Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

Листая прессу

Кавказ подо мною…

16.05.2014
Владислав Иноземцев

Перестановки в высших эшелонах региональной власти России свидетельствуют о снижении дееспособности федеральных властей

До 2010 года основные направления развития страны, пусть и разделенной на семь федеральных округов, вырабатывали Минрегионразвития и Минэкономразвития. В январе 2010-го был образован Северо-Кавказский федеральный округ, во главе которого поставили полпреда президента в ранге вице-премьера, что стало первым «нарушением иерархии», так как руководители двух ответственных за региональное развитие министерств такого ранга не имеют.

В мае 2012 года было образовано Министерство по развитию Дальнего Востока с министром в ранге полпреда. В августе 2013-го полпред президента в ДФО был, как и на Северном Кавказе, возведен в ранг вице-премьера, но министерство при этом сохранилось. В марте 2014 года был образован Крымский федеральный округ, а следом — Министерство по делам Крыма. Наконец, в мае 2014-го возникло Министерство по делам Северного Кавказа. Осталось открыть вакансию вице-премьера по Крыму, и конструкция окажется завершенной. Но насколько она будет эффективной?

Похоже, что этот вопрос интересует власти меньше всего. С появлением новых министерств и вице-премьеров множатся только расходы, которые с их подачи навязываются федеральному бюджету. Как раз на прошлой неделе была обнародована программа развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Она «подорожала» с 697 млрд до 3,6 трлн рублей. Дотации Северному Кавказу также не становятся меньше: средняя доля трансфертов из Москвы в местных бюджетах превышает 60%. Крым, понятное дело, тоже будет удовольствием не из дешевых, раз уже сейчас начинают говорить о закрытии крупных инфраструктурных проектов в Краснодарском крае и Якутии для переброски денег на развитие крымской инфраструктуры. А если предположить, что на очереди стоят Донецкая и Луганская «народные республики»? Каждый вице-премьер, отвечающий за тот или иной регион, легко преодолеет сопротивление министров экономики и регионального развития в аппаратной борьбе за увеличение финансирования.

Но этим проблемы не ограничиваются. Программа развития Дальнего Востока выстроена не вокруг потребностей всего региона и даже не в связи с региональными производственными кластерами, она построена на основе отдельных проектов — ГОКов, нефтепроводов, заводов, портов, мостов. Каждый предполагает определенную форму государственно-частного партнерства. Государство не столько формирует единую среду управления, сколько втягивается в организацию отдельных бизнесов. Общая логика развития страны утрачивается, уступая место борьбе «групп влияния». И этим «страдает» не только Дальний Восток, но и Кавказ, и Крым.

Более того, налицо усиление роли периферии в ущерб центру. Создавая всякого рода «территории опережающего развития», Москва будет отодвигать на второй план нужды основных производящих регионов — Центра, Урала, Северо-Запада, Западной и Центральной Сибири. Эта логика сильно напоминает поздний Советский Союз, когда периферийные республики имели порой больше бюрократических институтов, чем дотировавшая их РСФСР. Чем все кончилось, мы помним, но, видимо, имитация советских практик сегодня нам дороже, несмотря ни на что.

На мой взгляд, нужно быстрее отказываться от профанации управленческой деятельности и воссоздавать понятные и централизованные структуры. Начать с усиления Министерства регионального развития и придания его руководителю статуса первого вице-премьера — в России нет более важной задачи, чем сбалансированное развитие субъектов Федерации. Расформировать мертворожденные «министерства» Дальнего Востока, Крыма и Северного Кавказа, создав в рамках Минрегиона и Минэкономики департаменты, соответствующие девяти федеральным округам. Выработать всеобъемлющую и содержательную Стратегию регионального развития России, делающую акцент не на помощь тем или иным округам, а на их максимально активное взаимодействие друг с другом.

Переработать программы развития отдельных регионов с упором на те точки роста, которые бы затрагивали несколько субъектов Федерации и приводили к большей консолидации внутри федеральных округов. Объявить основной задачей уход от дотационности всех федеральных округов к 2025 году.

Внутри округов могут оставаться регионы-доноры и дотационные субъекты, но ни один из округов в целом не должен требовать денег из центра. И, наконец, перестать регламентировать из Москвы и записывать в программы развития проекты, которые должны всецело находиться в зоне ответственности губернаторов. Из-за того, что полпред на Северном Кавказе несколько лет проработал в ранге вице-премьера, регион не стал русской Калифорнией. Сколько бы министерств ни руководило русификацией Крыма, он не станет Гонконгом, но жонглирование полномочиями приведет к подрыву всей системы управления страной, что намного опаснее.

http://inozemtsev.net/2014/05/%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%B7-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BE-%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D1%8E/





комментарии (1)

alisa 01 ноября 2018 22:42:14 #
Экспертиза промышленной безопасности sertifikatsiya.mirtesen.ru/
Техническое освидетельствование mirtesen.ru/people/266465613
Техническое диагностирование metrologu.ru/profile/104916-garina/
Свидетельство о государственной регистрации metrologu.ru/profile/104928-tatalina/
Санитарно-эпидемиологическое заключение metrologu.ru/profile/104933-panfilova
Сертификат происхождения СТ-1 www.oprf.ru/personal/22924
Протокол испытаний на спиртосодержание oprf.ru/personal/22179
Разрешение на ввоз/вывоз ОРВ oprf.ru/personal/22183
Технические условия www.asfera.info/news/one-29640.html
Регистрационное удостоверение Минздрава www.innov.ru/news-it/2009/09/11/3/

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика