Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

Алла Язькова

Хотела бы поблагодарить организаторов за то, что они построили нашу программу по системе контрастов. Вот Центральная Азия, а вот Молдова, то есть абсолютно противоположные ситуации и абсолютно противоположные политические системы.

На постсоветском пространстве Республика Молдова – самая маленькая после Армении по территории и по численности населения бывшая советская республика. Данные о ней в ряде случаев приводятся без Приднестровья, хотя Приднестровье является неотъемлемой, согласно нормам международного права, частью Молдовы. Это аграрная страна, но тут есть интересный момент. Благодаря политике Советского Союза по размещению производительных сил, Молдавская ССР действительно была аграрной, а входившее в нее Приднестровье – промышленной зоной. И этот фактор, между прочим, и сегодня играет важную роль в процессе ведущихся между Кишиневом и Тирасполем переговоров.

Молдову иногда сравнивают с прибалтийскими республиками по части политической организации, но при этом нельзя не отметить, что в ней, по сравнению с ними, за последние два десятилетия существенно упал жизненный уровень населения. Сегодня ВВП Молдовы в пересчете на душу населения составляет всего 57% от того уровня, который был в советские времена. И это, между прочим, является одним из объяснений того, что молдаване очень активно голосовали и голосуют за партию коммунистов (ПКРМ), потому что считают, что при коммунистах жизнь была лучше.

Ситуацию в республике значительно ухудшает наличие конфликтной ситуации между Кишиневом и Тирасполем, что позволяет внешним силам оказывать на нее давление. Как известно, Молдова географически расположена между Украиной и Румынией, и Румыния пытается оказывать существенное влияние на настроения этнически близкого ей населения. Украина и Россия пытаются в своих интересах использовать наличие конфликта вокруг Приднестровья, которое исторически не являлось частью Молдавского государства. Поэтому нынешний президент Румынии Траян Бэсеску предпочитает говорить о Бессарабии как о «неотъемлемой части Румынии». Но при этом я хотела бы упомянуть о том, что Бессарабия, помимо основной части Молдовы, включала в себя также часть нынешней Одесской области и всю Черновицкую область Украины. Вы сами видите, какое здесь смешение геополитического фактора, чисто географической ситуации, ну и, наконец, проблем, связанных с сепаратизмом.

Ранее было совершенно правильно замечено, что Молдова – это единственное кроме прибалтийских республик государство, где постоянно, начиная с 1991 года и по сей день, утверждаются принципы электоральной демократии. Нельзя не заметить и того, что Молдова была одной из первых советских республик, которая провозгласила независимость. Как мы помним, в августе 1991 года после ГКЧП в России был «парад суверенитетов», но за независимость проголосовали далеко не все (Украина – только в декабре 1991 года). А Молдова проголосовала за независимость 28 августа 1991 года. И здесь, несомненно, сказалось влияние Румынии.

Очень интересный, но малоизвестный факт. В тот момент, когда у нас состоялся августовский путч, румынский президент И. Илиеску (лидер социал-демократической партии) направил в Брюссель своего представителя для переговоров о вступлении Румынии в НАТО. Сработала «историческая память»: если в СССР будет восстановлен авторитарный режим, то Румынии может угрожать опасность. Молдова восприняла этот сигнал, и независимость была провозглашена.

После распада Советского Союза, примерно до 1998 года, в Молдове не было твердых представлений о будущем страны, частью населения обсуждались вопросы возможного объединения с Румынией, но постепенно ситуация стабилизировалась, и в этом была большая заслуга первого законно избранного президента Молдовы Мирчи Снегура. Затем недолгое время президентом был Петр Лучинский, которого в Москве считали идеальным центристом, но он не удержался. В 2001 году пришли к власти коммунисты, и тут наступило самое интересное, о чем мне хотелось бы сказать более подробно.

Лидер Партии коммунистов Республики Молодова (ПКРМ) Владимир Воронин пробыл у власти два президентских срока. У него были определенные достижения, в том числе и в отношениях с Европой. Специфика молдавской ситуации состояла в том, что, поддерживая в значительной степени режим ПКРМ, население всегда было открыто в сторону Европы, в то же время экономические связи были ориентированы на Россию. Президент Воронин совершил ряд просчетов в своей политике. В частности, международная и молдавская общественность считала его большим провалом то, что он в 2003 году вступил в резкий конфликт с Россией, лично с Путиным, заявив буквально накануне его визита в Кишинев об отказе подписать ранее согласованный план урегулирования приднестровского конфликта («план Козака»). Сделано это было по настоянию ЕС и ОБСЕ, с которыми план не был согласован, после чего наступила большая пауза в отношениях России и Молдовы. Это привело к фактической приостановке торгово-экономических контактов, от чего аграрии Молдовы и республика в целом понесли большой ущерб. Молдова оказалась в очень тяжелом положении. Все это, в конечном счете, привело к тому, что уже в апреле 2009 года, когда на парламентских выборах ПКРМ потерпела поражение и была предпринята попытка исказить действительные результаты выборов, народ вышел на улицу.

По итогам выборов 5 апреля 2009 года, на которых было представлено 12 политических партий, ПКРМ, по данным избирательной комиссии, якобы получила почти 50% голосов. Но на выборах очень активно работали наблюдатели ОБСЕ. И подсчитав свои результаты, они указали на то, что ПКРМ получила всего 35% голосов, в то время как объединенные силы оппозиции – 45%. После этого начались те волнения, которые были охарактеризованы как «начало помаранчевой революции», был создан «Альянс за европейскую интеграцию» (АЕИ), объединивший три партии, в их числе Либерально-демократическая партия Молдовы (ЛДПМ), руководитель которой Владимир Филат сегодня является премьер-министром. Бывший достаточно крупный предприниматель, экономист, который представляет сегодня политическое лицо Молдовы и которому удалось установить баланс в отношениях и с Европой, и с Россией, и даже с В.В. Путиным, с которым он сумел договориться о восстановлении в полном объеме экспорта молдавской сельскохозяйственной продукции в Россию, – несомненный лидер АЕИ. Кроме того, в Альянс вошли две более мелких партии, лидерами которых являются Михай Гимпу и Мариан Лупу.

Устойчивость электоральной системы Молдовы подтвердили очередные парламентские выборы, состоявшиеся 28 ноября 2010 года, по итогам которых большинство получил «Альянс за европейскую безопасность» (53 депутатских места из 101), но ПКРМ также получила достаточно большое количество мандатов (48). Но ни одна из сторон не располагает 61 голосом, необходимым для выбора президента Республики, которого, согласно молдавской Конституции избирает парламент. После 2009 года президента так и не удалось избрать, поскольку каждый раз нехватало одного-двух голосов. Закон есть закон, и это говорит об устойчивости электоральной системы – нет одного голоса, значит, президент не избран несмотря на то, что по некоторым сведениям, имелись попытки перетянуть, перекупить депутатов. Не получилось, и президент до сих пор не избран.

Внеочередные парламентские выборы 28 ноября 2010 года имели еще одну любопытную деталь. Сразу после выборов «Альянс за европейскую интеграцию» попытался укрепить свои ряды, подтянув к себе некоторое количество независимых депутатов. Но в России решили иначе, попытавшись вернуть ПКРМ к руководству страной и создать альянс на основе коммунистов и части АЕИ, которая могла бы от него отколоться. Не получилось. Это был очередной просчет Москвы на данном направлении.

Возникает вопрос: а почему так? В других местах получается, а здесь невозможно. Я долго размышляла над этим, и первое, что приходит на ум, – это то, что Республика Молдова имеет весьма специфические традиции, историю, которая, с одной стороны, разделяет ее с Приднестровьем, а с другой стороны, заставляет объединяться против разного рода внешних давлений.

Территория Молдовы, как я уже говорила, менялась неоднократно. Но сегодня, согласно нормам международного права, это бывшая территория Молдавской ССР, куда входило также и Приднестровье. Если бы не было необходимости постоянно держать оборону против внешних сил, в первую очередь Румынии, президент которой открыто и неоднократно заявлял о том, что он намерен «воссоединить территорию Бессарабии», то проблема постепенно решилась бы на основе необходимого обеим сторонам экономического сотрудничества, тем более что здесь нет межэтнического противостояния – и в Молдове, и в Приднестровье проживают, хотя и в разных пропорциях, молдаване, украинцы, русские.

Приднестровье входило в состав Украины до 1924 года, потом на его территории была создана Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика (МАССР). Как известно, тогда был резкий конфликт между Советским Союзом и Румынией и даже не была демаркирована граница, поэтому МАССР невольно становилась «форпостом борьбы против румынского фашизма». Преемственность поколений существует, и поэтому в Приднестровье не столько даже может быть пророссийские, а сейчас, как выясняется, совсем даже не пророссийские настроения, а именно антирумынские, и там все время существует опасение, что Молдова может объединиться с Румынией. Кроме того, если заглянуть дальше в историю и посмотреть, чем была Бессарабия, вошедшая в 1812 году в состав Российской империи, то это была относительно свободная территория. Там не было крепостничества, и там объединялись люди, которые бежали и от крепостничества, и от произвола властей. Это был такой уголок, который создавал возможности для более свободных отношений.

Теперь геополитика тоже заставляет «держать порох сухим». Молдова экономически зависит от России, обращена к Европе и вынуждена сохранять баланс в отношениях с Румынией, что заставляет молдавских политиков соблюдать правила игры. Если же говорить о настроениях населения, то степень поддержки ПКРМ теперь, вероятно, будет ослабевать. К тому же интересны такие цифры: за самостоятельное вступление Молдовы в Евросоюз высказывается 68% населения, но и за сохранение хороших отношений с Россией – 73%. Вот вам и отражение существующей геополитической ситуации. А за объединение с Румынией – от 10 до 20%, в основном это фрондирующая интеллигенция и часть граждан, получивших румынские паспорта. Наконец, нельзя отрицать такие исторически сложившиеся черты молдавского этноса, как склонность к компромиссам, умение договариваться.

И последнее, о чем мне хотелось бы сказать: у нас очень мало общественных и научных контактов с Молдовой, а это очень важно. Хотелось бы послушать мнение молдавских политологов, политиков. Кстати, министр иностранных дел Молдовы Юрий Лянкэ, выпускник МГИМО, считает, что у них существует обида. Почему молдавских политиков по необходимости принимают в России, а на общественном уровне нет таких связей, таких контактов? Если бы расширить сотрудничество, мы могли бы и их чему-то научить и, главным образом, сами чему-то научиться.

Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика