Вопрос №3
ЯСИН Е.Г.:
Мы переходим к третьему вопросу о перспективах развития фондового рынка
в ближайшие несколько лет, а также о возможных альтернативах рыночному развитию.
Могут ли такие альтернативы быть предложены государством?
МОЗЕР Н.: «Если говорить о роли государства в развитии фондового рынка,
то важнейшей задачей является правоприменение уже существующих законов»
Что касается открытых и закрытых акционерных обществ, то одной из причин,
по которой многие ОАО хотят остаться таковыми, – сохранение возможностей для
привлечения капитала. В этой связи достаточно интересен пример компании «ЮКОС»,
владелец которой г-н Ходорковский приблизился к тому, чтобы сделать компанию
частной, но, тем не менее, этого не делает. По всей видимости, внимательно подумав
над этой альтернативой, он решил, что «ЮКОСу» стоит оставаться акционерной компанией
для того, чтобы в потенциале стать глобальным игроком. Например, для развития
одного из крупнейших месторождений «ЮКОСа», Приобского, требуется несколько
миллиардов долларов.
Если же говорить о роли государства в развитии фондового рынка, то важнейшей
задачей является правоприменение уже существующих законов. В Законе об акционерных
обществах есть неплохие статьи, касающиеся размывания доли акционеров, увода
активов и участия заинтересованных лиц в транзакциях. Я не верю в эффективность
кодекса корпоративного управления. Правительство просто должно поддерживать
некоторые позитивные решения ФКЦБ. Мы во многом зависим от российских судов,
в частности – от судов арбитражных, поэтому должна обеспечиваться их независимость
и снижаться влияние на них интересов мощных деловых кругов.
АЛЛЕН С.: «Я настроен очень пессимистично и считаю, что через три-пять
лет никаких изменений не произойдет»
Сегодня российский фондовый рынок – это «Сургутнефтезгаз», «Лукойл», «Газпром»,
«ЮКОС» и еще несколько компаний. Капитализация вышеназванных четырех фирм на
данный момент составляет тридцать миллиардов долларов, и я уверен, что через
три года она достигнет ста миллиардов долларов. Но это нельзя считать достижением,
потому что это – не рынок. О рынке в России можно будет говорить только тогда,
когда у меня, простого гражданина, возникнет идея создания, предположим, сети
киосков в Жуковском, и я просто приду на рынок и построю свой бизнес. Мне не
надо говорить с мафией, мне не надо получить сто подписей различных чиновников.
Я настроен очень пессимистично и считаю, что через три-пять лет никаких
изменений не произойдет. На уровне «Газпрома» и «Лукойла» все будет замечательно,
но для развития в России настоящего рынка должна измениться психология людей.
Сегодня у людей нет чувства лояльности к российской системе, к закону. Может
быть, это и правильно, может быть, и сорок лет назад не было этого чувства,
я не могу об этом судить. Но если чувства лояльности нет сейчас, то его не будет
и через пять лет. А пока никто не будет лоялен к системе, не будет и настоящего
рынка. Очень мрачный прогноз, но я вижу ситуацию именно так.
ЯСИН Е.Г.:
Я думаю, ваш прогноз очень близок к реальности. Но следует помнить, что
речь идет о естественном темпе институциональных изменений, которые не могут
произойти в одночасье. В этом отношении правительство может только подталкивать
естественный ход развития событий, что будет самой лучшей политикой с его стороны.
Ведь мы говорим о живых людях со своей историей, своим мнением обо всем, их
не переделать. Я вижу, что постепенно происходят позитивные изменения. Но американские
и европейские рынки тоже становились медленно, и от этого никуда не деться.
Не надо впадать в уныние, пусть даже через несколько лет мы не увидим колоссальных
изменений.
КИМ А.: «Возможны два варианта развития событий – оптимистический и пессимистический»
Нэт Мозер говорил, что одной из причин, по которой многие из фактически
закрытых компаний хотят сохранить статус открытого акционерного общества, является
сохранение возможности привлечения капитала. Другая причина этого заключается
в обеспечении защиты интересов собственности. Наличие в компании миноритарных
акционеров само по себе снижает вероятность того, что государство предпримет
какие-то шаги в отношении этой компании. Не так давно в ситуации с компанией
«Норильский никель», на которую шло давление со стороны государства, миноритарные
акционеры компании подняли шум, в результате чего государство вынуждено было
отступить. Впрочем, миноритарные акционеры торжествовали не долго, поскольку
за этим последовала реструктуризация компании, от которой они пострадали.
Фондовый рынок и инвестиционный климат взаимовлияют друг на друга, но ни
одна из этих вещей не поглощает другую. Фондовый рынок влияет на инвестиционный
климат прежде всего посредством потенциального доступа к огромным международным
рынкам капитала и притока ресурсов в экономику. Обратное же влияние проявляется
в таких важных для инвесторов факторах, как показатели компаний и рост прямых
инвестиций.
Что же касается перспектив развития фондового рынка, то в данный момент
многое зависит от руководства страны, от принимаемых решений и от их реализации.
Поэтому можно предположить как оптимистический вариант развития ситуации, так
и пессимистический. Позитивный вариант состоит в том, что правительство будет
продолжать выполнять свою программу реформ, нарастив темпы и улучшив качество
внедрения структурных преобразований. Предполагается, что ситуация на внешних
рынках будет при этом оставаться стабильной. Цены на нефть могут упасть, но
должны превышать 17 долл. за баррель. Бюджетная сфера также должна стабилизироваться,
поскольку в 2003 году мы подойдем к пику выплат по внешнему долгу. Если все
вышеперечисленные условия будут соблюдены, то доступ к рынкам капитала постепенно
будет восстановлен, к концу года будут размещены акции, к примеру, «Лукойла»,
а в следующем году – предположим, «Северстали». В перспективе это расширит рынок,
на нем появятся новые компании, будут задействованы новые сектора, а не только
нефтяная и газовая, и рынок достигнет уровня 1997 года.
При неблагоприятном варианте развития ситуации явно или неявно будет принято
решение способствовать закрытым формам бизнеса по южнокорейской схеме, и мы
перейдем к политике государственного протекционизма и особых отношений. Это
будет очень комфортно для определенных компаний, но будет установлен четкий
предел для роста экономики. При этом, скорее всего, продолжится отток капитала
из страны, и существенного притока прямых инвестиций не произойдет. Таким образом,
развитие фондового рынка будет возможно только в определенных рамках.
ЯСИН Е.Г.:
Тогда президент решит, как в свое время товарищ Сталин, что не стоит возиться
с этим капитализмом, нужно проводить модернизацию сверху. Такая возможность
не исключена. Если мы рассчитываем на рынок, а рынок не подает признаков жизни,
то надо искать альтернативу. Вот в чем опасность того, что через три-пять лет
не произойдет серьезных изменений.
КИМ А.:
И тогда, возможно, люди моего поколения, в частности, сидящие за этим столом,
будут передавать привет родственникам из-за границы.
ТАМАРИН Н.:
Я не буду пытаться прогнозировать развитие фондового рынка в ближайшие три-пять
лет. Хотел бы сказать только об одной тенденции – развитии рынка российских
акций за рубежом в форме ADR, что будет отвечать интересам
эмитентов, для которых это практически единственная возможность привлечения
капитала на фондовом рынке. Это будет соответствовать и интересам многих инвесторов,
включая российских, у которых появится возможность вложения средств в российский
фондовый рынок опосредованно через Запад.
ИКОННИКОВ А.: «Мне кажется, что через три-пять лет начнется продажа бизнеса,
который сегодня скупается крупными российскими финансовыми группами»
Я согласен со Стивом Алленом и Николаем Тамариным. Сегодня я вижу следующие
перспективы развития рынка. Многие руководители предприятий и крупные российские
собственники пытаются диверсифицировать свои риски и вкладывать средства в другие
предприятия. Это приобретает формы некоего венчурного бизнеса. Они покупают
предприятие, приводят его в порядок, делают этот бизнес более-менее привлекательным
с точки зрения инвесторов, чтобы потом его продать. Мне кажется, что как раз
через три-пять лет начнется продажа бизнеса, который сегодня скупается крупными
российскими финансовыми группами.
Также я согласен с прогнозом относительно хороших перспектив у акций российских
компаний в форме ADR и GDR.
Это будет положительным фактором и с точки зрения привлечения реальных инвестиций,
и с точки зрения возможностей обезопасить инвесторов от возможных рисков сегодняшнего
российского рынка.
Очень важно способствовать развитию бизнеса. Государство не должно вмешиваться
в дела бизнеса, нести на себе все функции по регулированию и распределению средств,
а должно просто помогать бизнесу развиваться. В «Манеже» по итогам года мы должны
видеть не презентацию компаний, больше всего потративших на социальное обеспечение,
а презентацию компаний, добившихся наибольшей капитализации, получивших наибольшую
выручку и прибыль, соответствующих критериям прозрачности бизнеса. В свою очередь,
мы, как аналитики, тоже должны проводить исследования и показывать бизнесу те
ориентиры, к которым он должен стремиться. Нам надо всем вместе разрабатывать
стандарты бизнеса, стимулировать его развитие и убеждать государство в том,
чтобы оно работало в этом направлении.
ЯСИН Е.Г.:
Я предлагаю регулярно собираться и оценивать изменения ситуации на фондовом
рынке. Сегодня на примере «ЮКОСа» мы увидили, как происходит сдвиг в сторону
прозрачности бизнеса, как компании начинают следить за своей репутацией. И хотя
отстирать репутацию компании – не то же самое, что отмыть деньги, количество
крупных компаний, желающих изменить свой имидж и выйти на мировые рынки, неизменно
растет. Но при этом, к сожалению, малые и средние предприятия играют на рынке
все меньшую роль. Исследование нерыночного сектора в России, проведенное Бюро
экономического анализа, показывает, что за последние два года его размеры существенно
сократились. Но, что характерно, изменения к лучшему происходят на крупных предприятиях,
где большая занятость, а малые предприятия вымываются.
Основная идея, с которой сегодня согласились все присутствующие, заключается
в том, что фондовый рынок может развиваться только тогда, когда на нем присутствует
много небольших инвесторов. Для привлечения мелких российских и зарубежных инвесторов
и следует заботиться об имидже компаний, о доверии бизнеса к государству и населения
к бизнесу.