Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

Наши проекты

Гражданин и бюрократия: формирование новой модели взаимоотношений. Зарубежный опыт и российские реалии.

11.05.2009
Последние десятилетия отмечены в ряде стран довольно серьезными переменами в отношениях человека и государства в лице представителей власти (кстати, само слово «власть» на Западе, в отличие от  России, в обычном языке явно вышло из «моды» как недемократичное, что представляется неким индикатором этих изменений). Возросли уровень требовательности человека по отношению к государству и обращенные к нему социальные ожидания. В свете трагического опыта разных версий тоталитаризма и все большей государственной «зарегулированности» жизни даже в демократических странах с некоторого момента стала крепнуть неолиберальная идеология, основа которой – настороженное отношение к идее и практике сильного государства и стремление этому противостоять.

Представляется, что произошедшая «десакрализация» государства – одно из важнейших социальных достижений времени. Оно больше не воспринимается как некий выразитель «высших», надличностных интересов, а воспринимается скорей всего лишь как институт, призванный обслуживать законные нужды  потребителя – коллективного и индивидуального – за счет этого потребителя и соответственно оцениваемый им по критерию эффективности оказания оплаченных услуг. И государства с такой точки зрения не всегда соответствуют этому критерию. Отсюда возникла неудовлетворенность людей с новым, возросшим уровнем гражданского сознания тем, как государство их «обслуживает». С другой стороны, бюрократизация общественной жизни по инерции продолжалась. В результате возникла цивилизационная коллизия: престиж государства стал падать.

И многие государства, уловив эту опасную тенденцию, сумели более или менее адекватно на нее отреагировать. Вектор во многом изменился. Теоретической базой для этого стали концепции «отзывчивой (“responsive»), «прозрачной (“transparent») администрации, «клиентского» государства», а риторика поднялась даже до «административной революции» и «постбюрократического общества». Реально все это канализировалось в общую идеологию «нового государственного управления» (NewPublicManagement), что представляет частичный пересмотр ряда базовых классической веберо-вильсоновской теории бюрократии. Начало этих процессов можно условно датировать рубежом 70-80 гг., их развитие – 90-ми и 2000-ми гг. Они продолжаются и поныне,  в частности, в несколько задержавшихся с этим континентальных странах Европы. Данный комплекс вопросов предполагается рассмотреть в 1-ой главе работы с условным названием «Государство для ХХI века: теоретические предпосылки».

  Далее последуют страноведческие главы. Поскольку наиболее радикальными реформаторами стали англо-саксонские страны, в первую очередь – Великобритания, в несколько меньшей степени и чуть позднее  - США, а затем – и ряд стран европейского континента, то это определяет порядок и структуру последующих глав.

 2. Великобритания. Начало реформ М.Тэтчер. «Следующие шаги» на исходе ХХ века: новый менеджеризм. Кодекс министра как средство восстановления доверия к правительству. Первая «пятилетка» лейбористов: программа modernizinggovernment и лозунг доступного правительства. Комитет по стандартам публичной жизни и семь принципов публичной сферы. Закон о свободе информации 2005г. Кодекс гражданской службы. Комиссия по гражданской службе – механизм найма чиновников обществом. Ротация кадров служащих как антибюрократический механизм Новации правительства Г.Брауна.   

 

 

 3. США. Ориентация на граждан и «великая традиция недоверия правительству» – исходная специфика американской администрации. Законодательный запрет «административного ресурса» и борьба за права чиновников. Реформа 1978г. и механизмы правовой защиты равенства возможностей. 90-е – программа Э.Гора ReinventingGovernment и проблемы ее реализации. Акцент на этические стандарты поведения чиновников: история вопроса, Кодекс этики правительственной службы, Закон 1989г. о реформе этических норм, практические механизмы. Проблема служебных разоблачений (Whistleblowing) – служение гражданам или модификация «феномена Павлика Морозова»? Реформы ХХI века.  

 

 

 4.Германия. Германская бюрократия – позитивный образец уважаемого чиновничества. Институт «почетных чиновников» как символ общественного престижа. Проблема законопослушного чиновника при преступном политическом режиме. Институт административной юстиции как механизм защиты гражданина от административного произвола и его исторические метаморфозы в Германии. Избыточный административный контроль бизнеса со стороны неподкупного чиновничества как препятствие для эффективного бизнеса и меры правительства А.Меркель по борьбе с ним.

 

 

 5.Франция. Идеальное «государство чиновников» и его кризис. Связь децентрализации с возможностью гражданского контроля бюрократии. Осторожные шаги модернизации «сверху»: можно ли поручать лягушкам осушать болото, где они живут?

 

 

 6.Другие европейские страны: Восточная Европа – бастион «неовеберизма? Скандинавский ответ (глава факультативная).

 

 

Заключительную главу предполагается посвятить процессам, происходящим в данной сфере в постсоветской России и их противоречивых тенденциях. В результате на фоне принимаемых в целом даже довольно прогрессивных (хотя и половинчатых) законов и программ реально реформа буксует. Зато растет численность бюрократов и их реальный статус в обществе. Формируется бюрократическая корпорация. Но растет и отчуждение, неприятие обществом этого «нового дворянства». Сохранение подобной ситуации представляет как прямую опасность для общественно-политической стабильности, так и означает приговор политике модернизации.

Гл.7. Российская бюрократия: реформирование или капсулирование? Бюрократия как традиционный «козел отпущения»: причины и социально-психологические последствия. Противоречивые шаги и этапы реформирования с точки зрения взаимоотношений бюрократии и общества. Попытка создания в России не «государевой», а публичной бюрократии. «Десять заповедей» реформы. Причины неудачи. Программы, законы и указы 2000-х – прогресс, имитация или игра с нулевой суммой? Кому нужна и кому не нужна реформа (сторонники и противники).

 

 

Заключение. Почему так трудно в России реформировать госаппарат и что делать обществу

Срок реализации проекта: Май-декабрь 2010

Руководитель проекта: Оболонский Александр Валентинович, д.ю.н., профессор





комментарии ()


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика