Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

Публикации

Перерывчик на обогащение

13.06.2007
Пока западные бизнесмены могут делать в России большие деньги, политика Кремля будет объектом лишь риторических атак западных политиков.

Итоги прошедших на минувшей неделе двух крупных международных событий - саммита «Большой Восьмерки» в германском Хайлигендамме и Петербургского экономического форума в полном смысле слова стали новой точкой отсчета в развитии отношений между Россией и Западом. С этой позиции хорошо просматриваются их перспективы как минимум на 1,5-2 года, а, может быть, и на больший срок. Более отчетливым становится «коридор возможностей» и для развития внутриполитического процесса. И дело здесь вовсе не в краткосрочных, «пиаровских» эффектах.

Действительно, Владимир Путин вчистую переиграл своих партнеров по «восьмерке». Накануне саммита российский президент явно пошел на обострение отношений с Западом, что у многих как «здесь», так и «там» вызывало серьезное беспокойство, как бы жесткая риторика не привела к трудно поправимым последствиям. Стоит хотя бы вспомнить реакцию западных политических кругов и СМИ на прозвучавшую в беседе с журналистами из стран «восьмерки» угрозу Путина перенацелить российские ракеты на те страны в Европе, в которых планируется разместить американскую ПРО. Однако на саммите Путин предстал в образе политика, готового ради взаимного сотрудничества идти Западу на уступки, совместными усилиями искать взаимоприемлемые решения, и даже спокойно воспринимающего публичную критику в свой адрес. Его партнеры к такому повороту событий были явно не готовы. Выяснилось, что жесткая линия по отношению к Москве в новой ситуации вроде как и неуместна. И российская оппозиция, по крайней мере, ее часть, тоже не ожидала, что Путин, который только что угрожал Западу, вдруг проявит гибкость и договороспособность, и, самое главное, что Запад, с непреклонностью которого связывалось столько надежд, это примет.

Сейчас уже не важно, чем на самом деле закончится история с предложением о совместной с американцами эксплуатации Габалинской РЛС (вполне вероятно, что и ничем). Главное, что неожиданные шаги позволили российскому президенту на какой-то период сбить напряженность в отношениях с Западом, которая стала создавать серьезные проблемы Кремлю на международной арене.

Да и угрозы уходящего британского премьера Тони Блэра организовать политический «увод» инвесторов из России, как выяснилось в Петербурге, не имели под собой серьезных оснований.

Приезд значительно большего, чем ожидалось, количества топ-менеджеров транснациональных корпораций на Экономический форум в северной столице продемонстрировал, что пока в России делаются такие деньги, никто отсюда по своей воле не уйдет.

Значит ли это, что начинается новый этап в развитии отношений России с Западом? Скорее всего, нет.

Начинается лишь новая часть сериала с примерно теми же сюжетами и интригой. Разве что состав действующих лиц немного обновился.

Ясно, что все те вопросы, которые создают конфликтность в отношении с Западом (судьба Косова, строительство американской ПРО в Польше и Чехии, российско-европейское взаимодействие по энергетике, особая линия Москвы во взаимоотношениях с Ираном), остались. По ним стороны явно не хотят отходить с ранее зафиксированных позиций. А значит, когда уляжется информационное эхо от саммита «восьмерки», все пойдет по знакомому кругу.

Запад снова начнет критиковать РФ по всем линиям – от неоимперской внешней политики до свертывания демократии внутри страны, а Россия будет откликаться типа «сами такие!»

Но при этом саммит и форум наглядно показали, что какие бы неожиданно острые темы ни возникали в отношениях России с Западом, на свертывание контактов с Москвой США и их союзники в ближайшем будущем не пойдут, никакого понижения их уровня не допустят. И приход к власти в ведущих европейских странах новых лидеров – Николя Саркози во Франции и Гордона Брауна в Великобритании – тоже ничего не изменит. Строго говоря, об этом вполне однозначно сказал еще Джордж Буш в своей знаменитой пражской речи накануне саммита «восьмерки», которую почему-то многие обозреватели расценили чуть ли не как предвестницу начинающейся «холодной войны». На самом деле Буш, произнося критические высказывания в адрес Путина и российской политики, скорее всего, демонстрировал политическому классу и общественному мнению собственной страны, что он не сидит сложа руки, когда Россия начинает проводить все более агрессивный внешнеполитический курс и отказывается от демократического развития. Он полон решимости реагировать. И не за что его упрекать в мягкотелости.
Год назад со столь же жесткой речью в адрес Кремля во время пребывания в Литве выступил вице-президент США Дик Чейни. Последствий для реальных двухсторонних отношений между нашими странами после этого не было никаких. Как не будет и после пражской речи Буша. Ведь именно там американский президент, подвергая критике Кремль, одновременно дал понять, что Россия для США – это очень важный партнер, с которым Вашингтон намерен и дальше развивать отношения, несмотря на острые разногласия. Нечто подобное президент США сказал и о Египте, Саудовской Аравии и Пакистане, которых американцы тоже остро критикуют за нарушения демократии (там, где хотя бы есть ее элементы). Но при этом они остаются важными партнерами Америки по многим вопросам современной мировой политики.

Запад не хочет идти на обострение «выше обычного» отношений с Россией по многим причинам. Тут и неясность ситуации в Ираке и Афганистане, и иранская ядерная программа, и, конечно же, российские энергоносители, и огромные прибыли, которые светят западным корпорациям в России. Все остальное – права человека, демократические выборы и пр. – останутся уделом СМИ, НПО, да радикальных депутатов парламентов. Правда, что касается перспектив российской экономики, думается, в долгосрочном плане особого энтузиазма инвесторы не питают. И те захватывающие дух описания вершин, которых достигнет российская экономика к 2020 г., о чем на Петербургском форуме рассказал первый вице-премьер российского правительства Сергей Иванов, их вряд ли вдохновят. А вот к осторожным, выверенным предостережениям Егора Гайдара о грядущем в ближайшие 2-3 года финансовом кризисе в России, который может создать совершенно новую реальность, инвесторы наверняка прислушались. Значит, времени на самом деле не так уж и много.

И надо спешить делать деньги, а еще убедить свои правительства в том, чтобы за это время не наделали бы проблем, которые могли бы помешать важному процессу получения прибыли.

Потом Россия столкнется с трудностями, и можно будет без проблем отыграть те уступки, которые ей были сделаны на международной арене в последние годы. Как страна с немодернизированной экономикой, основу которой по-прежнему занимает нефтегазовый экспорт, России в перспективе не рассматривается как серьезный конкурент, угрожающий западному лидерству. Это не Китай, не Индия и не Иран.

Для внутриполитического процесса из складывающихся особенностей отношений с Западом вытекает одно очень важное обстоятельство.

Правящая элита может спокойно заниматься внутренними раскладами в преддверии президентских выборов 2008 г.

На этот процесс, по крайней мере, никто влиять не будет. Основную же часть населения в принципе существующее положение устраивает. После выборов на ближайшие годы, пока в стране можно будет делать такие деньги, кардинально ничего не изменится. Ни в самой России, ни в ее международном положении. Говорить же о грядущих проблемах, глядя на сегодняшний позитив, как-то не хочется. Не тот, как говорится, настрой.

Опубликовано: Газета.Ру





комментарии ()


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика