Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

Наши проекты

Школьные учебники истории

11.05.2009

Очевидно, что наш образ других народов, как и восприятие своей собственной страны, напрямую зависит от того, как в детстве нас учили истории. Именно тогда закладывается основа наших взглядов, устойчивых понятий, представлений. Причем помимо общих представлений, у каждого человека формируется свое собственное представление о прошлом, в образах, датах, событиях. Безусловно, с течением времени, по мере трансформации наших знаний, идеологии и т.д. картина прошлого тоже меняется, но, тем не менее, некое общее представление, заложенное еще тогда, когда впервые возник интерес к прошлому, остается самым сильным.

Крайне важно сегодня, когда все чаще и чаще мы являемся свидетелями спекуляций историческими фактами, событиями (события в эстонско-российских отношениях - один из недавних вопиющих примеров, спорных же тем – множество: Украина, Латвия, Грузия, Польша, Германия, и т.д.) сопоставить наши собственные представления и взгляды наших соседей о прошлом. Сравнить, чтобы понять, где и в чем есть несовпадения, различия, в чем причины этих несовпадений и как их можно преодолеть. Единое согласованное (именно с учетом точек зрения всех участников спорных событий) понимание истории необходимо для того, чтобы понимать, как действовать в настоящем и будущем.

Вопрос с преподаванием истории в школах всегда был очень болезненным. Трудно найти хотя бы один учебник истории, написанный без влияния господствующей на тот момент идеологии, причем это проблема не только нашей страны. Любое изменения в политической жизни страны тотчас же отражается на школьных учебниках истории. То как преподается история в школах – это еще и показать того, как общество (власть) воспринимает себя, свое место в мире. Это не может не осложнять задачу проекта, тем более что попытки сравнений предпринимались до этого уже неоднократно. Инициативы подобного рода возникали как внутри страны, так и у наших соседей. Так, например, последняя подобная инициатива обсуждалась на встрече министров образования стран ЕС, проходившей в Германии в марте этого года, тогда обсуждалась возможность создания общего для всего Евросоюза учебника истории, который поможет сблизить разные взгляды на прошлое.

Тем не менее, актуальность данного проекта неоспорима. Важно, чтобы подобных проектов и исследований было как можно больше, именно после этого появится реальная возможность для выполнения основной цели – примирения с нашим общим прошлым, согласования разных взглядов и точек зрения. Только после этого возможно полноценное сотрудничество и равноценные добрососедские партнерские отношения между Россией и соседскими государствами в будущем.


Цели и задачи проекта:

Основная цель данного этапа проекта – создание сравнительного исследования существующих и официально утвержденных для преподавания в школах России и сопредельных стран взглядов на историю.

Сверхзадача проекта – инициирование создания двусторонних (трехсторонних и т.д.) комиссий историков России и сопредельных стран по спорным историческим темам.

Данные цели могут быть достигнуты выполнением следующих задач:

1. рассмотрение истории за 600 лет – за этот период есть немало противоречий в оценках событий и фактов – как историки разных стран смотрят на это – необходимо выделить конкретные даты и события.

2. подготовка исследования, где были бы собраны и проанализированы взгляды историков разных стран на одни и те же исторически события (с привлечением источников, карт и т.д.), официально рекомендованные к преподаванию в школах – возможность для школьников и просто интересующихся людей получить сразу всю палитру точек зрения и мнений по спорным моментам.

3. привлечение внимания и интереса широкой либеральной общественности к данной теме – возможность инициирования открытых дискуссий историков, учителей истории России и соседских государств.

Деятельность по проекту:

Сбор материалов (школьные учебники по истории, карты, атласы, охватывающие период с XV по XX вв.); определение спорных исторических дат и событий; перевод на русский язык интересующих глав учебников; анализ материалов, подготовка и написание исследования.

Ожидаемый результат:

Издание рукописи исследования.

Интерес к затронутой теме со стороны как историков, учителей истории и школьников (то есть, собственно, целевой аудитории проекта), так и широкой общественности и, в особенности, политических деятелей и чиновников, способных инициировать создание согласительных комиссий по спорным историческим темам.

Автор проекта:

Долуцкий Игорь Иванович




комментарии ()


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика