Предвыборная загадка президента. Влияние «большого правительства» на экономику, судя по всему, будет минимальным / Независимая. 26.10.2011
Автор – Анастасия Башкатова
Вчера единороссы объявили о том, что они боятся оказаться за бортом «большого правительства», о формировании которого ранее говорил президент Дмитрий Медведев. Идея создания в стране так называемого расширенного, или «большого», правительства заинтриговала даже опытных экспертов. Вопрос: «Что скрывается за проектом «большого правительства» – новая административная реформа, которая может иметь как позитивные, так и негативные экономические последствия, или же предвыборное шоу в пользу «Единой России»?» – до сих пор не имеет однозначного ответа. Пока что большинство экспертов уверены: населению от «большого правительства» вряд ли стоит ожидать каких-то благ.
Замруководителя ЦИК партии «Единая Россия» Андрей Ильницкий вчера высказал обеспокоенность тем, что партия власти может оказаться в стороне от формирования «большого правительства». По его словам, в партии есть «люди развития», но они должны занимать место не «обоза», а «авангарда», «основной платформы». Напомним, ранее президент Дмитрий Медведев указал на отсутствие обратной связи как внутри бюрократии, так и между бюрократией и обществом. На прошлой неделе на встрече с представителями Общественного комитета сторонников, среди которых была, например, телеведущая Тина Канделаки, Медведев объяснил, в чем смысл его проекта по созданию «большого правительства». Не рост числа чиновников, а формирование вокруг компактного бюрократического ядра особой среды для эффективной коммуникации власти с общественными структурами, а через них и с обществом. «Большие реформы, большие преобразования, модернизация не могут быть сделаны узкой группой людей», – говорит президент. «Большое правительство» позволит принимать те законы, которые нужны обществу, и достигать компромиссов в спорах вокруг болезненных экономических реформ.
Это, говорит президент, получится сделать при опоре «на практически все общественные силы»: «на фракцию «Единая Россия», на Народный фронт, на экспертное сообщество, на неправительственные организации, на гражданские союзы и даже на представителей тех партий, которые не симпатизируют, например, нашей деятельности». Чтобы «большое правительство» заработало, нужно создать концепцию глубокой реформы административного управления, модернизации властных структур и сформировать кадровый резерв всех уровней. И нужно участвовать в выборах.
Медведев уверен: главная проблема не в том, что сегодня нельзя достучаться до власти – люди вполне могут написать обращения и сельскому старосте, и правительству, – а в том, что эффективность этих обращений ничтожна. Для решения проблем приходится вмешиваться высшим властям. Но самое главное – власть не может вступить в диалог даже сама с собой.
Напомним, при министерствах давно существуют общественные советы, которые могут возглавлять, к примеру, представители культуры. Эти советы были созданы указом президента от 2006 года, они нацелены на обеспечение взаимодействия граждан и общественных организаций с чиновниками. Также существует Общественная палата. Согласно закону, она осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления для учета потребностей и интересов граждан. Казалось бы, куда же больше? Россия уже имеет опыт, мягко говоря, не совсем удачной административной реформы 2004 года, когда правительственный аппарат разросся до необычайных размеров, оперативность принятия решений снизилась, а расходы бюджета выросли. Адаптация к новой структуре исполнительной власти растянулась тогда на целый год.
На этом фоне возникают вопросы: какими регламентами и постановлениями будет регулироваться легитимная работа «большого правительства» и появятся ли эти регламенты вообще? Без регламента любое выступление с трибуны представителя общественной организации в рамках расширенного правительства окажется простым сотрясанием воздуха, а вовсе не рекомендацией или требованием для министров. Именно так чаще всего происходит с отчетами и рекомендациями Общественной палаты, влияние которой на государственную политику минимально.
Многие эксперты считают идею «большого правительства» тревожным симптомом. Президент компании «Неокон», экс-замначальника Экономического управления президента РФ Михаил Хазин считает, что идея «большого правительства» – это попытка разрешить назревшую проблему неуправляемости существующей системы исполнительной власти: система плохо исполняет команды сверху и не реагирует на сигналы снизу. Поэтому Медведев и заговорил о создании аналога общественного, народного или партийного контроля, который существовал в СССР. Тогда создавались внебюрократические органы, задачей которых было «тормошить чиновников», чтобы те качественно выполняли поручения – прежде всего поручения КПСС.
Но научный руководитель Высшей школы экономики, экс-министр экономики РФ Евгений Ясин думает иначе: «Идея «большого правительства» не имеет никакого отношения к проблеме неуправляемости. Речь о другом. Последние события выявили для публики неоднородность и противоречивость элиты. Столкновения Кудрина и Медведева – это одно из столкновений за внимание Владимира Путина, которое произошло в тот момент, когда определялась дальнейшая судьба этих людей». Происходят схватки, смены и видоизменение правящих элит. «Медведев хочет иметь свое большое будущее. Причем как лидер первого ранга. Для этого ему нужна своя команда. Сейчас он получил карт-бланш для создания «большого правительства» из более широкого круга людей, своих советников, тех, на кого он может рассчитывать в разных ситуациях. Медведев, очевидно, трактует то обстоятельство, что ему новый президент даст пост премьер-министра как карт-бланш на то, чтобы снова стать в следующем раунде президентом», – предполагает Ясин и напоминает, что в принципе это типичное поведение для любого лидера. То же самое делал и Путин, придя в высшие слои бюрократии.
Ясин полагает: такое «большое правительство» не будет регулироваться никакими регламентами. Они не понадобятся. Потому что, во-первых, судя по всему, речь идет о формировании команды, которая будет связана прежде всего неформальными узами, своего рода внутренней присягой единомышленников Медведеву. Во-вторых, не экономические реформы и не создание в стране работающей демократии будет целью такого правительства, поэтому и регламентировать будет нечего. Скорее всего реформы, рассчитанные на потребности населения и идущие снизу, через расширенное правительство проводиться не будут – точно так же, как они не проводятся ни через общественные комитеты при министерствах, ни через Общественную палату. Зато не исключены попытки лоббирования интересов близких к власти групп с целью перераспределения в их пользу бюджетных средств. «Когда властям будут неудобны какие-то предложения, которые выдвигаются в общественных советах, их никогда никто не примет», – добавляет Ясин.
Председатель экспертного совета «Деловой России», Антон Данилов-Данильян не исключает, что в проекте «большого правительства» есть элемент предвыборного шоу. Последствия для экономики от работы «большого правительства» могут быть любыми – «от нуля до бесконечности». Все будет зависеть от политической воли председателя правительства. «Большое правительство» может отчасти повторить судьбу Общественной палаты. «Что делает Общественная палата? Генерирует предложения, анализирует проекты и выступает коллективным мнением народа в перерывах между выборами президента. Ровно так же и с «большим правительством». Это попытка расширить компетенцию и усилить влияние некоторых элит, которые находятся сейчас за правительством. Эти люди набираются президентом Медведевым в расчете на то, что часть из них перейдет в новое правительство, а часть так и останется в категории расширенного совещательного органа», – говорит Данилов-Данильян. И добавляет, что нечто похожее сделал уже Владимир Путин, создав Агентство стратегических инициатив.
Источник – Независимая. 26.10.2011
http://www.ng.ru/economics/2011-10-26/1_mystery.html