Константин Сонин: Последний год
Следующие президентские выборы намечены на март 2008 г. Однако на какой бы месяц ни назначалась смена президента, в России все измеряется календарными годами. Так что 2007-й — последний год президента Путина. Мой собственный прогноз состоит в том, что, в нарушение действующей Конституции, Владимир Путин останется на третий срок, т. е. так или иначе будет президентом, премьер-министром, спикером парламента или главой какого-нибудь российско-белорусского надгосударственного союза. Причин, которые заставляют меня так думать, немало. Есть и чисто российские — пока ни один из потенциальных преемников не продемонстрировал требуемых качеств, есть и исторические — в полуавторитарных режимах, к которым сейчас относится и наша страна, популярные лидеры от власти не уходят. Однако было бы нечестно нарушать презумпцию невиновности и считать, что если какое-то событие кажется вероятным — например, третий срок, то оно обязательно и произойдет. Третий срок — прогноз, а не пожелание. А пожелание таково: пусть 2007-й будет последним годом президентства Путина.
Если предыдущий год, 2005-й, был годом, когда определился экономический курс, то уходящий, 2006-й, показал, что происходит, если этому курсу следовать. Год назад стало ясно, что план состоит в том, что экономика будет управляться напрямую из единого политического центра. В соответствии с этим планом крупные компании, значительная доля в которых принадлежит государству, прежде всего “Газпром” и “Рособоронэкспорт”, весь год агрессивно наращивали активы. Так как эта активность была продиктована не столько коммерческими, сколько политическими соображениями, при этом использовались все подручные средства — Генпрокуратура, Росприроднадзор и, конечно, сам президент. Иногда это было необходимо: никто не сомневается, что получение “Рособоронэкспортом” контроля над “АвтоВАЗом” требовало участия правоохранительных органов. Иногда это было лишним: договор о разделе продукции с Royal Dutch Shell надо было пересматривать, но без участия экологических служб. Потому что, хотя метод концентрирования всех ресурсов на одной задаче дает желаемый результат быстрее, у него есть побочные эффекты. Во-первых, как правильно заметил Владимир Милов в своей колонке, если главный санитарный врач занимается внешней политикой, то он перестает исполнять обязанности санитарного врача. Во-вторых, потому что такое пересечение зон влияния разных ведомств приводит к неэффективности: санитарный врач плохо справляется с внешней политикой. Иными словами, если президент напрямую указывает госкомпаниям, что им делать, — это плохо, но не очень. Но если госкомпании указывают президенту, что ему делать, — это очень плохо.
Говорят, что такая система, в которой единственный способ разрешения противоречий — обращение к первому лицу, облегчает жизнь этого лица, но затрудняет передачу власти. Может быть. Но эта колонка написана в предположении, что 2007 год — последний. Мое пожелание состоит в том, чтобы вместо слияния всех структур управления в один центр в наступающем году началась демаркация границ: спецслужбы занимались бы обеспечением безопасности, Росприроднадзор — охраной природы, а “Газпром” — разработкой месторождений. А если в части гигиены и санитарии все в порядке, пост главного санитарного врача можно вообще упразднить.
Автор — профессор Российской экономической школы/ЦЭФИР
Ведомости, 25.12.2006
Источник: Ведомости