Российский федерализм ждет перезагрузка. Экономическая модель отношения центра с регионами должна измениться

Листая прессу

https://cdn.vedomosti.ru/image/2015/14/17kfhi/type1-1kgo.png

Максим Буев

Наверное,
читатели еще помнят фразу Бориса Ельцина об автономии регионов – «берите,
сколько хотите». Для проведения реформ по всей стране Ельцину требовалась
поддержка региональных лидеров – этим в основном и объяснялась подобная
щедрость. Однако такой подход к выстраиванию политического и экономического
федерализма в суровых реалиях 1990-х закончился печально. Владимиру Путину в
управление досталась страна с сильно разрозненными субъектами федерации,
фактическим отсутствием единого экономического пространства на территории
страны, неадекватным уровнем предложения общественных благ, губернаторами,
препятствующими сбору федеральных налогов на подконтрольной им территории, и т.
п.

Сам факт
необходимости федерального управления в рамках страны такого размера, как
Россия, не вызывает сомнения. Однако вопрос в том, как эффективно это
организовать. Классическим решением проблемы в 2000-е явилось выстраивание
пресловутой вертикали власти, которая была предназначена, во-первых, для
усиления влияния центра в регионах, а во-вторых, для управления регионами в
едином ключе – попытка выбраться из ситуации «лебедь, рак и щука».

Семь лет
назад известный экономист Екатерина Журавская писала, что выстроить такую вертикаль можно двумя способами.
С одной стороны, центр может назначать региональных лидеров и создавать для них
систему стимулов и продвижения по карьерной лестнице в зависимости от успехов
управления регионами. С другой стороны, можно создать сильные общенациональные
политические партии, которые будут поддерживать лидеров на местах и создавать
для них карьерные стимулы в рамках своей иерархии. Опять же карьерный рост
политиков должен быть привязан к экономическим успехам региона.

При этом,
вообще говоря, в первом случае нет никаких гарантий, что политики, назначаемые
сверху, будут действовать в интересах развития региона, а не в целях
собственного обогащения. Во втором случае для создания правильных стимулов
должны существовать свободные выборы, политическая конкуренция и независимые
СМИ.

Реформа
федерализма на фоне роста нефтяных цен привела страну в ситуацию, когда
региональные лидеры, по сути, оказались вообще не заинтересованы ни в
устойчивом экономическом росте в регионах, ни в адекватном предложении там
общественных благ. Если налоговая выручка по большей части перераспределяется
через Москву, достаточно лишь лоббировать на местах интересы партии,
обеспечивающей непрерывное пребывание у власти правящей верхушки, и биться за
федеральные трансферты. При легких нефтяных деньгах большего и не требовалось.

Однако новая
экономическая реальность привела к тому, что подобная конструкция больше не
работает. Население в регионах все чаще жалуется на недостаток госинвестиций в образование, медицину, транспорт.
Похоже, что перезагрузка российской модели федерализма не за горами. Каких
свобод станет больше на региональном уровне – политических или экономических, –
покажет время. Но если правительство хочет сохранить в стране стабильность, то
вряд ли у него есть другой выход.

Автор –
декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге

http://www.vedomosti.ru/opinion/columns/2016/12/12/669118-federalizm-perezagruzka

Источник: Ведомости

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий