Шестидесятники призывают покончить с культом личности и безличности (фоторепортаж)

Пресса о фонде

5 марта 1953 года в Москве скончался Иосиф Сталин. Прошло более 50 лет, но россияне до сих пор не дали достойную оценку деятельности этого лидера страны. Об этом и многом другом шла речь на торжествах, посвященных 50-летию секретного доклада Никиты Хрущева на ХХ съезде КПСС, которые состоялись 1 марта в московском театре на Таганке.
Встреча «Шестидесятники» была организована фондом «Либеральная миссия» при участии Клуба региональной журналистики. В зале театра собралось более 200 человек разных возрастов, и они попытались выяснить, что для каждого из них изменилось после смерти Иосифа Сталина и развенчания культа личности. Организаторы не скрывали, что были вынуждены собрать шестидесятников потому, что 50-летие первой кардинальной ломки политики и попытки начала демократических преобразований в СССР остались незамеченными официальными властями. Собрание, которое один из лидеров СПС Никита Белых назвал «научно-практической конференцией», постаралось вспомнить все этапы проникновения свободомыслия в СССР.


Кинорежиссер Марлен Хуциев удостоенный премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство» в 2006 году, рассказал о собственных впечатлениях от смерти «вождя». «5 марта 1953 года был жуткий холод,» — вспоминает сын расстрелянного в 1937 году коммуниста с дореволюционным стажем Марлен Хуциев, для которого смерть Сталина запомнилась контрастом: женщина с красными от слез глазами на пустынной улице и кучка смеющихся молодых людей, идущих мимо собравшийся попрощаться со Сталиным толпы. Хуциев, ставший ключевой фигурой в кинематографе 60-х годов, был тогда чуть не задавлен толпой (в давке на похоронах Сталина погибли сотни людей — ИА REGNUM). Режиссер вспомнил и особое радостное настроение свободы, которое появилось в обществе позже. Один из его коллег тогда заметил: «Бородатые люди указали нам путь. И с пути того будет нелегко нам свернуть.» Создатель «Весны на Заречной улице» и «Заставы Ильича» вспомнил о том, с чего началась в 1917 году революция, предупредил, что не было бы той «катастрофы» — не нужен был бы и ХХ съезд. Поэтому он предостерег молодое поколение от «резких движений», признавшись, что ему нравятся не рецепты, а дискуссионная постановка вопроса.
Другой ярчайший представитель эпохи — писатель Василий Аксенов — вспомнил холодное и дождливое утро 12 октября 1955 года, когда в Ленинграде рядом с Зимним дворцом внезапно возник огромный британский авианосец с миноносцами — это была не войсковая операция, а визит доброй воли, выяснилось позже.


Сын ссыльной писательницы и автор «Затоваренной бочкотары», Василий Аксенов, напомнил, что о секретном докладе Хрущева стало известно не сразу, а уже через полгода после официального отказа от «культа личности» в Будапешт вошли советские танки, погибло множество молодых людей (венгерское восстание началось в октябре 1956 года и было жестоко подавлено уже в начале ноября силами стран Варшавского договора — ИА REGNUM). «Никто до сих пор не назвал реальных цифр», — отметил лауреат премии «Букер» 2004 года, между тем, он считает эти события предвестником пражских событий и расстрела на площади Тяньаньмэнь. «Многие вышли на демонстрацию 7 ноября с лозунгом «Руки прочь от Венгрии». Из-за этого были репрессированы около 700 студентов», — рассказал писатель и подчеркнул: «Мы живем в шизофренической стране, где до сих пор не могут преодолеть комплекс неловкости».
Аксенов напомнил, что термин «шестидесятники» впервые появился в журнале «Юность». В 1960 году, в номере, посвященном 5-летию журнала, ставшего символом эпохи, Станислав Рассадин предисловии к повести Аксенова написал: «Это не простые герои, это — шестидесятники».


«Шестидесятники — это целое поколение, но не только», — отметила академик Татьяна Заславская. — Не сразу, не вдруг, а из-за столкновения двух эпох — безнадежного тупика и реальной надежды — по всей стране возникали особые люди — огромная армия. Часто они не знали друг друга, но их узнавали другие, и они узнавали друг друга по непередаваемому духовному родству». Шестидесятников объединяли две вещи: система ценностей, главным в которой был человек, и характер социального поведения. Эти люди знали, что никто не принесет им свободу на блюдечке, и проявляли социальную активность во всех областях, будь то творчество, наука и даже сельское хозяйство. Доктор экономических наук и основатель экономической социологии страны вспомнила судьбу председателя колхоза — шестидесятника, который был настолько неравнодушен и активен, что поднял производство в 5 раз, а умер в 1974 году в алмаатинской тюрьме, в которую попал за свои мысли и достижения. Она помнит ту эпоху, когда любые экономические сведения были засекречены, кроме тех, которые соответствуют генеральной линии партии. Были задушены самые перспективные направления — генетика и кибернетика, но с оттепелью у людей появляется реальная надежда сделать для страны нечто большее.


Извлечь из случившегося уроки призвал Гавриил Попов, который обратил внимание на то, что Хрущев не мог и не собирался делать второй шаг к свободе. Была сильная стартовая позиция после войны: крах фашизма показал мыслящим людям очевидность тупика подобной системы в СССР, страну пришлось спасать не на принципах социализма, а за счет патриотизма простых людей, которые впервые сами решали, когда им идти в атаку. Эти люди побывали в Европе и увидели, насколько лучше живут другие, подчеркнул президент Вольного экономического общества и напомнил, что после войны в стране сохранялся огромный частный сектор кустарей и крестьян. 50% молока и мяса в сталинском СССР производилось экономически самостоятельными людьми. «Хрущев уничтожил всех кустарей и все подсобные хозяйства за 1 год. Это был первый удар по возможности другого развития страны», — заявил бывший мэр Москвы. Автор термина «административно-командная система» Гавриил Попов напомнил, что именно при Хрущеве была сформирована бюрократия, свободная от контроля кого бы то ни было, кроме такой же бюрократии. Попов считает, что экономически независимые люди представляют угрозу бюрократии, поэтому главной целью для России должно стать увеличение самостоятельных людей до 15-20 млн.человек. Только в этом случае можно вывести страну на новый уровень развития, ибо «бюрократия не может делать реформы». Попов считает, что лидерский вариант правления исчерпал себя, пост президента России — не нужен.


Как ни странно, люди, представлявшие на сцене Таганки поколение шестидесятников, отказывались признавать себя таковыми. Литературовед Мариэтта Чудакова считает шестидесятниками тех партийных деятелей, которые попытались в 60-х годах объяснить, каким чудовищем был Сталин, хотели изменить свою партию изнутри, рассказать всем, что человек не создан для того, чтобы его «к стенке ставили». Они были уверены, что человек создан для действия, и умели дорожить своей репутацией, владели таким чувством страны, которое утрачено ныне. Человек, сохранивший и открывший России «другую литературу», Мариэтта Чудакова считает, что никакая экономика не выдержит, пока не будут решены в стране моральные вопросы. До сих пор на россиянах лежит тяжелый «моральный след Сталина»: люди всерьез спорят о том, сколько человек было репрессировано — 1 миллион, 2 миллиона или 700 тысяч, даже не осознавая, какова нравственная цена этого спора.


О философии диссидентского движения рассказал председатель правления международного общества «Мемориал» Арсений Рагинский: «Идиотов не было, прагматики — были». Уставшие от войн и революций своего века, диссиденты одним из главных принципов своей деятельности выбрали ненасилие. Они отказались от подпольного характера деятельности, провозглашая открытость, как бы «играя» в современное гражданское общество. Своими действиями и поступками люди говорили государству: «Я — не вся страна, я иначе думаю». Причем говорили они об этом на языке права, фактически изобретая велосипед: не зная о положениях конвенции по правам человека, они добивались исполнения именно этих принципов, совершая поступок (ставя подпись под требованием освобождения того или иного заключенного — реже — выходя на площадь.) Ничто из этих принципов не потеряло сегодня своей актуальности, считает правозащитник.
Защитить страну от «культа безличности» призвал собравшихся журналист Александр Архангельский, который поблагодарил шестидесятников за «мужество первого шага», за то, что, читая самиздат, он «не наделал глупостей». Он считает, что народ не имеет права на лучшее до тех пор, пока обществу не будет предъявлен моральный счет за все, что было в СССР. Мы были циниками, признался бард Тимур Шаов, и, представляя свою песню «Выбери меня» — предвыборную президентскую программу, с огорчением заметил, что некоторые из его шуток стали явью.


Депутат Госдумы Владимир Рыжков, назвавший себя ребенком Горбачева, бывшего, в свою очередь, ребенком оттепели, призвал добить гидру сталинизма до конца. «Мы не говорим о патриотизме», — заметил член Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте России Александр Аузан. — Это страна, которую мы не намерены сдавать». Он процитировал слова Владимира Высоцкого: «Не волнуйтесь — я не уехал, и не мечтайте — я не уеду».


Дискуссия продолжилась в фойе театра на Таганке — театра, который появился во времена хрущевской оттепели.


Театр Юрия Любимова в этот день начался для зрителей не с вешалки: окончание официальной части собрания совпало с появлением в фойе актера Валерия Золотухина, ставшего спокойно торговать «в храме свободы» своими воспоминаниями.


Журналисты, игнорируя запрет на фото- и видеосъемку, активно фиксировали происходящее на память: как спорили о чем-то экономист Евгений Ясин и литератор Василий Аксенов, как что-то быстро писала Мариэтта Чудакова, как на фоне Пушкина беседовал с гостями один из ведущих вечера Петр Вайль


На сцену участники форума уже не выходили, после перерыва на сцене играли спектакль памяти Владимира Высоцкого. По Таганке витал образ его знаменитого Гамлета, из динамиков раздавались песни Высоцкого, над сценой кружился ряд зрительских кресел, прикрываемый огромным саваном.


Спектакль окончен. Уходят зрители и актеры. Таганка, бурлившая весь день, затихает.


На сцене остается молчащая гитара и потухший фонарь. Остаются тоска по отсутствующему лидеру и морально-нравственным авторитетам нации.

Источник: ИА REGNUM 05.03.2006. (www.regnum.ru/news/600597.h

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий