (длительностью до 2 лет), на котором объём субсидирования НИОКР в 3-5 раз больше. Призёры 2-го этапа допускаются к 3-му этапу, на котором самые успешные инновационные разработки выигрывают подряды на коммерциализацию и практическое внедрение своих разработок в производство. Развитие и совершенствование технологий осуществляется программой STTR, которая стимулирует малые предприятия к взаимодействию с некоммерческими исследовательскими институтами.

* Очень серьёзной проблемой инновационных предприятий сектора МСП является защита прав интеллектуальной собственности. В этой связи правительство Японии, по примеру США, предприняло ряд организационных и законодательных мер, обеспечивающих совершенствование национальной системы регистрации прав интеллектуальной собственности, её защиты и распространения. В условиях нашей страны, по-видимому, целесообразно создать смешанный экспертный совет, состоящий из представителей Миннауки, МАП, специализированных банков и международных донорских организаций, наделённый правом давать заключения о целесообразности финансирования затрат на патентование инновационных разработок малых предприятий и сертификацию новых продуктов в других странах. Для финансирования этих затрат можно использовать государственные гарантии и механизм льготного кредитования. Это позволит многим инновационным предприятиям найти средства для патентования и сертификации имеющихся разработок, обладающих мировой новизной и конкурентоспособностью, облегчив им возможность выхода на мировые рынки.

* Исходя из ограниченности финансовых и материальных ресурсов, которые можно направить на дальнейшее развитие МСП, целесообразно обратиться к опыту Великобритании и Японии в части подходов в формировании приоритетных направлений развития МСП. Например, в Великобритании в целях оптимизации использования финансовых ресурсов с 2000 г. принята 2-уровневая система приоритетов поддержки МСП. Аналогично этой системе, предлагается рассмотреть целесообразность применения подобной системы в нашей стране. Первый уровень приоритетов должен соответствовать масштабам общегосударственного применения и способствовать ускоренному накоплению ресурсов необходимых для экономических и социальных преобразований, обеспечивая высокую результативность поддержки и развития конкретных групп предприятий, обладающих стратегической важностью для социально–экономического развития страны. Второй уровень - должен соответствовать региональным и местным целям социально-экономического развития и накапливать для их достижения достаточные ресурсы путём поддержки наиболее эффективных и быстро развивающихся предприятий, а также предприятий высокой социальной значимости. В случае, если предприятие отвечает нескольким целевым приоритетам, оно может рассчитывать на предоставление финансовой поддержки из нескольких источников и/или получить дополнительные льготы.

* По мере экономического роста можно приступить к созданию национальной системы информационного обслуживания МСП. В качестве примера кратко рассмотрим сеть бесплатного информационного обслуживания американской SBA-Net, в которой действуют следующие информационные системы:

a) ACE-Net (Angel Capital Electronc Network) - служба поиска инвесторов и финансовой поддержки для МСП на сумму от 0,25 до 5 млн. долл.

b) Business LINC - система обеспечения информацией предпринимателей о возможностях взаимодействия малых средних и крупных предприятий.

c) PRO-Net – система для осуществления маркетинговых исследований в части изыскания и размещения государственных, региональных и частных заказов, о поставках и закупках, TECH-Net - информационная система о технологических ресурсах, высоких технологиях и предприятиях реализующих эти технологии или ведущих НИОКР в этих направлениях, Trade Net – система для развития экспортных возможностей МСП и поиска партнеров в международной торговле, предоставление консультаций и информации о финансовых, правовых, таможенных и других особенностях осуществления экспортных операций.

d) SUB-Net - система для размещения сведений генеральных подрядчиков (федеральных, региональных и местных органов власти, крупных предприятий, международных компаний и др.) о текущих или перспективных субконтрактных возможностях для МСП.


В связи с острой необходимостью реструктуризации многих отечественных крупных предприятий, находящихся в кризисной ситуации, целесообразно учесть опыт экономических преобразований в восточной части объединённой Германии. Особенно интересен подход Германского Федерального Ведомства Опеки (ФВО) в части разукрупнения холдингов и крупных предприятий и выделения из них малых предприятий с обеспечением для них устойчивого взаимодействия с другими поставщиками, производителями и потребителями продукции. При этом ФВО всячески облегчало для мелких собственников условия приобретения недвижимости и создания малых предприятий в ходе реструктуризации крупных предприятий. Для этого недвижимость реструктурируемых предприятий продавалась им в рассрочку без земельного участка, с освобождением от платежей в течение первых 2-4 лет, а передача земли осуществлялась на условиях долгосрочной аренды с последующим выкупом. Такой подход дал возможность оздоровить многие кризисные крупные предприятия и активизировать сектор МСП, одновременно снизив социальную напряженность в местах с высоким уровнем безработицы.

Опыт многих стран свидетельствует об эффективном использовании возможностей сектора МСП в сфере выполнения государственных и муниципальных заказов. В этих странах имеются четкие правовые механизмы и соответствующие подразделения при государственных органах поддержки МСП, которые заняты размещением госзаказов в секторе МСП на конкурсной основе. Кроме того, существует система субконтрактации, которая предусматривает для крупных предприятий возможность размещения определённой части заказов в МСП. С целью обеспечения гарантий качественного и своевременного исполнения госзаказов, проводится официальная сертификация предприятий способных выполнять госзаказы и составляются реестры таких предприятий. Распределению госзаказов производится на конкурсной основе.

В США крупные предприятия обязаны размещать в секторе МСП до 20% оборонных заказов. В 2002 г. стоимость госзаказов, выполненных силами МСП, достигнет 46 млрд. долл. Целесообразно воспользоваться имеющимся опытом развитых стран и создать в нашей стране систему размещения госзаказов в секторе МСП. Это позволит создать конкурентную среду в сфере исполнения госзаказов, даст возможность дополнительного финансирования МСП, поднять их технический уровень и снизить стоимость заказанной продукции.

Большой интерес для нашей страны представляет опыт вовлечения старших школьников и студентов в предпринимательскую деятельность. Правительством Германии при содействии Deutsche Ausgleichsbank (Германского компенсационного банка) и др. партнеров в университетах страны создано 42 кафедры предпринимательства. Реализуется программа EXIST для финансовой поддержки и стимулирования студенческого предпринимательства. Германским Институтом Труда запущена программа JUNIOR для старших школьников по созданию мини-предприятий, работающих в рыночных условиях под контролем опытных консультантов. В 2001-2002 гг. в 12 регионах страны было создано 220 таких мини-предприятий, в которых сотрудничало свыше 3000 учащихся.

Особый интерес представляет сфера рискового (венчурного) предпринимательства, которая обеспечивает мощное развитие деловой активности в новых видах деятельности. В Германии для поддержки рисковых предприятий в 2001 г. запущена программа «Венчурный Капитал для Малых Технологических Компаний» (VTC), в рамках которой через ассоциацию фондов венчурного капитала или через донорские организации удалось предоставить свыше 0,5 млрд. евро для 1000 молодых венчурных предприятий. Германское правительство поддерживает развитие рынка венчурного капитала и содействует организации Германской Сети Добровольных Инвесторов (Business Angel Network Germany), что позволило в последние годы создать 40 таких структур, объединив их в общенациональную сеть. В части ускорения технологического и инновационного прогресса в секторе МСП реализуется 6 государственных программ, в их числе «Программа инновационной поддержки МСП» (PRO INNO) по интенсификации проведения НИОКР предприятиями сектора МСП в кооперации с научными учреждениями. Этой программой предусматривается возможность временного перевода специалистов из институтов в малые предприятия, и наоборот. В этой связи в нашей стране было бы целесообразным создать систему из нескольких рисковых фондов, финансовые средства которых могли бы вкладываться в предприятия, действующие на самых передовых позициях научно-технического прогресса, способных дать эффективное ускорение для развития нашей экономики и для создания новых рыночных ниш. Созданный в 1995 г. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в силу скудного финансирования и особенностей бюджетного кодекса вынужден заниматься не кредитованием и иными рыночно-конформными формами поддержки инноваций, а выделением грантов, т.е. расходовать средства на безвозвратной основе.

Значительный вклад в развитие МСП вносит совершенствование принципов менеджмента, маркетинга, финансового планирования на МП, поэтому правительство Германии, например, через сеть ТПП и другие партнерские организации финансирует обучение и консультирование молодых предпринимателейi>. Ежегодно более 200 тыс. предпринимателей бесплатно получают соответствующие консультации. В новых землях создано 40 консультационных центров. В 30 городах проводятся круглые столы по обмену опытом выхода из кризисных ситуаций с участием предпринимателей и иностранных экспертов.


Для России весьма полезен учет опыта совершенствования законодательства и правоприменения
– особенно в странах ЕС и конкретно в Великобритании. Сложная и обременительная система государственного регулирования экономической деятельности (административные барьеры) препятствует развитию МСП. Поэтому тщательная разработка новых и совершенствование ранее принятых правовых актов, наряду с упрощением административных механизмов регулирования экономической деятельности МСП, позволяют интенсифицировать рождение новых предприятий и создать благоприятные условия для их дальнейшего развития. Для этого в кабинете министров Великобритании был в 1995 г. образован отдел по оценке эффективности мер государственного регулирования (Regulatory Impact Unit13 – RIU). В обязанности RIU входил поиск путей упрощения и оптимизации действующих и вновь разрабатываемых правовых норм, а также обеспечение адаптации правоприменительной практики Великобритании с законодательством ЕС. RIU тесно взаимодействует со всеми правительственными и общественными организациями, обеспечивая аналитическую оценку эффективности действующих и вновь разрабатываемых правовых актов и процедур, а также разрабатывает рекомендации по их дальнейшему совершенствованию. При содействии RIU за с 1995 по 2001 гг. было принято 48 правовых актов по дерегулированию предпринимательской деятельности. RIU сотрудничает с группой независимых экспертов (Better Regulation Task Force - BRTF), которая консультирует Правительство по вопросам экспертизы законопроектов и их совершенствованию, по повышению эффективности и доверия к инструментам государственного регулирования.

Концепция совершенствования системы государственного регулирования экономической и общественной деятельности в Великобритании базируется на следующих 5 основных принципах «благотворного регулирования», принятых в ЕС:

Прозрачность для пользователя:

* Предмет регулирования должен быть чётко выявлен и ясно сформулирована цель регулирования;

* Все необходимые консультации должны быть осуществлены до разработки и применения соответствующих регулирующих актов;

* Должны бать четко определены меры наказания за несоблюдение соответствующих регулирующих актов;

* Регулирующие акты должны быть просты по содержанию и ясно сформулированы, комментарии к ним должны быть изложены общедоступным языком;

* Субъекты, подпадающие под действие регулирующих актов, должны быть ознакомлены со своими обязанностями и возможными отступлениями, кроме того, они должны получать поддержку (в виде методик, практических примеров) и достаточное время для выполнения требований этих актов.

Ответственность:

* Регулирующие органы и лица осуществляющие право применение должны быть подотчётны Правительству, общественности, парламенту и законодательным органам;

* Субъекты регулирования должны понимать ответственность за свои действия;

* Апелляционные процедуры должны быть общеизвестными, доступными, справедливыми и эффективными.

* Правоприменители регулирующих актов должны быть добросовестными и обладать достаточными правами для эффективной деятельности.

Сбалансированность:

* Любая правоприменительная акция должна быть пропорциональна риску нарушения, с наказанием пропорциональным нанесённому ущербу;

* Уступки в применении санкций, должны находиться в пределах, допустимых соответствующим регулирующим актам, а правоприменитель должен исходить из принципа применения, в первую очередь, минимальных санкций;

* Применение иных мер воздействия, альтернативных государственному регулированию должно быть тщательно и всесторонне рассмотрено, т.к. они могут оказаться более эффективными при меньших затратах на их осуществление.

Системность (последовательность):

* Применение новых регулирующих актов должно находиться в соответствии с действующими правовыми нормами государственного регулирования;

* Ведомственные инспекторы не должны противоречить друг другу в применении регулирующих актов;

* Правоприменительные службы, должны применять по всей стране единые согласованные нормы государственного регулирования;

* Регулирующие акты должны быть совместимы с международным торговым правом, законодательством ЕС и с требованиями справедливой конкурентной политики;

* Согласованные директивы ЕС должны последовательно применяться во все странах ЕС и их адаптация к национальным условиям не допускает смягчения или ужесточения;

Целенаправленность:

* Действие регулирующего акта должно быть направлено на решение определённой проблемы, избегая приблизительных и размытых формулировок;

* Стремиться к достижению необходимых результатов, осуществляя гибкое взаимодействие правоприменительных служб с субъектами регулирования, при определении оптимальных путей достижения ясных и четко выраженных целей;

* Регулирующие акты должны периодически пересматриваться для определения их действительной необходимости и эффективности. При необходимости, устаревшие акты должны быть модифицированы или аннулированы;

* Если действие регулирующих актов несоразмерно влияет на малые предприятия, государство должно принять меры поддержки для тех предприятий, которые оказались ущемленными вплоть до предоставления им целевых компенсаций.

Благодаря реализации вышеперечисленных мер Великобритания вышла на 2-е место среди 60 развитых стран по созданию наиболее благоприятных условий для развития предпринимательства14. Предпринимательство, начиная с 1997 г., экономило ежегодно около 10 млрд. фунтов только за счет сокращения формальных процедур и бюрократической волокиты. Увеличилась интенсивность создания новых предприятий, темпы роста в 2000 г. достигли 8% (было создано 410 тыс. новых предприятий). За 1997-2000 гг. в целом было создано боле 1,5 млн. новых предприятий, из которых 99,8% относятся к категории малых.


Опыт Венгрии и Польши в развитии МСП

В России наибольший интерес должен вызывать подход, применяемый в бывших социалистических странах в сфере государственной политики развития МСП. Так, в Венгрии в значительной мере этому способствовало принятие закона о развитии и поддержке МСП, который чётко определяет категорию микро-, малых и средних предприятий, предусматривает необходимые финансовые ресурсы для содействия их развитию и устанавливает экономические условия, обеспечивающие в долговременной перспективе усиление их конкурентоспособности и адаптацию к требованиям ЕС и ВТО. В соответствии с законодательством, государственный бюджет Венгрии в обязательном порядке включает расходы на поддержку МСП, с указанием конкретных программ и форм поддержки. Венгерские предприниматели (в том числе, иностранные инвесторы) могут рассчитывать на целевые бюджетные субсидии и на значительные налоговые льготы. Выделено 4 группы налоговых льгот: общие налоговые льготы, рассчитанные на стимулирование инвестиций; налоговые льготы, стимулирующие НИОКР; налоговые льготы, специально ориентированные на представителей МСП; региональные налоговые льготы.

Принципиально важно, что разработка стратегии развития и поддержки МСП в Венгрии предусматривает оценку возможных последствий предполагаемых мер государственного регулирования экономикой на будущее состояние рынка МСП. Вот почему при выработке государственной политики в отношении МСП усилены функции Национального Совета по развитию предпринимательства - при активном вовлечении общественных предпринимательских организаций в обсуждение и принятие государственных решений в области экономического регулирования.

Система государственной поддержки МСП в Венгрии может служить примером сосредоточения особого внимания на организации структур, имеющих стратегическое влияние на развитие МСП, в их число входят:

* Национальный Совет по развитию предпринимательства и Министерство экономики являются высшими органами, определяющими направления государственной политики в отношении МСП и контролирующими её реализацию;

* Агентство по развитию инвестиций и торговли, а также холдинги регионального развития, курирующие распределение средств на поддержку МП;

* Венгерский Государственный банк развития, выдающий и контролирующий распределение средств на поддержку МП, Государственное акционерное общество гарантий;

* Государственный фонд поддержки инновационной и научно-исследовательской деятельности, Фонд развития МСП (организован государством и частными организациями), сеть Торгово-промышленных палат (ТПП) и Центров развития предпринимательства;

Анализ общей стратегии рыночных реформ в Венгрии показывает, что факторы государственной поддержки и международной интеграции наиболее эффективны в сочетании с усилиями региональных и местных органов власти. При этом развитие сектора МСП в венгерской экономике в основном происходит по двум следующим направлениям:

а) устойчивая положительная динамика жизненного уровня населения способствуют развитию МСП в секторе потребительских товаров и услуг;

б) разнообразная интеграция МСП в крупные хозяйственно-кооперационные системы при лидерстве крупных предприятий высокого технологического уровня («кластерная система»).

Примером «кластерной системы» могут служить вновь созданные вертикально-интегрированные центры промышленности. Так в г. Эстергоме, с участием автомобильной корпорации «Судзуки» создано головное предприятие по выпуску 80 тыс. автомобилей в год, на котором трудится чуть более 2 тыс. человек. Это предприятие имеет 55 основных поставщиков, у каждого из которых есть еще 4-5 своих «субпоставщиков» (в основном - это средние предприятия), кроме того, работает еще 119 дилеров и сервисных центров (в основном малые предприятия). Всего эта «кластерная система», объединяющая крупные средние и малые предприятия, дает работу примерно 35 тыс. человек.

Особый интерес представляет опыт создания и поддержки индустриальных парков для развития производственной деятельности при крупных компаниях. Индустриальные парки и бизнес-парки финансируются через государственные дотации, а также некоторыми крупными предприятиями, и в рамках международных программ технической помощи. Индустриальные парки в Венгрии схожи со свободными экономическими зонами со специальным таможенным режимом. В такие парки входят инновационные, производственные, обслуживающие и прочие группы предприятий. Для привлечения иностранного капитала в такие парки региональные власти предоставляют им различные преференции и налоговые льготы. Многие индустриальные парки создаются на базе простаивающих площадей крупных промышленных предприятий.

Примером взаимосвязанного подхода к проблемам поддержки МСП и подъема национальной экономики может служить принятие в 2001 г. «Плана Сечени», который включает 55 базовых программ и подпрограмм. Государственные средства по данным программам распределяются только на конкурсной основе и поддерживаются существенными налоговыми льготами для отечественных и иностранных инвесторов. Основными условиями участия в программах являются:

* Поддерживаются не предприятия, а только бизнес-планы и инвестиционные проекты;

* поддержка осуществляется только на конкурсной основе, при долевом самофинансировании инвестиционных проектов (не менее 25% собственных средств);

* К приоритетным направлениям относятся инновационная деятельность, субконтрактация в производстве, посредничество и туризм.

Успешное развитие Польши в решающей степени связано с проводимой государственной политикой в отношении МСП, которая охватывает комплекс таких направлений, как совершенствование регулирующего и налогового законодательств, развитие инфраструктуры поддержки МСП, обеспечение доступа к финансовым ресурсам, создание благоприятных условий для развития МСП. Правительством была разработана специальная Программа развития МСП на 1995-1997 гг., в рамках которой была образованы следующие базовые организационные структуры поддержки МСП и реализованы важнейшие мероприятия:

* В 1995 г. был создан Польский фонд поддержки и развития МСП (ПФПРМСП), обеспечивший взаимодействие 240 различных агентств и институтов поддержки МСП. Фонд сотрудничает с Правительством и Парламентом, предоставляя информацию о состоянии сектора МСП и участвуя в разработке предложений по перспективным направлениям государственной политики в отношении МСП.

* В 1997 г. был создан Национальный фонд кредитных гарантий для облегчения кредитования МСП. Позже была создана сеть местных гарантийных фондов для поддержки и развития МСП в сельских и депрессивных районах.

* В 1997 г. начало функционировать Агентство развития техники и технологий, обеспечивающее продвижение современной техники и инновационных технологий в целях увеличения конкурентоспособности польских товаров.

* Польским главным комитетом статистики на основе совершенствования методов статистического наблюдения была значительно улучшена система мониторинга и анализа состояния сектора МСП. Исследования деятельности сектора МСП проводились также Министерством экономики и ПФПРМСП. Их результаты положены в основу разработки новой государственной политики по отношению к предпринимательству.


Примером государственной стратегии обеспечения устойчивого экономического роста в стране может служить государственная программа «Директивы Правительства по развитию МСП до 2002 г.». В них сделан особый упор на развитие потенциала сектора МСП по следующим основным направлениям:

* Повышение конкурентоспособности сектора МСП (совершенствование технологий, доступ к госзаказам, снижение затрат на оплату труда, и др.);

* Обеспечение роста экспортных возможностей МСП (стратегия развития экспорта и облегчение проникновения на внешние рынки, разработка информационной системы об экспортных возможностях исходя из требований ЕС и потребностей зарубежных рынков, помощь в сертификации по стандартам ISO и в осуществлении необходимых административных процедур, доступ к экспортным кредитам, участие в программах ЕС по развитию торговли).

* Обеспечение роста инвестиций в сектор МСП (создание системы налогообложения стимулирующей инвестиционные процессы, а также облегчение доступа к внешним финансовым источникам: банкам, рынку капиталов, венчурным фондам, финансовому лизингу). Распространена в Польше и практика создания свободных экономических зон, где действует льготный налоговый механизм. В зависимости от рода деятельности там можно получить полное или частичное освобождение от налогов на срок от 10 до 25 лет.

* Облегчение деятельности польских МСП на рынках ЕС и дальнейшая интеграция хозяйства страны в экономику ЕС (сближение налогового и административного законодательства с системой экономического регулирования в ЕС, снижение административных барьеров, дерегулирование законов о труде и др.).

* Программа развития экспортных возможностей МСП (EXPROM II).

* Специальная программа по развитию инфраструктуры поддержки МСП в рамках которой создана национальная система обслуживания сектора МСП, включающая сеть из 136 независимых сервисных центров, предоставляющих следующие 4 типа базовых услуг:

a) Консультирование (создание предприятия, маркетинг, финансирование, законодательство, планирование и управление, человеческие ресурсы, внедрение инноваций, развитие экспорта, улучшение качества, защита окружающей среды и др.);

б) Обучение и практическая подготовка (маркетинг, финансы, управление, иностранные языки, пользование компьютером и др.)

в) Информационное обслуживание (поиск партнеров, проверка кредитоспособности компаний, информация о ярмарках и выставках и др.);


г) Финансовые услуги и оказание помощи в получении финансовых средств;

д) Создание единой базы всех юридических документов, необходимых каждому предпринимателю со свободным доступом через Интернет.

Таким образом, и в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народнохозяйственных комплексов осуществляются определенные меры содействия саморазвитию малого предпринимательства, облегчающие вхождение в рынок, нахождение источников финансирования, партнеров, сбытовых цепочек, снижение системных рисков и т.п. По-видимому, не все описанные выше меры могут быть применены в России. Однако важно подчеркнуть: везде государство инициирует создание и развитие определенной инфраструктуры, обеспечивая для этого правовую базу, финансовые условия, организационно-методическое и аналитическое сопровождение.

-----------------------------------------------------
1 Критерии отнесения фирм к числу МСП – несколько иные, нежели в России: к числу малых относятся, как правило, предприятия с числом занятых до 50 чел., средних – до 200 чел. Кроме того, есть и др. критерии, связанные с годовым оборотом, и т.п.

2 Данные на 19.09.2002 - см. http://www.sba.gov/aboutsba/.

3 U.S. SBA. The Millenium: Small Business and Enterpreneurship in the 21-st Century. Washington 1995.

4 http://www.bmwi.de/Homepage/English pages/The ministry/DG08.jsp

5 http://www.meti.go.jp/english/other/METIintroduction/c10130ej.html

6 Доклад Директора SBS в марте 2000 г. об опыте работы SBA US - David Irwin. Small Business Support: Lessons from the United States.

7 US Small Business Act, P.L. 85-536, approved 10.15. 2001. §2.

8 US Small Business Act, P.L. 85-536, approved 10.15. 2001. §4.

9 Small Business Sourcebook. The 8-ht Edition. Kathleen E. Maki (Ed.) Gale Research Inc. 1995. Vol. I-II.

10 Cм. отчёт Генеральной Инспекции SBA за 2001 г. (http://www.sba.gov/IG/sar3-01.pdf).

11 Более подробно смотри http://www.sba.gov/sbir.

12 Более подробно см. http://www.sba.gov/sbir/indexsbir-sttr.html.

13 http://www.cabinet-office.gov.uk/regulation

14 http://www.cabinet-office.gov.uk/regulation/history/facts.htm


Оглавление:

Введение
1. Малое предпринимательство в постсоциалистической России: мифы и факты
2. «Человеческий потенциал» развития малого предпринимательства в России: есть ли он?
3. Основные проблемы и препятствия на пути развития малого предпринимательства
4. Государство и малое предпринимательство – от «вооруженного нейтралитета» к сотрудничеству
5. Развитие МП за рубежом: чему учит мировой опыт
6. Основные выводы, оценки и рекомендации


комментарии ()


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика