К 2021 году число студентов сократится на 900 тысяч.Экономисты призывают общество верить статистике, а не политическим призывам
Сегодня на
бюджетные средства учится меньше студентов, чем в советское время, заявляет
доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования
Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ
Татьяна Клячко, призывая доверять больше не мифам, а фактам и
статистике.
Как замечает
экономист своем большом материале в «Демоскоп Weekly», призывы поступать в
средние профессиональные учреждения, а не в высшие, потому что этого хотят
работодатели, – в корне неверны. А выпускники вузов в большинстве работают по
своей специальности.
Теперь сами
факты и цифры. В 1970–1980-х годах в университетах училось 25–30%
возрастной когорты, а сегодня во многих странах уже 70–90%. разумеется,
характерны колебания в пределах этих цифр в сторону как увеличения, так и
снижения за относительно короткое время. Например, в Греции – от 64% в 2006
году до 91% в 2013 году, в Дании – от 67 до 80% за этот же период. А в
Великобритании доля получающих высшее образование несколько сократилась – с 64%
до 59%. Но достичь цифры ниже 50% в развитых странах пока не стремятся. Доля
обучающихся в университетах растет и в развивающихся странах. Например, в
Бразилии она выросла за этот же период с 21 до 39%, в Индии – с 12 до 15%, В
Китае – с 16 до 26%.
Суммарно
численность студентов только Китая и Индии составляет более 50 млн человек. Это
намного больше студенческого контингента всех стран Европы, включая и
иностранных студентов. И сократить количество студентов искусственно, похоже,
особенно не стремятся.
Так почему
же у нас идет сокращение вузовской сети? «Самая глубокая причина этого явления
в том, что у нас очень резко падает численность студенчества, —
комментирует Татьяна Клячко эту ситуацию «НГ», — И эта тенденция будет
сохраняться. Если в 2015 году было 5 млн студентов, то к 2021 году их число
сократится до 4,1 млн студентов. Сеть сжимается, и идет выпадение самых слабых
звеньев, которые раньше были востребованы, а сегодня нет. Но здесь как раз и
находится некий подводный камень. Сегодня эти специальности не пользуются
спросом, но когда в стране начнется экономичекий подъем, на них может появиться
спрос. Отсюда следует, что надо сохранять те специальности, которые могут
способствовать подъему экономики в будущем. Те критерии, которыми
руководствуются при отборе кандидатов на вылет сегодня, не всегда эффективны».
Сокращение
зоны бесплатного образования поневоле рождает вопрос о том, не станет ли в
ближайшем будущем образование и вовсе платным. «В настоящее время в мире
существуют две модели высшего образования – полностью платная и полностью
бесплатная, – рассказывает Татьяна Клячко «НГ». – Другое дело, что при первой
платят разные агенты: семьи, фонды, работодатели и т.д. И даже при полностью
платной системе обучения здесь все равно финансово еще участвует и государство.
Исключение при первой модели делается, конечно же, для студентов из
малообеспеченных семей при их хорошей успеваемости. Другие страны мира
практикуют полностью бесплатное обучение для своих граждан и платное – для
иностранных студентов (в последние годы и эти страны вводят для своих студентов
так называемые регистрационные взносы — примерно 1 тыс. евро в год — считая,
что это заставит молодежь более ответственно относиться к своему образованию).
Но, поскольку иностранные студенты платят существенно больше, университеты
гоняются именно за ними».
По мнению
Татьяны Клячко, наша «странная модель» нуждается в более пристальном изучении.
При такой модели сохраняется большая нагрузка на государство и не менее большая
– на семьи. Хотя сейчас, не мытьем так катаньем, вводятся различные взносы. И
они будут только увеличиваться, рассказывает «НГ» татьяна Клячко. И напоминает,
что у нас 2 млн студентов учатся бесплатно и 3 млн за плату. По этой причине
быстро избавиться от нашей модели при всем желании никак не получится.
Что касается
качества образования, то подходы к высшему образованию, считает Татьяна Клячко,
тоже очень изменились за последнее время. У американцев, например, качественное
высшее образование начинается сегодня уже с уровня магистратуры. На качество
высшего образования в России влияет тот факт, что начиная с 2000 года большая
часть российских студентов учится заочно. В настоящее время около 54% студентов
учится заочно, очно-заочно и в экстернате. Очно обучается около 46% населения.
Таким образом большая часть студенчества учится урывками и время от времени. До
качества ли тут? Но миф, что советское образование было лучше сегодняшнего,
тоже стоит подвергнуть ревизии, сомневается Татьяна Клячко. Потому что
напрашивается один только вопрос: почему при качественном высшем образовании у
нас была в целом слабая экономика, как говорят сегодня.
Татьяна
Клячко предлагает подумать еще над одним мифом (и призывом), что сегодня стране
не нужно столько специалистов с высшим образованием и молодежи лучше получать
среднее профессионально-техническое образование, нежели высшее.
«Все эти
разговоры, что нашему бизнесу требуются специалисты среднего звена, поэтому
необходимо увеличить прием в средние профессиональные учебные заведения,
ведутся уже много лет, – отметила Татьяна Клячко в интервью «НГ». – На самом
деле, у нас уже несколько лет наблюдается рост приема в организации СПО. И
делать здесь что-то искусственно еще не имеет смысла. И призывы, которые
раздаются, довольно далеки от реальности. Поскольку работодатели хотят брать на
определенные позиции тех выпускников, высокую квалификацию которых на
сегодняшний день может обеспечить только высшее образование».
И если
России сегодня нужны специалисты со средним профессиональным образованием, то
почему заработная плата такого работника выше средней заработной платы человека
с начальным высшим образованием всего лишь на 2–4%, зато в 1,6 раза меньше
зарплаты человека с высшим образованием?
Еще одна
установка, которая явно устарела и перешла в категорию неубедительных мифов,
это утверждение, что выпускники не работают по специальности. В 2013 году,
согласно сведениям Росстата, по приобретенной специальности работали 95%
выпускников медицинских вузов 2010–2012 годов выпусков, 66,5% выпускников
педвузов, 85% окончивших по специальности «Авиационная и ракетно-космическая
техника», 83,5 – по специальности «Информатика и вычислительная техника» и т.д.
Не сработает
больше и то огульное утверждение, что работодатели недовольны качеством
подготовки выпускника. Татьяна Клячко приводит данные опросов работодателей.
Мнение работодателей различается в зависимости от успешности их собственного
бизнеса. Например, на успешных предприятиях оценка базовой подготовленности
специалистов-управленцев высока и стремится к 100%. А вот на неуспешных она
несколько ниже – около 80%.
http://www.ng.ru/education/2016-02-16/8_students.html
Источник: Независимая