Проект «Демократическое вопрошание»: авторское приглашение к сотрудничеству и координации усилий

Авторские проекты, Демократическое вопрошание

Как в окружающем мире, так и в самой России, давайте будем искать, анализировать и обсуждать ситуации использования вопросов, живые практики в рамке развития демократии. Ниже представлено описание двух таких практик: в США — побуждение вопросами к голосованию неактивных избирателей с низким уровнем дохода и в Норвегии — преодоление давления авторитета врачей в их взаимодействии с пациентами. А какие практики демократического вопрошания вы могли бы привести?

***

Вопрошание — основа демократии. Именно эту практику развивал Сократ, беседуя с молодежью о главном — о свободе. О свободе преодолевать свое невежество и стереотипы, о свободе быть Другим. И да, за это нужно нести ответственность — прежде всего, перед самим собой. Поэтому Сократ отказался от побега и выпил яд, приняв решение своего полиса.

В разных странах идут попытки нащупать, как и каким образом, способ задавания вопросов обуславливает современную демократию, и в своей программной статье я попытался изложить ключевые идеи этого. Появились еще хорошие новости в деле использования вопросов от наших партнеров.

В США существует давняя проблема, заключающаяся в том, что там используются не все формально существующие возможности для построения более прочной и справедливой демократии: в отличие от голосов в сообществах с более высоким уровнем дохода, лишь половина правомочных избирателей в сообществах с низким уровнем дохода реализуют свое право голоса. Опираясь на опыт почти трех десятилетий обучения детей и взрослых умению задавать свои собственные вопросы, Институт правильных вопросов (RQI) разработал стратегию вовлечения 1 млн избирателей, которая может привести к тому, что те, кто традиционно не участвует в выборах, станут постоянными избирателями. В основе стратегии лежит простой ресурс под названием «Зачем голосовать?». Этот ресурс через формулирование простых вопросов позволяет людям в сообществах с низким доходом увидеть связь между услугами, которые они получают, и решениями, которые осуществляют официальные лица, и признать для себя ценность голосования.

Массовая практика по всему миру демонстрирует, как трудно человеку задать вопрос не только политикам, но даже своему врачу.

В одном из выступлений на известной платформе TED, где люди обмениваются своими идеями и исследованиями с огромной аудитории, нейрохирург из Норвегии Кристер Мьясет делится случаем из своей практики, который изменил его подход  к пациентам и их проблемам.

На один из приемов к нему пришла пациентка, которая жаловалась на боль в шейном отделе позвоночника. Ознакомившись с ее диагнозом, он принял решение провести операцию по устранению причины боли, но он также рассказал ей, что операция будет очень деликатная и если что-то пойдет не так, то она останется парализованной на всю жизнь. В этот момент она задумалась, а потом сказала фразу, которая заставила доктора глубоко задуматься: «Доктор, а это правда необходимо?».

И действительно, еще до того, как она зашла в его кабинет, он уже представлял, как будет ее оперировать — в конце концов, это то, чем он занимается. Но после этого вопроса он задумался и ответил: «Нет, этого можно не делать».

Многие пациенты верят, что только хирургическое вмешательство может им помочь, но оно нужно далеко не каждому. В конце своего выступления он просит каждого, кто прослушал его выступление, задавать своим лечащим врачам четыре вопроса, которые он вынес из своей практики общения с пациентами и коллегами:

1. Это правда, необходимо?

2. Каковы риски?

3. Есть ли другие способы лечения?

4. Что произойдет, если ничего не предпринимать?

Если пациенты начнут задавать данные вопросы, то количество серьезных хирургических вмешательств уменьшиться и люди, которые действительно нуждаются в данных вмешательствах, смогут получить более качественный и комплексный уход.

Вообще задавать вопросы людям, которые выше тебя по социальной иерархии — это смелость и мужество. Но если мы не будем этого делать, то демократия исчезнет и вряд ли вам понравится то, что придет ей на смену. Именно поэтому демократическое вопрошание является базовой грамотностью современности и этому надо учиться. Понимая и принимая данный посыл еще в 2016 году, Совет Европы принял декларацию об использовании рамочной модели компетенций для демократической культуры, частью которой должна быть способность задавать вопросы.

Давайте этому учиться!

Поделиться ссылкой: