Кейсы

Карантин, дети и школа

 

Пандемию вместе с семьей переживаю в Германии. Сначала смену привычной повседневной обыденности непривычной, а в последние дни – возвращение к привычной в непривычном режиме. Ограничения частично сняты, то, что было закрыто, снова работает, возобновился даже футбольный чемпионат, хотя и без зрителей, а детей вернули в школы, но и там пока все совсем не так, как было. Это совершенно новый режим и новый опыт для учителей, родителей и самих детей.

В моей семье особенно тяжело переживал карантин младший сын Генрих, которому восемь лет. Он учится во втором классе начальной школы и очень скучал по ней, по одноклассникам, по учителям. Но ограничения в Германии не были жесткими, людям оставили возможность свободного перемещения, прогулок, занятий спортом на свежем воздухе, и мы практически каждый лень гуляли в парках или катались на велосипедах. Да и учительница Генриха постоянно присутствовала в жизни учеников – часто их обзванивала, разговаривала с каждым, обсуждая какие-то важные мелочи, а по воскресеньям присылала план работы на неделю вперед. Дети могли выполнять задание в любое удобное время. Никакой гонки не было. В разговорах же с нами учительница постоянно подчеркивала, что очень важно хорошее моральное и психологическое состояние детей в условиях карантина.

А примерно в середине апреля нас ждал приятный сюрприз от администрации школы. Пришло письмо по электронной почте, в котором говорилось, что теперь все родители и дети нашей школы, если захотят, имеют возможность бесплатно установить и пользоваться Microsoft Office365. Каждый мог установить этот пакет на пяти устройствах. Мой ребенок теперь мог постоянно общаться со своими одноклассниками и учительницей в коллективном видеочате. Кроме того, в сложившихся обстоятельствах большой интерес к учебе у моего сына вызывают приложения для обучения математике и чтению – Zahlenzorro и Antolin. Так что обучение, насколько могу судить, хуже не стало, ответственность педагогов передалась и детям – отношение к занятиям не изменилось ни у младшего сына, ни у старшего 18-летнего Германа, который учится в колледже. Во время карантина преподаватели периодически присылали ему задания по разным предметам, которые он выполнял и отправлял результаты по электронной почте обратно.

Ну а теперь Германия понемногу, осторожно и дисциплинированно выводит себя из карантина. Возвращается к норме при сохраняющихся угрозах безопасности, выстраивая систему гарантированной защиты от них. Дети тоже вернулись в школы, но там теперь иной, чем прежде, порядок.

Первым 4 мая вышел на занятия в колледж Герман. Вышел в маске – она обязательна. Перед входом сотрудники из администрации колледжа дезинфицируют всем руки. Вход в класс по одному человеку с соблюдением дистанции в 1,5-2 метра. Группу учеников разделили на три группы по девять человек. В группе моего сына занятия проходят каждый день с 09:45 до 13:05 без перерыва. Ученики сидят на расстоянии двух метров друг от друга. Каждый может сделать одну паузу, когда захочет и выйти из класса на 10-15 минут. В день проходят занятия только по какому-то одному предмету. Двери во все помещения открыты. Вход и выход из колледжа находятся в разных местах, чтобы ученики как можно меньше контактировали.

А 12 мая пошел в школу и младший сын. До того родителям по электронной почте были присланы ссылки на два видео в YouTube, в которых был пошагово показан путь ученика от школьного двора до класса, а также очень подробно рассказаны правила поведения в классе. Это было очень кстати, так как было определённое волнение, как это все будет происходить в условиях новой реальности.

Кроме того, за четыре дня до начала занятий мы получили два письма: от учителя класса и от администрации школы.

Руководитель класса сообщила, что четвероклассники уже вышли в школу, и теперь уже есть практический опыт для того, чтобы удачно начать заниматься ученикам первых, вторых и третьих классов. Наш класс разделили на две группы: в одной группе 15 учеников, в другой 14. Генрих будет заниматься во второй группе. Каждому ученику достался номер. Генрих получил номер восемь. Номера, закреплённые за детьми, означают номер парты в классе, чтобы вначале дети могли легче ориентироваться. Местами меняться нельзя. Ученики сидят в классе на удалении друг от друга минимум в два метра. До конца учебного года будет всего семь учебных дней, то есть один учебный день в неделю. Каждое воскресенье родители по электронной почте будут получать план работы с заданиями для домашнего обучения на неделю вперед. В этом плане будет указан и материал, необходимый для дня обучения в школе. Еще в письме было предупреждение о том, что родителям нельзя забирать детей в здании школы, поэтому у каждого ребёнка должна быть с собой записка о том, во сколько его заберут родители. Учителя сопроводят ученика до выхода из школы в определенное время. И еще расписание занятий:

08:30-08:45 – прибытие в школу.

08:45-10:45 – первый блок занятий, 120 минут

10:45-11:00 – перерыв на завтрак

11:00-11:15 – перерыв  на прогулку в школьном дворе

11:15-12:45 – второй блок занятий, 90 минут

Второе письмо было от администрации школы – о правилах поведения в ней. Они составлены от первого лица, чтобы ребёнку было легче запомнить. Правила такие:

  • Я держусь от всех на расстоянии от 1,5 до 2 метров.
  • Я регулярно и правильно мою руки.
  • Я чихаю и кашляю только в локоть.
  • Я осуществляю вход в школу только через двери со стороны улицы Mainstraße.
  • Я буду ждать перед дверью школы на расстоянии 1,5 метра от других учеников, пока меня там не заберут работники школы. На маленьком школьном дворе играть нельзя.
  • Я ношу защитную маску, когда передвигаюсь по территории школы, которую дают мне мои родители. С собой у меня должна быть маленькая коробка, в которую я могу сложить защитную маску.
  • В администрацию школы может входить только школьный персонал.
  • Я всегда обращаю внимание на разметку на полу, по которой можно передвигаться на безопасном расстоянии друг от друга.
  • Я иду в туалет один. Я могу зайти в туалет только тогда, когда там никого нет.
  • Я всегда оставляю все двери открытыми, чтобы мне не пришлось трогать ручку двери.
  • Я убираю свой стол в классной комнате.
  • Я приношу и уношу с собой все свои учебные материалы и книги. Я не могу обмениваться учебными материалами и книгами (или одалживать их) с другими детьми или взрослыми.
  • Я сам приношу школьный завтрак и напиток из дома и не делюсь с другими детьми.
  • Я не приношу с собой ни игрушек, ни книг из дома.

В письме также говорится о том, что ребенок, который не будет придерживаться этих правил, должен быть немедленно отправлен домой, а если сотрудники школы увидят у ребенка признаки болезни, например, кашель или насморк, то родители должны забрать его из школы. Одному из родителей предлагалось подтвердить ознакомление и согласие со всеми этими правилами своей подписью, что я и сделал.

После занятий я спросил Генриха, трудно ли по таким правилам жить. Он ответил, что трудностей не испытывал: сотрудники школы везде сопровождали детей и не оставляли без присмотра, подсказывая, как в той или иной ситуации нужно поступать. И добавил, что плохо было при карантине, а не сейчас.

Такое вот первое впечатление. Как будет дальше, не знаю, и вряд ли кто знает. Обыденное возвращается в не обыденном режиме, который внове и для педагогов, и для родителей, и для детей.

Комментарии