Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

Листая прессу

Олег ВЬЮГИН:

02.03.2001
Вьюгин Олег
Олег ВЬЮГИН:

Одним из ключевых моментов, определяющих развитие российской экономики,
является валютная политика. Россия стоит перед выбором: проводить политику
сильного рубля или же продолжить девальвацию. Этот ключевой вопрос пока не
решен. О плюсах и минусах этих стратегий "Известиям" рассказал
исполнительный директор компании "Тройка-Диалог", бывший заместитель
министра финансов Олег ВЬЮГИН.


- В чем плюсы и минусы стратегии слабого рубля?


- Политика слабого рубля не может быть долгой. Существует период, когда
она работает, но этот период проходит. За счет слабого рубля в течение
достаточно длительного промежутка времени росло производство. Однако сейчас
оно расти перестало.


В то же время слабая валюта всегда ведет к долларизации экономики - это
закон. То, что население делает сбережения в долларах, - полбеды. Это было и
будет. Гораздо хуже, что финансовые институты, банки стараются увеличить
долларовые активы. Центральный банк в последнее время покупает все меньше
валюты. Хотя при этом наш торговый баланс хуже не становится. В январе,
например, положительное сальдо торгового баланса составило 5 миллиардов
долларов, а резервы ЦБ не выросли.


Еще один негативный момент политики слабого рубля - страшная
диспропорция доходов в корпоративном секторе. Сырьевые и рентные предприятия
- проще говоря, компании, экспортирующие сырье, - получают сверхдоходы. То
же самое можно сказать и о металлургических компаниях, части химической
промышленности, которые получают огромные доходы за счет дешевой
электроэнергии. Эти сверхприбыли не могут быть инвестированы в России, в
частности из-за не очень хорошего состояния банковской системы. Капиталы
экспортных компаний практически выталкиваются из страны.


В пользу политики слабого рубля, по большому счету, только один аргумент
- слабый рубль позволяет как-то шевелиться неконкурентоспособным на мировом
рынке отраслям. Но этот аргумент может перевесить все аргументы в пользу
сильного рубля.


- Какими мерами можно изменить такое положение?


- Трудно отказаться от слабого рубля. И морально, и "физически".
Долларизация экономики ушла слишком далеко. Для того чтобы переломить
ситуацию, необходимо в ближайшие полгода изменить политику Центрального
банка. Надо менять курсовую политику, ужесточать валютно-экспортный
контроль. Раньше Банк России довольно жестко ограничивал объемы открытых
валютных позиций банков, то есть объем валюты, который банк имеет право
приобрести без обеспечения импортными контрактами. Сейчас он это делает не
так жестко.


- В 2003 году у России пик внешних платежей. Как мы его переживем?


- Действительно, если исполнять все эти обязательства, то первичный
профицит бюджета должен составить порядка 5% ВВП. Для сравнения: в
сверхудачном для нас 2000 году он был 2,5%, в этом составит порядка 2%,
может быть, чуть больше. Доля доходов бюджета в ВВП в последние годы
постоянна. С одной стороны, правительство снижает налоговую нагрузку на
экономику, с другой - растет собираемость налогов. Соответственно
непроцентные расходы надо будет сократить на 2-3% ВВП. Это очень жесткий
секвестр, и я не думаю, что правительству удастся его реализовать. Я не
представляю, как за такое снижение расходов на оборону, на социальные нужды
будет голосовать Госдума.


- Есть ли у правительства возможность решить проблему-2003 другими
способами?


- Есть возможность секвестировать эти расходы косвенным образом - через
инфляцию. Если ее уровень окажется выше, чем заложенный в бюджет, то
формально секвестра не будет, однако в реальных ценах расходы все равно
снизятся. Таким образом можно сократить расходы на 1-2% ВВП. Раньше такой
метод применялся правительством, однако с политической точки зрения это
очень рискованный ход.


Есть еще одна возможность смягчить последствия пиковых выплат. 3,3
миллиарда долларов выплат, приходящихся на 2003 год, - это погашение 4-го
транша облигаций внутреннего валютного займа. Эти облигации не являются
внешним долгом, и в самом крайнем случае возможно проведение дружественной
реструктуризации этой задолженности.


Если провести такую реструктуризацию, то объем платежей в 2003 году
сократится с 18,5 миллиарда до примерно 15 миллиардов долларов. В этом году
правительство собирается выплатить 14 миллиардов долларов. Так что цифры
довольно близкие.


- А можно ли избежать крайних мер?


- Все эти меры могут и не понадобиться. Правительство собирается
договариваться с кредиторами о реструктуризации долга. Возможно, экономика
будет расти такими темпами, что прибегать к крайним мерам и не придется. В
любом случае, пик выплат в 2003 году не приведет к спаду в промышленности.
Любые внешние выплаты по определению снижают расходы - государственные или
расходы домохозяйств. Однако промышленный рост они не угнетают.





комментарии ()


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика