Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

Дискуссии

6. Основные выводы, оценки и рекомендации

16.10.2003

Проведенный выше анализ состояния малого предпринимательства позволяет сделать вывод, что нынешние трудности в становлении и развитии российского малого предпринимательства лежат в основном за пределами самого этого сектора.

В нынешней модели развития российской экономики, нацеленной прежде всего на экспорт топливных ресурсов, малый бизнес пребывает на задворках. Несмотря на ряд «судьбоносных» встреч и заседаний на самом высшем уровне, отсутствует целенаправленная государственная политика в отношении развития малого бизнеса. При формировании законодательной базы, бюджетном планировании вопросы и нужды малого предпринимательства практически не включаются в рассмотрение.

Государство через законодательство и фискальные органы пытается частично переложить на малый бизнес недобор налоговых поступлений с крупного бизнеса и финансово-промышленных групп, делает его заложником своего неумения или нежелания рационально распорядиться ресурсами и собственностью для наполнения бюджета.

Несмотря на предпринятые в последнее время шаги в области реформирования налоговой системы, а также некоторого упорядочивания контрольно-разрешительной деятельности государственных ведомств, внешняя среда предпринимательской деятельности остается неблагоприятной, существенного снижения административных барьеров (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т.д.) не произошло.

Отсутствие стабильности и противоречивость законодательства, невыполнение взятых на себя государтвом обязательств по отношению к малому предпринимательству, кадровая чехарда на федеральном уровне порождают неуверенность в завтрашнем дне, ведут к свертыванию деловой активности.

Государством не предпринимается мер для стимулирования предпринимательской активности населения, которая сама по себе достаточно высока. Нет механизма поддержки стартующих предприятий.

Основной вывод – неудовлетворительная ситуация в развитии малого предпринимательства является следствием серьезных системных просчетов в стратегии реформирования экономики страны. Решение глубинных проблем связанно с серьезной ревизией целей, средств и методов государственной социально–экономической политики в отношении малого и среднего бизнеса.

Следует понимать, что государственная политика в отношении предпринимательской деятельности может быть эффективной только при условии ее соответствия внутренней логике и мотивам развития самого предпринимательства. Она должна оказывать содействие (по сути, в основном снимать препоны) на пути саморазвития бизнеса, реализации предпринимательского потенциала россиян.

Эти цели достижимы только при глубокой реформе самого государства, прежде всего – исполнительной власти, серьезном перераспределении налоговых поступлений от предпринимательской деятельности в пользу регионов и местного самоуправления, выращивании институтов, которые могут обеспечить косвенную селективную поддержку наиболее перспективных групп (молодежного, инновационного малого бизнеса) малых предприятий. Разумеется, на это потребуется время. Возможно - десятилетия. Но есть меры, которые необходимо и можно принять немедленно, не откладывая.

Очевидно, что нынешний госаппарат может пойти на такие шаги только под сильным и постоянным давлением политических сил и общественных объединений, озабоченных состоянием малого предпринимательства в России. Важно, чтобы эти силы смогли договориться о согласованных действиях – при сохранении всех различий в программатике и подходах к др. проблемам социально-экономического и политического устройства России, а не использовали тему малого предпринимательства как предвыборный трамплин.

Кое-что сделать для облегчения положения малого бизнеса в самое последнее время уже удалось:

* сокращено число лицензируемых видов деятельности с 2000-2500 до 120 и список подлежащих лицензирования видов деятельности сделан закрытым,

* ограничены возможности ряда контролирующих органов по проведению неограниченного числа проверок по собственному усмотрению,

* в законодательстве прописана регистрация в "одном окне",

* снижена ставка налога с выручки для предпринимателей, перешедших на упрощенную систему, до 6%,

* удалось добиться повышения предельных размеров торговых площадей для "вмененщиков" до150 кв. м,

* предельный размер оборота для предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, повышен с 4 млн. руб. до 15 млн. руб. в год,

* в список расходов предприятий торговли, относимых на себестоимость, включены расходы на покупку товаров для реализации,

* в федеральном законе прописали предельные показатели доходности по единому налогу на вмененный доход, а коэффициент К2 устанавливается от 0,05 до 1 (первоначально предлагалось - от 0,1 до 1),

* добились отмены единого социального налога в 2002 г. - задним числом, с компенсацией уже уплаченных сумм,

* кадастровый коэффициент К1 в 2003 г. при расчете единого налога на вмененный доход не применяется,

* в Бюджетном кодексе закреплено расщепление налогов от малого бизнеса, при котором значительная часть (45%) поступлений попадает в местные бюджеты,

* разрешается включать в расходы суммы таможенных платежей,

* более четко прописано ограничение по стоимости амортизируемого имущества – теперь оно оценивается по остаточной стоимости.

Но этого мало.

Программа-минимум по улучшению предпринимательского климата для малого предпринимательства


Необходимо принятие следующих неотложных мер с целью создания благоприятной среды для развития малого предпринимательства, которые должны быть реализованы в течение 300-500 дней:


1. Подготовка и внесение взамен ныне существующего, но реально не действующего Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства» нового закона, создающего правовую базу для радикального пересмотра сложившейся системы институтов и форм так называемой государственной поддержки малого предпринимательства. На основе нового закона станет возможным, в частности:

1.1. Внесение и принятие поправок в Налоговый кодекс, предусматривающих:

- допущение альтернативности видов налогообложения и принцип добровольности для субъектов малого предпринимательства при переходе с одного режима налогообложения на другой,

- замену едиными налогами уплаты подавляющего большинства действующих налогов и сборов, взимаемых с субъектов малого предпринимательства по общепринятой системе, за исключением ограниченного количества налогов и платежей, имеющих специфику начисления и уплаты, которые должны быть прямо указаны в Законе - исходить не из «освобождения от поименованных налогов», а из «освобождения от всех налогов, кроме поименованных»;

- снижение ставки единого социального налога до 24% с целью вывода заработной платы из «тени» и облегчения налогового бремени на малые предприятия, а также обеспечение малым предприятиям возможности отказаться от уплаты единого социального налога при заключении добровольных договоров медицинского, пенсионного и социального страхования сотрудников;

- введение моратория на ухудшение налоговых условий для субъектов малого предпринимательства в связи с изменением налогового законодательства в первые 4 года существования предприятия;

- облегчение перехода на упрощенную систему налогообложения и введение простых критериев возможности перехода на единый налог на вмененный доход, в частности - снятие ограничения на возвращение к упрощенной системе в течение года после утраты такого права;

- резкое увеличение размеров показателей (напр., выручки, при которой возможно переходить на упрощенную систему налогообложения, - минимум до 30 млн. руб. в год), при соблюдении которых малые предприятия имеют право пользоваться упрощенной системой налогообложения, а также недопущение применения «задним числом» налоговых санкций к МП, которые в связи с ростом объемов деятельности в течение 1 года превысили в каком-то из кварталов допустимые показатели по обороту;

- резкое увеличение размеров показателей, при которых субъект малого предпринимательства может воспользоваться режимом налогообложения вмененного дохода, в частности - в розничной торговле и общественном питании при площади торгового зала до 300 м2,
- возможность для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, добровольно перейти на уплату НДС;

- отмену двойного – бухгалтерского и налогового – учета для субъектов малого предпринимательства, существенное упрощение налоговой отчетности для всех категорий МП, безотносительно к применяемому налоговому режиму (единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения), и перевод малых предприятий на отчетность по всем видам налогов не чаще 2-х раз в год, а индивидуальных предпринимателей - 1 раза в год,

- возможность уплаты индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход и налога, взимаемого по упрощенной системе, в виде однократной в течение года по патентному принципу, без заполнения дополнительных форм налоговых деклараций;

- распространение действия главы Налогового кодекса о специальных режимах налогообложения малого бизнеса на все субъекты малого предпринимательства, включая фермерские хозяйства;

- перераспределение налоговых поступлений от малого бизнеса в пользу местного самоуправления – в том числе не менее 60% в бюджеты муниципалитетов, причем регионы должны иметь возможность увеличивать эту долю,

- установление параметров (коэффициентов) расчета вмененного дохода органами местного самоуправления.

2. Прекращение регулярного навязывания все новых и новых модификаций контрольно-кассовых машин за счет предпринимателей. Безусловная отмена требований по пользованию ККМ предпринимателями, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход.

3. Решение вопросов социального и пенсионного страхования индивидуальных предпринимателей, самозанятых и их работников.

4. Реализация на деле принципа «одного окна», включая постановку юридических лиц на учет в статистические и иные органы. Создание при участии региональных отделений ОПОРЫ РОССИИ и Торгово-промышленной палаты общественных приемных для начинающих предпринимателей в целях консультирования по вопросам регистрации.

5. Принятие Федерального закона «О непотребительской кредитной кооперации».

6. Внесение отдельных изменений и дополнений в закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…” - в частности, чтобы распространить его действие на милицию, лицензионные и иные органы, в части реализации ими контрольных функций за соблюдением обязательных требований, разработать ряд новых норм прямого действия, в том числе – детально регламентировать порядок проведения внеплановых проверок и доведения до сведения предпринимателей нормативных актов, содержащих обязательные требования.

7. Внесение поправок в Административный кодекс, резко сокращающих непомерное число контрольно-инспекционных органов, а также передающих контрольные органы в совместное ведение Российской Федерации и субъектов Федерации, с выдачей всех видов лицензий только через лицензионные палаты субъектов Федерации.

8. Внесение соответствующих поправок после взаимосогласования имеющихся противоречий и нестыковок в законах «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…», «О защите прав потребителей» и «О техническом регулировании», в перспективе - «Об организациях саморегулирования».


Программа мер по стимулированию развития малого предпринимательства на среднесрочную перспективу

Выше изложены неотложные задачи в области содействия малому предпринимательству. Опираясь на позитивные сдвиги в их решении, следовало бы реализовать ряд шагов в среднесрочной перспективе, т.е. в ближайшие 3-5 лет. К их числу мы относим следующие:


1. Ограничение полномочий контрольных органов по вмешательству в текущую хозяйственную деятельность малых предприятий

Необходимо поставить государственные контрольные органы в равное положение с предпринимателем – их спор должен быть соревнованием на почве закона, а не игрой в одни ворота. С этой целью:

1.1. Развернуть кампанию по слиянию всех органов налогово-финансового контроля в единый орган.

1.2. Законодательно установить запрет взимания платы за осуществление проверок, в том числе путем навязывания малым предприятиям «услуг» предприятий (организаций), так или иначе связанных с контролирующими органами.

1.3. Добиваться установления имущественной ответственности лиц и организаций за ущерб, причиненный вследствие нарушения правил контроля.

1.4. Добиваться устранения материальной заинтересованности органов исполнительной власти в росте количества наложенных штрафов и предоставленных платных услуг. Запретить оказание платных услуг органами государственного контроля, финансировать их деятельность исключительно из бюджета и только на основании бюджетной классификации (а не по сметам ведомств). Всем должностным лицам, наделенным полномочиями по контролю, придать статус государственных служащих, с соответствующим уровнем оплаты, ответственности и защиты со стороны государства.

1.5. Выдачу любых заключений, справок, производство экспертизы перевести исключительно на рыночную основу, выведя соответствующие организации из состава или из подчинения государственным органам, осуществляющим администрирование данного вида деятельности.

1.6. Разработать единую тарифную сетку штрафов, при которых за одно и тоже нарушение малое предприятие могло быть оштрафовано только один раз. Добиваться детализации размеров возможных штрафных санкций, выведя этот вопрос из ведома конкретного чиновника.


2. Оградить бизнес от силового наката правоохранительных органов!

2.1. Провести – как на федеральном уровне, так и на уровне регионов - ревизию всех ведомственных инструкций, противоречащих положениям Гражданского кодекса, в части проверок деятельности малых предприятий органами внутренних дел.

2.2. Внести изменения в законы «О милиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности», а также в Федеральный закон № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…», направленные на разделение оперативно-розыскных мероприятий и контроля за обязательными требованиями в ходе предстоящей реформы милиции.

2.3. Разработать концепцию и внести на рассмотрение в Государственную Думу проект Федерального закона «О защите частной собственности», закрепляющего - в развитие положений Конституции – механизм гарантий неприкосновенности частной собственности.


3. Упрощение процедур создания и ликвидации бизнеса

3.1. Доработать (а по сути - разработать заново) и принять закон, связанный с упрощением процедуры выхода неэффективного бизнеса с рынка (ликвидация юридических лиц). Нужно дополнить законопроект упрощенной процедурой ликвидации малых предприятий.

3.2. Осуществить корректировку и изменение действующего “ведомственного” законодательства, регулирующего проведение контрольных/надзорных мероприятий в сфере предпринимательской деятельности на предмет приведения более раннего законодательства в соответствие с законом “О защите прав юридических лиц…” и законом “О техническом регулировании”.

3.3. Добиваться снижения до прежнего уровня возросшей в результате принятия нового закона о регистрации юридических лиц платы.

3.4. Поддерживая в целом новый закон о лицензировании, в то же время добиваться:

- установления срока действия лицензий не менее 5 лет;

- введения ответственности лицензирующего органа за незаконный отказ в выдаче (продлении) лицензии.

3.5. Внести в «отраслевые» законы («О связи» и т.п.), которые содержат нормы лицензирования, выведенные из-под действия закона «О лицензировании», нормы прямого действия, в частности, детальное описание порядка выдачи лицензии, сформулировать в них закрытый перечень лицензируемых работ и видов деятельности.


4. Облегчение прохождения сертификации и стандартизации

4.1. После принятия Закона «О техническом регулировании» по мере разработки технических регламентов инициировать объединение в единый орган с четко ограниченными полномочиями, связанными только с контролем за безопасностью, ряда контрольно-разрешительных органов (например, Госторгинспекции, хлебной инспекции, органа ветеринарного контроля, ряда органов контроля субъектов РФ, которые в настоящее время в соответствии со ст.7 закона “О качестве и безопасности пищевых продуктов” имеют право организовывать контроль за качеством пищевых продуктов, материалов и изделий, изготавливаемых и находящихся в обороте на территориях субъектов Российской Федерации). Внести законотворческие предложения по упразднению ряда функций и полномочий контроля у тех органов, которые в настоящее время их имеют, или же предложения по консолидации этих функций (МАП России, Госстандарт России и т.д.).

4.2. Ускорить доработку и принятие закона “О саморегулируемых организациях”, который в законодательном порядке позволит передавать часть полномочий государства обществу (включая различные группы предпринимательского сообщества). Особенно это становится актуальным в связи с принятием закона “О техническом регулировании” и отказа государства от контроля за качеством продукции.

4.3. Инициировать создание постоянно действующей трехсторонней комиссии, включающей представителей Госстандарта Российской Федерации, общественных объединений предпринимателей и общественных объединений защиты прав потребителей для сокращения и периодического регулирования перечня подлежащих обязательной сертификации товаров и услуг с правом предоставления его на утверждение Правительством Российской Федерации.

4.4. Добиваться, чтобы методами подтверждения соответствия качества были признаны следующие (исключающие взаимное дублирование) процедуры:

- регистрация товара;

- обязательная сертификация;

- декларация о соответствии изготовителя (поставщика);

- добровольная сертификация.

4.5. Необходима тотальная ревизия санитарно-эпидемиологических и экологических требований – они должны быть приближены к возможностям малых предприятий и устанавливаться в диалоге между саморегулируемыми предпринимательскими организациями и обществами потребителей.


5. Учет влияния принимаемых решений на развитие малого бизнеса

Остро необходимы механизмы, которые позволили бы не просто избавляться от существующих административных барьеров, но служили бы препятствиями на пути их появления в будущем. Для достижения целей сокращения избыточного государственного регулирования и предотвращения принятия новых решений, создающих административные барьеры, на уровне стран, проводящих политику ограничения вмешательства государства в экономику и сокращения административных барьеров, используются различные инструменты. Одним из таких инструментов является процедура «оценки регулирующего воздействия» (Regulation Impact Analysis, RIA). В различных странах, где применяется ОРВ, сформированы свои методики такой оценки, созданы свои собственные контрольные перечни ОРВ различной детальности. Применение ОРВ имеет различную степень обязательности при подготовке и принятии нормативных актов разного уровня, оценка проводится различным кругом органов или организаций. Различаются и установленные требования к проработке отдельных компонентов ОРВ. Однако объединяет их одно – необходимость учета влияния на развитие малых и средних предприятий.

