Гражданское просвещение в России остается рискованным предприятием. Елена Немировская
Гражданин обязан ходить на выборы, платить налоги и думать самостоятельно
Жизнь человеческая складывается так, что наши идеальные представления о ней почти никогда не реализуются. Но при этом в безнадежном, казалось бы, нашем стремлении повлиять на существующую действительность реализуется человеческое «я», а раз так, вопрос «что делать или не делать?» просто не стоит. Я предпочитаю работать — пока есть такая возможность. Говорю «пока», потому что гражданское просвещение в России было и остается рискованным предприятием.
Мы начинали свой проект (см. Сайт Московской школы политических исследований http://www.msps.su/; «Википедия» — свободная энциклопедия; Зоя Ерошок. Школа. О смыслах и чувствах. — М.: Московская школа политических
исследований, 2005) в одном общественно-политическом пространстве, а сейчас оказались в совершенно ином. И делаем примерно то же самое, хотя, наверное,
теперь понимаем гораздо больше, но, как и вначале, когда создавали школу, я вижу, что молодые люди на наших семинарах чувствуют себя комфортно. Мы генерируем нечто такое, чего нет в окружающем мире, чем бедна российская действительность. Кто-то назовет это «социальным капиталом», кто-то — «общественным благом». Мы же говорим об универсальных человеческих ценностях: свободе, нашем индивидуальном праве жить и думать самостоятельно, иметь собственное мнение, учиться в ходе дискуссии аргументированно защищать такое понимание жизни.
Как правило, это не вызывает сомнения ни у слушателей — участников наших семинаров, ни у докладчиков, как зарубежных, так и отечественных. Вероятно, весь секрет в атмосфере семинаров и тех темах, которые школа предлагает для обсуждения: если мы говорим о свободе слова, верховенстве права или демократии, то имеем в виду именно свободу слова, верховенство права и демократию, а не их суррогаты. Честная интеллектуальная дискуссия всегда заражает.
Я назвала бы это радостью пребывания в состоянии свободного мышления. Современное российское общество очень разобщенное, и, когда молодые люди встречаются в школе, эта разобщенность исчезает благодаря их открытости к сложности жизни и готовности лично практиковать эту сложность.
Девиз школы: «Гражданскому обществу — гражданское просвещение», так как мы уверены, что, если гражданин считает себя таковым не только потому, что об этом написано в его паспорте, он обязан делать три вещи. Ходить на выборы, платить налоги и думать самостоятельно, то есть быть просвещенным, современным человеком, что, разумеется, непросто. Заставить человека стать просвещенным — невозможно. Он должен постараться это сделать сам. И поэтому, кстати, мы приглашаем в школу в первую очередь тех, кто уже понимает смысл своего участия в общественных делах. А именно, что гражданское общество немыслимо без институтов, независимых от власти коррумпированной бюрократии. Повторяю, от бюрократии, а не от государства, потому что если у нас появится сильное гражданское общество, то появится и правовое государство, которое как институт не тождественно власти. Государство — это политический союз свободных граждан, тогда как власть — лишь полномочия, которыми мы ее наделяем во время выборов, а управление является реализацией полученных полномочий в рамках Основного закона.
Только благодаря этому в стране может появиться современное гражданское общество. Или, как писал о нем наш друг и эксперт школы Эрнест Геллнер в своей книге «Условия свободы», — «та совокупность различных неправительственных институтов, достаточно сильных, чтобы служить противовесом государству и, не мешая ему, выполнять роль миротворца и арбитра между основными группами интересов, сдерживать его стремление к доминированию и атомизации остального общества».
Источник: Новая газета