Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

Публикации

Евгений Ясин: Мы не учим идеологии - мы даем профессиональные знания

03.09.2007
Евгений Ясин
О Высшей школе экономики, о ее студентах, об их будущем и будущем России в интервью Экспертному каналу ВШЭ ОРЕС рассказал научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин.

Нам надо было залатать дыру в экономическом образовании

- Евгений Григорьевич, в чем секреты феномена Вышки? Вот начало 1990-х годов, создается куча вузов, государственных и частных, но почему-то только один из них - ГУ-ВШЭ - становится общепризнанным университетом, по популярности порой опережающим даже МГУ и МГИМО. Почему?

- Это продукт определенной эволюции мысли. Исходным пунктом было крайне неудовлетворительное состояние российского экономического образования и желание исправить положение. В течение многих десятилетий экономистов учили марксистской теории и больше ничему. Были какие-то прикладные курсы, но понимания того, что представляет собой современная экономика, не было. Выработка решений в политике, которые могли бы содействовать процветанию страны, на этой базе была практически невозможна. А специалистов, которые имели бы конкурентоспособное на Западе образование, в стране не было вообще. Поэтому первоначальная идея была проста – залатать дыру для экономистов и для этого попытаться создать школу (сначала мы говорили именно о колледже), в которой можно было бы учить уже в другой экономической логике. Экономический колледж потом превратился в Высшую школу экономики, а позже она обрела уже и регалии государственного университета. А раз уж университет, то появилось желание расширить состав профилирующих дисциплин до того комплекса, который нужен, чтобы обеспечивать полноценное изучение экономики. Экономика в Вышке по-прежнему остается стержнем, но сейчас мы берем весь комплекс гуманитарных наук, которые нужно изучать для того, чтобы принимать обоснованные экономические и политические решения.

- Сегодня в Вышке даже психологический факультет есть.

- Появление психологического факультета связано с тем, что пришли люди, которые сказали: «Мы хотим с вами работать». А мы подумали: «Ведь психология тоже входит в этот набор дисциплин…». Если не психология личности и другие специфические направления, то, например, социальная психология. У нее тоже есть экономические приложения. Есть вещи, безусловно, значимые для экономики, которыми психология занимается традиционно. До недавнего времени мы не принимали их во внимание, веря в то, что, например, поведение «экономического человека» всегда рационально. Есть такой постулат в экономике. Но потом стала очень активно развиваться институциональная школа, прежде всего, под влиянием Кузьминова, и эти проблемы начали осознаваться совсем иначе. Поэтому мы рады, что группа известных психологов - а профессора Владимир Шадриков и Владимир Зинченко, безусловно, известные фигуры - появилась в нашей Школе. Может быть, это не так типично для нашего образовательного комплекса, но я, например, очень тесно сотрудничаю с факультетом психологии. Там проводится исследование ценностей, которое ведет профессор Надежда Лебедева. Мне это очень близко. Я считаю, что преодоление отсталости принципиально связанно с особенностями культуры и способностью к изменению национальной культуры, ее адаптации к существующим реалиям. Это очень тесно соприкасается и с психологией.

- Можно сказать, что в Вышке занимаются экономической психологией?

- Я бы сказал так: не только психологией. То же самое получается и с правом, и с политологией: факультеты занимаются своими науками, но есть определенный ракурс, который выводит их на экономику. На любом нашем факультете более активно и в б





комментарии ()


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика