Граждан поделили на шесть типов.
Рабочая элита может стать инициатором будущих социальных преобразований.

Листая прессу

Анастасия Башкатова 

Заместитель заведующего отделом экономики «Независимой газеты»

Кризис
разделит российский рабочий класс на новую высокооплачиваемую элиту и
невостребованных работников с недостаточной квалификацией. Такие изменения
предсказывает фонд «Общественное мнение», который объявил о существовании шести
типов россиян в зависимости от их потребительского поведения и жизненной
стратегии. Типы условно названы: «инвестор», «путешественник», «гедонист»,
«заемщик», «обыватель», «аутсайдер». Подробнее о новой классификации россиян
социологи планируют рассказать на конференции в Москве в апреле.

Деление
населения на общепринятые социальные или профессиональные группы не всегда
отражает реальные изменения в обществе. Представители одного класса могут иметь
разные жизненные ориентиры, стили потребительского поведения, стратегии
адаптации к кризису. 

О новой
классификации россиян планируют рассказать на Апрельской конференции Высшей
школы экономики специалисты фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Будет
представлен доклад «Действующие лица российского социума и их антикризисные
стратегии», в котором социологи ФОМа Елена Петренко, Екатерина Богомолова,
Елена Галицкая и Юлия Кот выделяют шесть типов россиян. Новая классификация
была построена на основе общенациональных мегаопросов за март и ноябрь 2015
года. Каждый опрос охватил 60,5 тыс. человек старше 18 лет.

Социологи
выясняли не только профессию и достаток респондентов, но и такие детали, как
умение пользоваться мобильным телефоном, компьютером и Интернетом, привычка
ездить за границу, посещать косметические салоны, фитнес-центры и нанимать домработниц,
отношение к кредитам, к инвестированию свободных средств в ценные бумаги. Как
поясняется, многое из перечисленного требует от человека не только
материального достатка, но и должного уровня личностного развития.

«Инвесторы»
– самая малочисленная часть населения, на них приходится лишь 1% всех
участников опроса. Большинство из них (57%) вкладывают деньги в ценные бумаги,
треть пользуется кредитами. Это материально обеспеченные люди, которые часто
нанимают домработниц, путешествуют за границей, занимаются в спортивном клубе и
без проблем могут приобрести бытовую технику или даже автомобиль. Основные
антикризисные стратегии «инвесторов» – мобилизация семейных ресурсов (продажа
имеющихся ценностей, сдача в аренду или обмен квартиры) и миграция. В этой группе
в три раза чаще, чем в среднем по выборке, встречаются предприниматели и
руководители высшего звена. Три четверти «инвесторов» моложе 45 лет, каждый
третий – моложе 30. Как правило, это жители Москвы и Петербурга.

На
«путешественников» приходится 13% участников опроса. Они «вкладывают» средства
в заграничные поездки. Каждый второй имеет дело с иностранной валютой. Иногда
«путешественники» берут кредиты: в течение последних двух-трех лет каждый
третий пользовался банковским займом. Некоторые из них (20%) могут позволить
себе занятия фитнесом. Чаще всего в этой группе встречаются предприниматели,
специалисты, низовые руководители. Среди них много москвичей и петербуржцев.

«Гедонисты»
(16% респондентов) готовы отказаться от путешествий, но не от посещения
косметических салонов и фитнес-центров. При этом доходы у них значительно ниже,
чем у первых двух типов. Каждому второму из них не хватает на покупку крупной
бытовой техники, не говоря об автомобиле. Среди «гедонистов» каждый четвертый
занимает должность специалиста, каждый пятый – рабочего. «Гедонистов» можно
встретить в городах. Многие из них моложе 30 лет.

К
«заемщикам» были причислены 19% опрошенных. Подавляющее большинство из них
живут в кредит: 81% оформлял в течение последних нескольких лет банковский
кредит, 31% – кредит в магазине. Это их ключевая модель потребительского
поведения. Более трети «заемщиков» заняты на рабочих должностях, примерно
каждый седьмой – служащий или технический специалист. Они обитают и в сельских,
и в городских поселениях – «чаще провинциальных, реже столичных», пишут
социологи.

Основная
антикризисная стратегия «путешественников», «гедонистов» и «заемщиков» –
мобилизация профессиональных ресурсов: поиск новой работы или дополнительных
заработков.

Больше всего
в стране оказалось «обывателей» (44% опрошенных). В этом случае социологи
посчитали важным упомянуть, что 45% таких граждан ежедневно пользуются
Интернетом, 29% – привыкли работать за компьютером, 21% – водит автомобиль, 22%
– нередко расплачиваются пластиковой карточкой. Как следует из исследования,
«обыватели» обычно не инвестируют, не путешествуют, не посещают салоны и клубы,
не берут кредиты. Адаптация к кризису у них происходит за счет экономии на
потреблении. Треть из них проживает в селах, остальные – в городах. Реже всего
их можно встретить в столичном регионе. Более трети из них – неработающие
пенсионеры.

Наконец, еще
один тип – «аутсайдеры» (7% опрошенных). Им, как пишут социологи, «недоступна
ни одна из рассматриваемых современных потребительских практик (даже мобильный
телефон)». «Чаще всего это происходит не потому, что те или иные практики им не
по карману, а из-за того, что в их стиле и образе повседневности нет места этим
практикам», – добавляют исследователи. В кризис «аутсайдеры» либо ничего не
предпринимают, либо на всем экономят и обращаются за помощью к самым разным
адресатам – от родственников до госструктур. Чаще всего они проживают в селе,
очень редко – в столичном регионе. Подавляющее большинство (69%) – неработающие
пенсионеры.

Такова
классификация социологов ФОМа. Конечно, она не бесспорна. Например, вызывает
сомнение тезис, что «аутсайдеры» сами не хотят пользоваться благами цивилизации
– допустим, мобильным телефоном. Однако логичнее предположить, что многие
неработающие пенсионеры все же не могут позволить себе траты на обслуживание
мобильного телефона.

Описание
менее прогрессивных, с точки зрения исследователей, типов кажется довольно
туманным. Из классификации выпадают многие другие стили поведения и жизненные
стратегии. Например, к какому типу отнести человека, вкладывающего все свои
средства и силы в строительство частного дома? К какой категории можно отнести
человека, который тратит все время и деньги на получение второго образования?
Куда относится молодой ученый, отказывающий себе во всем ради научной
деятельности? Вряд ли их можно назвать «обывателями» или «аутсайдерами».

Но
предложенная классификация позволяет выявить в обществе интересные тенденции.
Выяснилось, что среди рабочих – 1% «инвесторов» и 9% «путешественников». «Судя
по всему, эти категории рабочих – провозвестники грядущих изменений рынка труда
и представлений о карьере», – пишут социологи ФОМа. Эти граждане молоды (им от
22 до 32 лет). У них высшее, либо неоконченное высшее, либо среднее специальное
образование. Подавляющее большинство из них – мужчины, живущие в крупнейших
индустриальных центрах и занятые в высокотехнологичных производствах.

Как считают
социологи, текущий экономический кризис может разбить на две неравные части
российский рабочий класс. На высококвалифицированную, образованную,
высокооплачиваемую элиту со стилями жизни «гедонистов», «путешественников» и
даже «инвесторов». И на основную массу рабочих со средней и низкой
квалификацией, «которым уже сегодня задерживают зарплату, которые опасаются
увольнений» и которые в основном живут в кредит.

В российской
экономике, по данным официальной статистики, занято почти 28 млн рабочих. В том
числе около 7 млн неквалифицированных рабочих, 9,4 млн – квалифицированных
рабочих промпредприятий, строительства, транспорта и связи. Еще 8,7 млн рабочих
– операторы или машинисты разнообразных установок и машин. Отдельно статистика
учитывает почти 11 млн специалистов средней квалификации, часть которых можно
причислить к рабочему классу России.            

http://www.ng.ru/economics/2016-03-23/1_6types.html

Источник: Независимая

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий