Налоговое бремя: отменить нельзя изменить
По поводу налогов…
Я начну говорить с не совсем популярной точки зрения, а именно: я убежден, что нынешняя российская система налогообложения – одна из самых удачных в мире.
Налоги – это такая вещь, которая никому не нравится. Но без налогов государство жить не может. А без государства не можем жить мы. Любим мы его – не любим, хорошее оно или плохое. Люди, которые предоставлены сами себе, немедленно «впадают» в «закон джунглей». А для того, чтобы был какой-то порядок и не было этого «закона джунглей», нужно государство. Значит, есть такая «беда», как налоги, без которых нельзя обойтись.
Теперь поговорим, почему я считаю, что наша система такая хорошая. Потому что она впитала в себя лучшие достижения науки и практики в этой области.
У нас сравнительно молодая налоговая система. Она возникла в 90-х годах. Последние штрихи были сделаны в 2001-2002 годах, когда, кстати, ввели по инициативе Гайдара, плоский подоходный налог, который установил единую ставку и исключил необходимость для большинства граждан заполнения деклараций. Я считаю, что это одно из самых удачных налоговых решений, облегчающих задачу налогового администрирования и исключающих возможность злоупотреблений и т.д.
Что касается других налогов. Действительно есть определенные проблемы, связанные с налогом на добавленную стоимость (НДС), потому что его система обложения довольно сложная. Вы сначала должны заполнить декларацию (это касается предприятий, а не населения), сделать расчёт и потом у вас сначала вычитают налог от объема продаж, а после возвращают некую сумму, уплаченную вами в составе купленных предметов труда, т.е. сырья, материалов, электроэнергии и т.д. В общем, довольно сложная схема, но при ней обеспечивается очень важное свойство этого налога – его нейтральность. «Нейтральность» означает, что этот налог никого не ущемляет. Если я плачу этот налог, то кто-то не должен иметь ситуацию лучше или хуже меня. Если вы платите налог с продаж, то обязательно, если материальные затраты на товар больше, то и налог будет больше. Если же сырьё дешёвое, то моё налоговое бремя меньше. Поэтому налог берут с добавленной стоимости, за вычетом материальных затрат.
Я считаю, что сегодня у НДС страдает главным образом администрирование этого налога. В свое время, когда в 90-е годы был большой кризис бюджета, то налоговая служба очень часто говорила своим работникам: вы возьмите налог от объема продаж, с выручки и не возвращайте, сколько можно. А возвращайте только в том случае, если на вас подадут в суд. Но если вы даете такое указание, то вы должны иметь в виду, что люди, которые налоги платят, находят какие-то способы и ухищрения, как обойти эти правила. И люди, конечно, нашли такой выход, они, например, оформляют товары как экспортные и не платят НДС, потому что «экспортные товары» не облагаются этим налогом. Потом товары не вывозят за пределы России. Появились предприятия-однодневки и куча всяких способов, с помощью которых люди уходят от этого налога.
Значит, всё-таки нужно решать проблемы с точки зрения тех причин, которые создают эти трудности, а не просто руководствуясь мыслью «давайте мы этот налог отменим, а заменим его каким-то другим». Мировая практика показывает, что другие способы не лучше…
Теперь я хочу сказать о транспортном налоге, который сейчас всех волнует. Если устанавливается недостаточно дифференцированный или слишком высокий транспортный налог, то это способ заткнуть дыру в бюджете за счет граждан или за счет предприятий.
Если вы хотите сделать налогообложение справедливым с помощью, предположим, отмены плоского подоходного налога и введения налога прогрессивного, не просто потому, что ставка одна, но вы имеете более высокие доходы (с более высоких доходов у вас берут другую ставку), то я напомню, что до 2001-го года у нас уже была такая система. Был налог со ставкой до 35%, но те люди, которые должны были эту ставку платить, вообще не платили налогов, уходили от них, и это было видно.
Сейчас иногда возникает вопрос о восстановлении прогрессивного налога, мол, тогда будет больше справедливости. Люди считают, что Прохоров или Абрамович заплатят большие налоги, и от этого мы все будем богаче. Я бы не возражал, если бы они заплатили, и, может быть, эти двое и заплатят, но тысячи других не заплатят. И вы ничего не выиграете.
Однако есть другой способ, который позволяет брать с богатых больше налогов и при этом не давать им возможности «уходить». Разговор простой. Надо ввести налог на недвижимость и транспорт, который берётся в зависимости от стоимости этой недвижимости и этого транспорта. У вас роскошная дача или дворец какой, а ещё и городская квартира – пожалуйста, владейте, только платите большой налог. У вас шикарная машина, вы купили себе Роллс-ройс или Бентли и ещё где-нибудь мигалку прикупили, а теперь роскошествуете и разъезжаете по всему городу? Здесь тоже вводите высокий налог. Но сделайте так, что если кто ездит на Жигулях, чтобы он ничего не платил. Люди должны платить, начиная с какой-то определенной позиции. А, начиная с ещё более высокой позиции, если стоимость автомобиля будет составлять, к примеру, двадцать средних зарплат, то вы будете платить уже очень много. Вот это и будет справедливо.
Причем что важно? Уйти от этого невозможно, потому что всё легко контролируется. Автомобиль легко проверить, есть он или нет, и если есть, то какой и т.д. То же самое в отношении недвижимости. Тех, у кого скромная квартира или дачка маленькая, надо освобождать от налога, а те, кто побогаче, пусть платят больше. Очень богатые будут платить очень много.
Согласитесь, что это более разумная система, чем устанавливать высокие ставки по доходам и тем самым провоцировать вообще уход от этих налогов.
Таковы мои представления по сегодняшней налоговой системе.
А вообще я сторонник того, чтобы налоговая система была децентрализованная и чтобы люди платили отдельно налоги, установленные местными властями в местный бюджет и сами голосовали за эти налоги. Точно так же налоги региональные и федеральные.
Я – сторонник так называемого конкурентного федерализма. Когда регионы и города соревнуются между собой за то, у кого лучше условия для бизнеса. Но этого пока нет, поэтому пока об этом не говорим.