В России регулярный комплексный анализ регулирующего воздействия в целях выявления издержек и альтернатив регулирования только формируется, на практике осуществляются лишь отдельные элементы оценки, да и то только в последнее время, когда политика дерегулирования стала пользоваться популярностью.

Между тем, тот же Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» по отдельным аспектам вроде как дает определенные гарантии малому бизнесу, например в части упрощенной отчетности. Однако про них законодатели, разрабатывая новые акты, легко забывают.

Понятно, что мы еще далеки от западных стандартов разработки регулятивных решений, однако уже сейчас следует начинать активную политику по внедрению в российскую практику подготовки нормативно-правовых актов инструментов оценки регулирующего воздействия, включающих в себя механизмы, направленные на:

- формализацию процедуры принятия регулирующих решений,

- оценку возможных альтернатив, издержек и результатов принятия решения, в том числе его воздействия на различные группы потребителей и бизнеса;

- реализацию принципов транспарентности процедуры принятия регулирующих решений и учета при разработке решений интересов всех сторон;

- обязательность изучения нерегуляторных альтернатив и инструментов для достижения конкретных целей социально-экономического развития;

- учет интересов развития сектора малого предпринимательства при принятии разработке нормативных актов.


6. Облегчение доступа к производственным помещениям и гарантии прав арендаторов

6.1. Вернуться к практике выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества субъектами малого предпринимательства, внесшими в арендуемый объект 40% стоимости неотделимых улучшений, в приоритетном порядке, без аукционов и торгов.

6.2. Обеспечить – на уровне рамочного федерального закона – гарантии арендаторов против произвола со ставками аренды, сплошь и рядом творимого региональными и местными властями.

6.3. Реализовать давно обсуждаемую идею создания целевых фондов недвижимости, предназначенных для продажи субъектам малого предпринимательства на льготных условиях. В состав фондов должны быть включены: нежилые помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, помещения, отчуждаемые в процессе приватизации предприятий, объекты, незавершённые строительством.

6.4. Следует законодательно обеспечить и более простые формы доступа малого бизнеса к недвижимости: определить специальные льготы, преференции и порядок передачи неиспользуемых производственных площадей и оборудования предприятий, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности, малым предприятиям на условиях долговременного хозяйственного ведения, долгосрочной аренды, выкупа, вплоть до предоставления на безвозмездной основе производственных мощностей и объектов федеральной собственности, с последующим возвращением средств в бюджеты различных уровней в виде налогов.

6.5. Необходимо добиваться упрощения передачи федерального имущества субъектам малого предпринимательства и создания малых предприятий на базе высвобождающегося федерального имущества. Добиваться, чтобы разработка пакетов исходно-разрешительной и проектной документации на вновь создаваемые имущественные комплексы, передаваемые на условиях аренды субъектам малого бизнеса, велась за счёт бюджетных средств.
6.6. Содействовать информационному обеспечению развития рынка недвижимости, систематизировать ту информацию, которой располагают государственные и муниципальные органы, и делать её доступной для предпринимателей.


7. Развитие инфраструктуры финансирования и кредитования малого предпринимательства

7.1. Главный источник финансирования малого бизнеса во всем мире – собственные ресурсы. Но чтобы они у него были, для малого бизнеса необходимо восстановить инвестиционную льготу!

7.2. Для успешного привлечения финансовых средств (как отечественных, так и зарубежных инвесторов) в малый бизнес предложить специальный механизм финансово-кредитной поддержки сферы МП и решения комплекса взаимосвязанных вопросов, включающий развитие системы гарантийного обеспечения кредитов коммерческих банков, налоговые льготы, совершенствование законодательного поля, информационную поддержку, развитие инфраструктуры МП, эффективную координацию в этой области федерального центра, субъектов Федерации и органов местной власти.

7.3. Законодательно необходимо обеспечить возможность создания системы гарантийного обеспечения инвестиционных проектов малого предпринимательства, что позволило бы снизить кредитные риски и существенно повысить привлекательность работы с малым предпринимательством для российских и зарубежных коммерческих банков. С этой целью пересмотреть роль ряда существующих институтов (Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, региональных фондов и др.).

7.4. Главную роль в финансово-кредитной поддержке развития малого предпринимательства, в соответствии в мировым опытом, должны играть небанковские институты – микрофинансовые организации, в том числе общества взаимного кредитования (ОВК), лизинга, франчайзинга, венчурного финансирования. Следует добиваться не только скорейшего принятия законопроектов “Об обществах взаимного кредитования”, “Об обществах взаимного страхования”, но и законопроекта «О небанковских финансовых институтах» и принятия поправок в федеральный закон о лизинге, учитывающих особенности малого предпринимательства.

7.5. Добиваться, чтобы перераспределение бюджетных потоков от малого предпринимательства в пользу местных бюджетов стало необратимым.


8. Поддержка инновационного малого бизнеса

Необходима, во-первых, активная пропаганда успеха: нужно поддержать и «раскрутить» те малые инновационные предприятия, которым удалось выйти на рынки с достойной и конкурентоспособной продукцией. Во-вторых, следует содействовать формированию слоя своих, российских «бизнес-ангелов», способных помочь начинающим инноваторам преодолеть «долину смерти» - т.е. дать шанс другой, куда более многочисленной когорте потенциальных инноваторов без потерь пройти этап налаживания опытного производства. В-третьих, нужно побудить отечественный крупный финансовый капитал вкладываться, наконец, не только в нефть и газ в России и недвижимость и футбольные клубы за рубежом, но в венчурную инфраструктуру.


***

Среднесрочный план по улучшению условий для развития малого предпринимательства может быть осуществлен только при том условии, что ему будет дан скорый и энергичный старт. В противном случае, и через 5 лет мы будем вынуждены констатировать, что в положении отечественных малых предпринимателей ничего по сути не изменилось. Но кто в состоянии реализовать такой план?

Повторимся: мы считаем, что нынешнее государство (точнее – играющий в нем ключевую роль государственный аппарат) само такую программу осуществить не в состоянии, да оно в этом и не заинтересовано. Но и без участия государства добиться позитивных сдвигов в положении малого предпринимательства невозможно: звучащий порой тезис о том, что наилучшая программа поддержки малого бизнеса со стороны государства может быть выражена словами: «Государство, не мешай!», - является либо иллюзией, либо намеренной демагогией со стороны тех, кому именно нынешнее государство «не мешает». Даже во времена классического либерализма государство выполняло много важных функций по установлению и контролю за соблюдением правил игры в экономике, да и сегодня его ключевая роль в развитии сектора малого и среднего предпринимательства видна воочию – хотя бы на примере Южной Кореи, которая после глубокого кризиса «экономики чеболей» в 1997 г. повернулась лицом к малому бизнесу и смогла быстро добиться перелома в общехозяйственной ситуации.

Нужно заставить российское государство повернуться лицом к нуждам малого предпринимательства. Чтобы сделать это, нарождающееся в России гражданское общество – в лице групп интересов, ассоциаций и союзов предпринимателей, заинтересованных в укреплении среднего класса политических партий и др., – должно образовать коалицию, которая осуществляла бы целенаправленное давление на государственную власть с целью последовательного улучшения правовых условий, делового климата, укрепления инфраструктуры содействия малому предпринимательству. Разумеется, в контексте радикального изменения самого российского государства с его византийско-азиатскими традициями и интересами.


Оглавление:

Введение
1. Малое предпринимательство в постсоциалистической России: мифы и факты
2. «Человеческий потенциал» развития малого предпринимательства в России: есть ли он?
3. Основные проблемы и препятствия на пути развития малого предпринимательства
4. Государство и малое предпринимательство – от «вооруженного нейтралитета» к сотрудничеству
5. Развитие МП за рубежом: чему учит мировой опыт
6. Основные выводы, оценки и рекомендации


комментарии ()


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика