Граждан поделили на шесть типов.
Рабочая элита может стать инициатором будущих социальных преобразований.
Заместитель заведующего отделом экономики «Независимой газеты»
Кризис
разделит российский рабочий класс на новую высокооплачиваемую элиту и
невостребованных работников с недостаточной квалификацией. Такие изменения
предсказывает фонд «Общественное мнение», который объявил о существовании шести
типов россиян в зависимости от их потребительского поведения и жизненной
стратегии. Типы условно названы: «инвестор», «путешественник», «гедонист»,
«заемщик», «обыватель», «аутсайдер». Подробнее о новой классификации россиян
социологи планируют рассказать на конференции в Москве в апреле.
Деление
населения на общепринятые социальные или профессиональные группы не всегда
отражает реальные изменения в обществе. Представители одного класса могут иметь
разные жизненные ориентиры, стили потребительского поведения, стратегии
адаптации к кризису.
О новой
классификации россиян планируют рассказать на Апрельской конференции Высшей
школы экономики специалисты фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Будет
представлен доклад «Действующие лица российского социума и их антикризисные
стратегии», в котором социологи ФОМа Елена Петренко, Екатерина Богомолова,
Елена Галицкая и Юлия Кот выделяют шесть типов россиян. Новая классификация
была построена на основе общенациональных мегаопросов за март и ноябрь 2015
года. Каждый опрос охватил 60,5 тыс. человек старше 18 лет.
Социологи
выясняли не только профессию и достаток респондентов, но и такие детали, как
умение пользоваться мобильным телефоном, компьютером и Интернетом, привычка
ездить за границу, посещать косметические салоны, фитнес-центры и нанимать домработниц,
отношение к кредитам, к инвестированию свободных средств в ценные бумаги. Как
поясняется, многое из перечисленного требует от человека не только
материального достатка, но и должного уровня личностного развития.
«Инвесторы»
– самая малочисленная часть населения, на них приходится лишь 1% всех
участников опроса. Большинство из них (57%) вкладывают деньги в ценные бумаги,
треть пользуется кредитами. Это материально обеспеченные люди, которые часто
нанимают домработниц, путешествуют за границей, занимаются в спортивном клубе и
без проблем могут приобрести бытовую технику или даже автомобиль. Основные
антикризисные стратегии «инвесторов» – мобилизация семейных ресурсов (продажа
имеющихся ценностей, сдача в аренду или обмен квартиры) и миграция. В этой группе
в три раза чаще, чем в среднем по выборке, встречаются предприниматели и
руководители высшего звена. Три четверти «инвесторов» моложе 45 лет, каждый
третий – моложе 30. Как правило, это жители Москвы и Петербурга.
На
«путешественников» приходится 13% участников опроса. Они «вкладывают» средства
в заграничные поездки. Каждый второй имеет дело с иностранной валютой. Иногда
«путешественники» берут кредиты: в течение последних двух-трех лет каждый
третий пользовался банковским займом. Некоторые из них (20%) могут позволить
себе занятия фитнесом. Чаще всего в этой группе встречаются предприниматели,
специалисты, низовые руководители. Среди них много москвичей и петербуржцев.
«Гедонисты»
(16% респондентов) готовы отказаться от путешествий, но не от посещения
косметических салонов и фитнес-центров. При этом доходы у них значительно ниже,
чем у первых двух типов. Каждому второму из них не хватает на покупку крупной
бытовой техники, не говоря об автомобиле. Среди «гедонистов» каждый четвертый
занимает должность специалиста, каждый пятый – рабочего. «Гедонистов» можно
встретить в городах. Многие из них моложе 30 лет.
К
«заемщикам» были причислены 19% опрошенных. Подавляющее большинство из них
живут в кредит: 81% оформлял в течение последних нескольких лет банковский
кредит, 31% – кредит в магазине. Это их ключевая модель потребительского
поведения. Более трети «заемщиков» заняты на рабочих должностях, примерно
каждый седьмой – служащий или технический специалист. Они обитают и в сельских,
и в городских поселениях – «чаще провинциальных, реже столичных», пишут
социологи.
Основная
антикризисная стратегия «путешественников», «гедонистов» и «заемщиков» –
мобилизация профессиональных ресурсов: поиск новой работы или дополнительных
заработков.
Больше всего
в стране оказалось «обывателей» (44% опрошенных). В этом случае социологи
посчитали важным упомянуть, что 45% таких граждан ежедневно пользуются
Интернетом, 29% – привыкли работать за компьютером, 21% – водит автомобиль, 22%
– нередко расплачиваются пластиковой карточкой. Как следует из исследования,
«обыватели» обычно не инвестируют, не путешествуют, не посещают салоны и клубы,
не берут кредиты. Адаптация к кризису у них происходит за счет экономии на
потреблении. Треть из них проживает в селах, остальные – в городах. Реже всего
их можно встретить в столичном регионе. Более трети из них – неработающие
пенсионеры.
Наконец, еще
один тип – «аутсайдеры» (7% опрошенных). Им, как пишут социологи, «недоступна
ни одна из рассматриваемых современных потребительских практик (даже мобильный
телефон)». «Чаще всего это происходит не потому, что те или иные практики им не
по карману, а из-за того, что в их стиле и образе повседневности нет места этим
практикам», – добавляют исследователи. В кризис «аутсайдеры» либо ничего не
предпринимают, либо на всем экономят и обращаются за помощью к самым разным
адресатам – от родственников до госструктур. Чаще всего они проживают в селе,
очень редко – в столичном регионе. Подавляющее большинство (69%) – неработающие
пенсионеры.
Такова
классификация социологов ФОМа. Конечно, она не бесспорна. Например, вызывает
сомнение тезис, что «аутсайдеры» сами не хотят пользоваться благами цивилизации
– допустим, мобильным телефоном. Однако логичнее предположить, что многие
неработающие пенсионеры все же не могут позволить себе траты на обслуживание
мобильного телефона.
Описание
менее прогрессивных, с точки зрения исследователей, типов кажется довольно
туманным. Из классификации выпадают многие другие стили поведения и жизненные
стратегии. Например, к какому типу отнести человека, вкладывающего все свои
средства и силы в строительство частного дома? К какой категории можно отнести
человека, который тратит все время и деньги на получение второго образования?
Куда относится молодой ученый, отказывающий себе во всем ради научной
деятельности? Вряд ли их можно назвать «обывателями» или «аутсайдерами».
Но
предложенная классификация позволяет выявить в обществе интересные тенденции.
Выяснилось, что среди рабочих – 1% «инвесторов» и 9% «путешественников». «Судя
по всему, эти категории рабочих – провозвестники грядущих изменений рынка труда
и представлений о карьере», – пишут социологи ФОМа. Эти граждане молоды (им от
22 до 32 лет). У них высшее, либо неоконченное высшее, либо среднее специальное
образование. Подавляющее большинство из них – мужчины, живущие в крупнейших
индустриальных центрах и занятые в высокотехнологичных производствах.
Как считают
социологи, текущий экономический кризис может разбить на две неравные части
российский рабочий класс. На высококвалифицированную, образованную,
высокооплачиваемую элиту со стилями жизни «гедонистов», «путешественников» и
даже «инвесторов». И на основную массу рабочих со средней и низкой
квалификацией, «которым уже сегодня задерживают зарплату, которые опасаются
увольнений» и которые в основном живут в кредит.
В российской
экономике, по данным официальной статистики, занято почти 28 млн рабочих. В том
числе около 7 млн неквалифицированных рабочих, 9,4 млн – квалифицированных
рабочих промпредприятий, строительства, транспорта и связи. Еще 8,7 млн рабочих
– операторы или машинисты разнообразных установок и машин. Отдельно статистика
учитывает почти 11 млн специалистов средней квалификации, часть которых можно
причислить к рабочему классу России.
http://www.ng.ru/economics/2016-03-23/1_6types.html
Источник: Независимая