«Ощущение, что Михалков хочет быть полезным власти, но не знает как»
Скандал
вокруг «Ельцин-центра», поднятый Никитой Михалковым, вовлек в свою
орбиту неожиданно много людей. И, самое главное, он ударил не столько по
престижу исторической институции и первого российского президента, сколько по и
так не безупречной репутации режиссера и бизнесмена. Своим мнением об этом
поделился журналист Виктор Лошак.
На месте
Михалкова можно приуныть. Давно уже никого в общественном пространстве не
оценивали с таким унизительным пренебрежением. Любимая страной Наина Иосифовна
Ельцина назвала режиссера «лжецом», первый зампред Совета федерации
заметил, что 20 лет назад Михалков был сторонником Ельцина, а сейчас
«освоил ремесло изгнания бесов», губернатор Свердловской области в
ответ на все обличения «бесогона» написал, что именно в
«Ельцин-центре» «страницы истории показаны во всем их драматизме
и противоречивости». Наконец, руководитель Фонда первого президента просто
отмахнулся от Никиты Сергеевича: «Спорить здесь не о чем, ему просто нужно
дать денег и много, чтобы он отстал».
Что
происходит с бывшим кумиром миллионов? Ощущение, что Михалков хочет быть
полезным власти, но не знает как. Неужели потерял свой главный талант? Вот и в
прошлый раз выскочил на публичную площадку, чтобы опровергнуть Константина
Райкина, мол, нет цензуры, а хочешь свой театр и госфинансирование — терпи. Но
никто его не услышал, не погладил, и даже по звучности высказывания он тогда
проиграл мотоциклисту Хирургу. Хотя методологически, а не просто по взглядам,
мотоциклист и режиссер оказались просто братьями: Михалков заклеймил
«Ельцин-центр», даже не побывав в нем, а Хирург, может быть, и ходил
когда-нибудь в театр, но на спектаклях поносимого им режиссера никогда не был.
И вообще
интересно, как бы заговорил «бесогон», если бы нашелся кинокритик,
заявляющий, что его фильм — это «инъекция разрушения национального
сознания», но знает он об этом из радиопередачи, а сам кино не смотрел?
Есть предположение, что это разбазаривание Михалковым репутации — просто хитрый
заход на бюджетное финансирование собственного исторического проекта. Он ведь
озвучил мечту создать курортно-просветительский кластер «Цитадель» на
месте съемок своего фильма. Хорош, конечно, курорт! Но зачем так сложно и
вопреки данным наследниками Ельцина на посту президента, Путиным и Медведевым,
оценкам музея в Екатеринбурге?
Сегодняшняя
деятельность Михалкова — это будто дела нескольких разных людей: бизнесмена,
защитника культуры, режиссера, охранителя авторских прав и нравственности… Эти
люди с одной и той же физиономией порой противоречат и даже не доверяют друг
другу. «Бесогон», например, защищает народ от страшного западного
влияния, а тосканский винодел, о чем рассказывают меню на бортах «Аэрофлота»,
день и ночь трудится на прекрасных холмах Италии, чтобы вырастить виноград для
поставляемого на родину вина, которое он и назвал в честь одного из своих
лучших фильмов. В 1996 году Михалков был одним из самых ярких и убедительных
пропагандистов Ельцина, а в 2016-м оказался одним из самых ядовитых критиков
его памяти. Об этом, кстати, должны помнить те, кто так охотно используют
Никиту Сергеевича в собственных предвыборных кампаниях.
Политическая
почва крайне опасна. И не только тем, что засасывает. Даже уважаемые люди
нередко, ступив на нее, становятся смешны. Многие уже обратили внимание на
антураж еженедельной телепередачи режиссера: сидит он на фоне иконы и телефонов
правительственной связи. Кажется, сейчас снимет трубку, позвонит Самому, и
оттуда за него заступятся. Но что делать с репутацией?
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3171015?utm_source=kommersant&utm_medium=strana&utm_campaign=author
Источник: Коммерсант