Стандарты и поклонники
В последнее время вновь раздались призывы взращивать малый бизнес, холить и лелеять средний, а крупный хоть и равноудалить от себя, но все же относиться к нему по-человечески. Бизнес, говорят, в состоянии страну поднять, рабочие места организовать, налоги заплатить. Бывалый наблюдатель слышит подобные призывы уже давно, а их все повторяют. Как будто мантру читают или уговаривают самих себя.
Предприниматели уверяют, что жить лучше и веселее не становится. Грозные СНиП (строительные нормы и правила) или САНПиН (санитарно-эпидемиологические правила и нормы) многим отбили охоту заниматься бизнесом. А еще в стране 22 тысячи (!) утвержденных стандартов. Предъявляются, конечно, не все, но в загашнике, если чего не так, имеется предостаточно. Требования эти избыточны не только для бизнесменов, но и для самих контролирующих органов. Видимо, поэтому перечень стандартов можно приобрести на СD за 230 тысяч рублей. Наверное, примерно столько же стоят СНиПы и САНПиНы. Купишь такое, а в дело вложить уже будет нечего.
Кто виноват? То, что российская бюрократия и в прошлые века поставляла темы лучшим перьям страны, широко известно. Рассказывают анекдот, как царь Николай I повелел строить железные дороги по ширине европейских, и в грубой форме выразил недоумение чиновнику, который предлагал сделать пошире, чем в Европе. А чиновник переспросить забоялся и построили по России дороги на определенную величину шире.
При социализме, где вся жизнь была стандартизирована, требования к товарам никого не удивляли. А когда социализм закончился и покупателей с нестандартными требованиями стало много, государство разумно решило защитить граждан от недоброкачественных гадостей. Они (гадости) были такими красивыми! Привыкшие к туальденору мышиного цвета, граждане как очумелые кидались на яркое.
Правительство погрузилось в реформирование макроэкономики, а на товарном рынке тем временем нагородили административных барьеров, забыв, что они мешают действию рыночных механизмов. В рыночной экономике качество товара регулируется спросом и конкуренцией. И если в начале 90-х без административной защиты было трудно обойтись, то сейчас о ней надо забыть. А ведомства не хотят. Госстандарт точно не хочет. В своих заключениях на либеральные законопроекты госстандартно замечает, что реформирование сложившейся системы ломает, нарушает, не защищает, а потому недопустимо, как-то не задумываясь, что реформа и есть нарушение status quo.
Реформаторы пытаются сделать более прозрачной систему сертификации товаров и подтверждения соответствия обязательным требованиям. Например, утвердить вместо 22 тысяч стандартов 350 законов. Ввести в практику такую форму подтверждения соответствия, как декларация, при которой вся ответственность за соответствие продукта установленным нормам возлагается на изготовителя. Кроме того, надо развести требования к безопасности товара и его потребительским свойствам. Все, что касается безопасности, должно быть строго обязательно. Например, питьевая вода. Требования по содержанию солей тяжелых металлов – это требования безопасности. Обязательны для всех. Содержание в воде кальция – ее потребительская характеристика. Это – в добровольном порядке. Если кто хочет воду подороже, но с кальцием – на здоровье.
А сколько стандартов безнадежно устарели! Есть ГОСТ, к примеру, по которому хлеб при транспортировке должен быть завернут в ткань. Не в пакет из современных материалов, который увеличивает срок хранения, сохраняя влажность хлеба, а как в 30-е годы – в ткань. Время идет, а чиновники 43 министерств и ведомств, пестующие систему обязательных требований, занимают круговую оборону. Попробуй справься с ними! Врачи, пожарные, военные, Минсельхоз, Госстандарт. Имя им – легион. Мало того, что они не в силах расстаться со старыми требованиями, так еще и вводят новые. Не так давно Госстандарт родил требования, предъявляемые к проведению тендеров по выбору страховых компаний. Говорят, только благодаря тому, что одна страховая компания хотела нанести удар по другой. А в первой страховой компании служил бывший знатный пожарник, доводящийся коллегой и другом бывшим руководителям Госстандарта. Вроде и стандарт они придумали – локальный, что ли, но вот теперь любой проверяющий придет и спросит: «А вы почему не по стандарту тендер провели?» И пошло-поехало. Как говорят реформаторы, «очень взяткоемкий процесс».
Вообще-то хорошие законы принимаются. Например, закон «О защите прав юридических лиц при проведении государственного контроля», в народе называемый законом о защите от проверок. Он устанавливает презумпцию добросовестности предпринимателя. Инспектор должен доказать, что предприниматель нарушил, а если приходит с проверкой, то пусть сначала распоряжение покажет со своей фамилией. А то любят по двое-трое ходить. Предприятия их боятся, а ведь имеют право по закону не пускать, если документы не в порядке. Боятся, потому что не знают своих прав. Заискивают, взятки суют, специальные комнаты оборудуют, где проверяющие с комфортом могут проверять. Комнаты те не пустуют. Одна комиссия сменяет другую. И творят они все это безобразие на бюджетные деньги. То есть на наши налоги. А значит, предприниматели им точно много раз переплатили и больше ничего не должны. Так что надо быть смелее. И выдавливать из себя страх перед бюрократом чуть активнее.
Источник: Еженедельный Журнал