Настроение, инновации и дирижабли / Ведомости областного Новосибирского Совета депутатов. 16.04.2010
Автор – Максим Айкашев, журналист
Как показал визит в Новосибирск премьер-министра Владимира Путина, известность технопарка в Академгородке уже вышла далеко за пределы региона. Новые разработки и технологии считают главным признаком новосибирской экономики не только в администрации области, но и в Правительстве России.
Это подтвердил и известный экономист, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. В ходе видеоконференции, организованной Клубом региональной журналистики «Из первых уст», он рассказал, когда Россия выйдет из кризиса, что для этого предстоит сделать регионам и почему развитие инноваций не находится в прямой зависимости от количества выделенных на это денег.
«Мы пережили некоторый период страха, особенно октябрь и ноябрь 2008 года, – вспоминает Евгений Ясин хронику развития экономического кризиса в России. – В этот момент было паническое настроение, но затем, хотя показатели продолжали ухудшаться, всё-таки началось некоторое оживление. Сейчас спорят: то ли перед нами сиятельное будущее, то ли будет вторая волна кризиса». Сам экономист, как выяснилось, настроен оптимистично, но прежде, чем браться за преодоление кризиса, советует регионам изменить настроение: «У меня такое ощущение, что мы все ноем, что у нас эпоха всеобщего национального нытья и попытки наших лидеров преодолеть это настроение и сопроводить своё выступление ещё и острыми критическими замечаниями достигают цели».
Впрочем, оптимизм в устах Евгения Ясина вовсе не равнозначен самоуспокоенности – предлагаемые им рецепты для регионов требуют концентрации больших усилий. «С моей точки зрения, мы должны научиться производить значительную часть товаров, которые мы сегодня покупаем, и делать их на таком уровне качества, который бы позволил нам обеспечить эффективность производства этих товаров в России, – рассказывает он. – А второе – это инновационная экономика. Причем это не означает самые высокие технологии, самые передовые отрасли… У нас во многих отраслях имеются скрытые резервы, которые мы должны стараться мобилизовать. И перед нами очень большой вызов, потому что пока мы не в состоянии конкурировать с развивающимися странами, в особенности с Китаем, и со странами Запада и Японией, которые поставляют инновационную продукцию, инновационные услуги».
При этом Евгений Ясин подчёркивает, что даже после перехода к инновационной экономике бурного роста, аналогичного началу 2000-х годов, ожидать не стоит – этот тип экономики просто не предполагает таких высоких темпов экономического развития, которые были на индустриальной фазе.
Примечательно, что знания и интеллект, по мнению Ясина, являются одним из главных способов физической «защиты» российских территорий. «Мы должны посвящать себя тому, чтобы огромные территории каким-то образом «наполнять», удерживать, – делится наблюдениями он. – Считаю, что мы вступаем в инновационную эпоху, а она характеризуется таким интересным обстоятельством: главным фактором развития становится интеллект. Как раньше города тянулись к каким-то крупным заводам, так сейчас люди будут тянуться в большие города, потому что они дают большие возможности людям. Вот у меня такой образ: город, в центре его размещается университет, вокруг университета в два или три кольца размещаются предприятия, которые используют интеллектуальные силы университета, инновационные предприятия и так далее». Предлагает экономист для Сибири и Дальнего Востока и свои проекты развития – порой довольно оригинальные. «Мне известно, что академик Рыжов в течение многих лет добивается того, чтобы мы стали производить дирижабли, потому что дирижабли для страны, где невозможно построить такое количество дорог, как в Европе или Америке, являются прекрасным средством для поставки грузов, – рассуждает Евгений Ясин. – И если бы мы заняли нишу на мировом рынке по производству и эксплуатации грузовых дирижаблей для перевозок именно на Дальнем Востоке и в Сибири, если бы продвинулись в создании пассажирской авиации для таких перевозок, то по-другому рассматривали бы вопросы дорожного строительства. Я, например, убежден, что автотрасса, которая пройдёт без всяких перерывов от Калининграда до Владивостока, важна по соображениям престижа больше, чем по соображениям здравого смысла. Главным образом, дорожное строительство должно развиваться внутри агломерации, создавая благоприятные условия для жизни людей, которые там концентрируются».
Наконец, говоря о новосибирском технопарке, Ясин замечает, что осознание руководством России пользы от инноваций не может не радовать. Однако предостерегает: «Нужно понимать, что вкладывать деньги надо не только непосредственно в инновации». Простая вещь, уверен он – школьным учителям надо платить больше для того, чтобы из школ выходило большее количество детей, заряженных духом новаторства, желанием что-то придумать, чтобы молодые и толковые учителя создавали настроение к тому, что это – достойная цель жизни. «Когда-то здесь был построен замечательный Академгородок, он же был вроде Силиконовой долины в российском исполнении, – вспоминает Ясин о Новосибирске. – Эта интеллектуальная среда когда-то была создана, и она должна самовоспроизводиться, должна поддерживать сама свою жизнь».
Источник – Ведомости областного Новосибирского Совета депутатов. 16.04.2010
http://vedomosti.sfo.ru/articles/?article=32913
Источник:
Ведомости областного Новосибирского Совета депутатов. 16.04.2010
http://vedomosti.sfo.ru/articles/?article=32913