Серия "Либеральная миссия - экспертиза" под редакцией Кирилла Рогова

Крайне важно сказать о том, чего делать не следует

Доклад из 9-го выпуска "Либеральная миссия - Экспертиза" (под редакцией Кирилла Рогова) - "Коронакризис-2020: что будет и что делать? Сценарии развития и меры экономической политики".

 

Сценарии

Россия столкнулась с самым существенным кризисом с 1990-х годов: на повестке дня и опасность неконтролируемого распространения эпидемии, и резкое снижение цен на нефть вследствие глобальной рецессии.

Скорее всего, спад в мировой экономике будет глубже, чем в 2008-09 гг. Более того, так как введение карантина по всему миру резко сократило объем пассажирских перевозок, спрос на нефть упал гораздо больше, чем в 2008-09 гг. Поэтому трудно предсказать, насколько сильно пострадает российская экономика. С другой стороны, эпидемия началась в России позже, чем в Азии и Европе (видимо, вследствие, существенной изоляции России от мировой экономики), что позволяет использовать данные по другим странам. Эти данные показывают, что карантин действительно приводит к существенным потерям для экономики. Например, несмотря на то, что карантин был введен в Европе только во второй половине марта, спад ВВП в первом квартале (к первому кварталу 2019) составил в Германии 10%, во Франции – 6%.

Оценки экономистов показывают, что шестинедельный карантин снижает годовой ВВП Франции почти на 6%, месячный карантин в одном только Токио может обойтись в 5% годового ВВП всей Японии. Поэтому можно предположить, что 2-3-месячный карантин приведет к снижению ВВП за 2020 г. на существенную величину – до 10%. Естественно, в первую очередь пострадают транспорт, отрасли развлечений, туризма, непродовольственной торговли и общественного питания. Как и в любой масштабной рецессии, серьезные потери понесет строительство. Главный удар придется по малому бизнесу, у которого нет подушки безопасности.

Может ли Россия избежать введения карантина? Это маловероятно. Уже в начале апреля стало очевидно, что российская система здравоохранения не справляется с потоком заболевших. Поэтому так или иначе карантин придется ввести – по крайней мере, в крупных городах (в которых и сосредоточена существенная часть российской экономики).

 

Необходимые меры

В такой отчаянной ситуации государство обязано оказать помощь гражданам. Во время карантина и последующего масштабного экономического спада некоторые граждане полностью потеряют доходы. В то же время у двух третей граждан нет сбережений. Государство должно обеспечить своим гражданам минимальный уровень жизни. Для этого необходимы экстраординарные меры: существующая система социальной поддержки недостаточна и неповоротлива.

Помощь можно осуществить тремя способами: прямыми выплатами гражданам, субсидиями на оплату ЖКХ и дополнительными выплатами пенсий.

Во-первых, необходимо выплачивать всем взрослым гражданам по 20 тыс. руб. в месяц (итого около 2 трлн рублей) на протяжении карантина. Это потребует существенных организационных усилий, но Федеральная налоговая служба обладает данными по индивидуальными номерам налогоплательщика и может организовать такие выплаты (либо автоматически, либо по обращению граждан).

Во-вторых, с учетом особенного особо тяжелого положения пожилых граждан, нужно всем пенсионерам удвоить выплаты пенсий (итого около 0.6 трлн рублей в месяц) на протяжении карантина.

В-третьих, необходимо разрешить не оплачивать услуги ЖКХ до 5 тысяч в месяц (тем, чьи расходы превышают 5 тысяч, необходимо будет заплатить разницу). Федеральный бюджет должен будет возместить выпадающие расходы компаниям-поставщикам услуг. Это обойдется бюджету в 0.25 трлн рублей в месяц (в России 50 миллионов семей).

В дополнение к поддержке граждан, необходимо поддержать и малый бизнес – не льготными кредитами, а безвозвратными субсидиями на выплату зарплату и аренды. Малое предприятие, которое работает без выручки 2-3 месяца, никогда не сможет вернуть даже льготный кредит. Для того, чтобы после кризиса бизнес мог бы быстро развернуть производство, его надо избавить от необходимости искать новый персонал и искать новое место аренды. Я не располагаю данными о расходах малого бизнеса на аренду, но поддержка выплаты зарплаты в размере 20 тысяч рублей в месяц (с отменой всех социальных начислений) составит 0.3 триллиона рублей в месяц (на малых и средних предприятиях в России занято около 15 миллионов человек).

Преимущество совокупности этих мер заключается в том, что они покрывают все население России (включая самозанятых, индивидуальных предпринимателей и занятых в неформальном секторе). В сумме эти четыре меры обойдутся чуть более чем в 3 трлн рублей в месяц. Соответственно, за два-три месяца карантина необходимо будет потратить 6-10 трлн рублей. Такие суммы Россия может себе позволить. Именно для таких ситуаций создавался Фонд национального благосостояния, в котором есть достаточные средства. Впрочем, я считаю возможным и расширение программы государственных заимствований – выпуск ОФЗ на сумму в 2-3 трлн рублей. Для того, чтобы государственные облигации пользовались спросом, необходимо использование банками ОФЗ в качестве залога по операциям РЕПО с Центральным банком.

 

Чего не делать

Крайне важно сказать и о том, чего делать не следует. Во-первых, не следуют замораживать цены – это приведет к возникновению дефицита и черного рынка. Для снижения цен на товары первой необходимости требуются другие меры: отмена так называемых "контрсанкций". Во-вторых, необходимо не создавать новые барьеры для торговли средствами индивидуальной защиты и медицинским оборудованием, а принимать экстренные меры по снижению барьеров для импорта и сертификации. Необходимо разрешить ввоз и продажу любых средств индивидуальной защиты, систем тестирования на коронавирус, медицинской техники при условии, что они сертифицированы в странах ОЭСР. В-третьих, не следует изменять принципы денежной политики: необходимо сохранение политики инфляционного таргетирования и гибкого курса рубля. Ни в коем случае нельзя подвергать сомнению независимость ЦБ и переходить к прямому кредитованию бюджета Центральным банком. 

Если будут приняты вышеизложенные меры, то кризис будет глубоким, но коротким. Но это не означает, что после кризиса российская экономика начнет быстро расти. Структурные проблемы российской экономики – отсутствие защиты прав собственности, отсутствие независимой и компетентной судебной системы, монополизация, доминирование государства и изоляция от глобальной экономики – никуда не денутся. Для того, чтобы российская экономика вернулась к быстрому росту, а не к стагнации (с темпами роста 1-2 процента в год), необходимы совсем другие меры. Но в настоящее время необходимо сконцентрироваться на борьбе с беспрецедентно тяжелыми вызовами, связанными с эпидемией коронавируса и глобальной рецессии.

Комментарии