Богатым москвичам светит 100% оплата «коммуналки», но проблем в ЖКХ меньше не становится / ПРАЙМ-ТАСС. 20.01.2011

Страница Ясина

Материал полностью

Платежеспособные москвичи с ростом доходов будут оплачивать 100 проц стоимости услуг ЖКХ, но нуждающихся город будет по-прежнему субсидировать. Об этом заявил заместитель мэра Москвы по экономической политике Андрей Шаронов в опубликованном в четверг интервью «Российской газете».

При этом сроков перехода на новую систему оплаты чиновник не назвал, однако не преминул перечислить застарелые проблемы столичного коммунального хозяйства, которые не решались годами.

Вокруг проблемы перевода ЖКХ на цивилизованные рыночные отношения сломано немало копий: пишутся соответствующие программы, нерадивых чиновников увольняют, а воз, как говорится и ныне там: отрасль погрязла в коррупции, система начисления тарифов непрозрачна, а попытка внедрять в ЖКХ конкуренцию в лице тех же управляющих компаний заканчивается очередными скандалами.

«С ростом доходов платежеспособные москвичи будут оплачивать все 100 процентов издержек, как это и предусмотрено концепцией реформирования ЖКХ. Нуждающихся в поддержке Москва будет продолжать субсидировать, но уже адресно, по заявительному принципу», – отметил А.Шаронов.

Он пояснил, что, несмотря на то, что сейчас москвичи за квартиру и коммунальные услуги платят гораздо меньше, чем жители других регионов России, «продолжением достоинств являются недостатки. Недостатком этой системы является безадресность». «Но если вы субсидируете всех, то выигрывают самые богатые. Именно им больше всего достается из бюджета города, когда субсидируют квадратный метр или литр воды. Ведь у них – дворцы, а не «двушка» в «хрущевке». Поэтому правительству Москвы предстоит, прежде всего, уйти от уравниловки. Как? Сейчас доля платежей граждан в себестоимости услуг ЖКХ, не включая капитального ремонта, составляет 77 процентов. Остальную часть платит городской бюджет», – отметил чиновник.

По его словам, процесс перехода на 100% оплату «коммуналки» в Москве «растянется на несколько лет», так как «когда страна доводила тарифы до 100 процентов /соответствующее решение было принято правительством еще в 2005 году – прим ред/, Москва пропустила этот момент. Теперь это и надо бы сделать, но существуют жесткие ограничения на предельный рост тарифов».

Касаясь вопроса, почему «коммуналка» и так дорожает каждый год, А.Шаронов отметил, что «рост тарифов происходит не только по причине плохой работы поставщиков услуг, но и под влиянием инфляции, удорожания стоимости топлива, других компонентов. Но появляется и возможность для конкуренции среди поставщиков, что дает возможность сдерживать тарифы. В итоге кривая, которая идет вверх, должна быть уже плавнее».

А.Шаронов также сообщил, что в 2011 году Москва потратит на ремонт подъездов домов и дворов около 12 млрд руб. «На эти средства будет приведено в порядок 27 тысяч подъездов и благоустроено 22 тысячи дворов. Последние четыре года деньги на это ни разу не выделялись», – уточнил он.

Как сообщалось ранее, ремонт подъездов столичных многоквартирных домов начался уже в первую рабочую неделю 2011 года. Однако не нужно быть экономистом, чтобы понять, что расходы на эти виды работ должны финансироваться за счет доходов столичного бюджета, которые формируются, в свою очередь, в том числе и за счет средств коммунальных платежей тех самых граждан.

Напомним, что динамика роста тарифов ЖКХ в Москве в 2011 году в два раза превысит темпы инфляции. В начале декабря 2010 года мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2011 год». Как сообщили тогда в столичной мэрии, с 1 января 2011 года плата за жилищные услуги вырастет на 20 проц, а плату за коммунальные услуги планируется повысить на 14 проц. Если в абсолютном выражении, то в 2011 году москвичи за пользование жилым помещением, находящимся в госсобственности, будут платить 2,06 руб за квадратный метр вместо 1,8 руб /внутри Третьего транспортного кольца/ и 1,6 руб за пределами магистрали вместо 1,4 руб.

Уже подсчитано, что в результате грядущего повышения услуг ЖКХ доля реальной стоимости жилищно-коммунальных услуг, которое оплачивает население, повысится с 74 проц до 76 проц – так что для чиновников есть еще простор для «творчества», чтобы за последующие несколько лет довести эту цифру до 100 проц.

Ранее С. Собянин высказывал недовольство тем, что формирование тарифов ЖКХ в городе происходит непрозрачно. Мэр, в частности, отмечал, что москвичам приходится платить за те услуги, которые они не получают. Столичный градоначальник осенью пообещал, что повышение тарифов ЖКХ должно ограничиться 15 проц. Кстати, прежний мэр Москвы Юрий Лужков летом говорил, что столичные власти сделает все возможное для того, что коммунальные счета для жителей города в 2011 году резко не выросли.

Ранее Ю. Лужков заявлял, что, по его словам, «необдуманные заявления о 100-процентной оплате коммунальных услуг отпугнули народ от реформ». «Мы не ставим себе целью 100-процентную плату, мы создаем единые расчетные центры», – заметил в свое время мэр. «Город все равно оплачивает значительную часть от общей стоимости коммунальных услуг. Однако мы хотим направлять эти доплаты не в ДЕЗы в качестве «хлебных надбавок», а непосредственно людям, чтобы они сами могли решить, кому отдать деньги за качественные услуги жилищно-коммунального хозяйства».

«Мы не собираемся делать никаких революций, 100-процентная плата – это просто обдираловка, особенно если за ней не стоит качество», – заявлял теперь уже экс-мэр еще …в 2003 году.

А в 2010 году тот же Ю. Лужков сказал, что вопросы капремонта домов и дотации на коммунальные услуги не будут ложиться на плечи москвичей. Но, как выяснилось из заявлений уже А.Шаронова, ремонт подъездов и придомовых территорий в последние годы в Москве не производился.

Введение института управляющий компаний, проповедующих в идеале рыночные инструменты управления коммунальным хозяйством города, также закончилось скандалом, а во главе большинства ТСЖ /Товариществ собственников жилья – прим ред/ оказались сплошь жулики. Не случайно, что С. Собянин, будучи еще кандидатом в мэры города на встречах с общественностью столицы заявил, что деятельность ТСЖ в столице необходимо взять под особый контроль.

«Практически на всех встречах говорится о реформировании ЖКХ, создании управляющих компаний, ТСЖ. При этом организации стали практически неподконтрольными для граждан. Думаю, что партии /»Единой России» – прим ред/ под силу взять под особый патронаж функционирование этих структур», – заявлял тогда С. Собянин.

По его словам, зачастую указанные структуры «накручивают» тарифы, и чиновникам не так просто решить эту проблему.

Вступивший в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс РФ ввел понятие многоквартирного дома как объекта управления и рассматривает правоотношения, возникающие в многоквартирном доме. Жилищный кодекс РФ определил три способа управления многоквартирными домами: непосредственное управление собственниками помещений, управление ТСЖ либо жилищным кооперативом и управление управляющей компанией. Для создания ТСЖ необходимо провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, причем более 50 проц из них должны проголосовать за образование ТСЖ. При этом есть случаи, когда документы оформляют отдельные жильцы или чиновники без ведома остальных и получают доходы, например, от сдачи нежилых помещений в аренду.

А ведь пару лет назад, правительство, рискнув , наконец, начать проводить мягкую реформу ЖКХ возлагало радужные надежды на частный бизнес в сфере предоставления коммунальных услуг. Например, в начале 2009 года премьер-министр РФ Владимир Путин не исключал, что в ближайшем будущем стоимость коммунальных услуг в России может быть снижена на 18 проц. Тогда, напомним глава российского правительства предложил освободить управляющие компании, работающие в сфере ЖКХ, от налога на добавленную стоимость /НДС/. Таким образом, расходы компаний будут снижены на 18 проц. И, по логике, в таких же границах должны стать дешевле коммунальные услуги этих компаний.

Но, как видим, рыночная логика поведения никак не формируется у субъектов экономической деятельности в такой огромной и неповоротливой системе как ЖКХ.

Чтобы понять масштабы российской реформы ЖКХ, приведем еще несколько цифр. Объем услуг, которые оказывают предприятия и организации отрасли, просто огромен. Он составляет, по оценкам экспертов, более 1,2 трлн руб. ЖКХ – это многоотраслевой комплекс, один из крупнейших в стране, в котором без малого 3 млрд кв м приходится на жилищный фонд. В настоящее время никто из участников рынка ЖКХ не заинтересован в развитии инноваций, а первые же попытки частного бизнеса «влезть» в отрасль оказались неэффективными.

Между тем, по словам генерального директора компании «Ресурсинвест» Олега Тигунова, ЖКХ потребляет 25 проц энергоресурсов, производимых в РФ, из них 40 проц составляют потери. «Мы говорим об энергоэффективности, когда дело касается поставок ресурсов на Запад, а что происходит внутри страны, никого не волнует, – сетует О. Тигунов. – Мы не говорим о том, что эти 40 проц потерь могут быть добавлены к экспортной составляющей, а говорим о либерализации цен на энергоносители. При этом эти цены скажутся на национальном проекте «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», потому что доступность и комфортность жилья определяется не только стоимостью строительных материалов, из которых оно построено, но и стоимостью его содержания».

По мнению экспертов, существующие в ЖКХ тарифы завышены, поскольку призваны покрывать потери. Одновременно, никто не заинтересован в снижении потерь – ведь поставщики получают деньги за отпущенные, а не за реально поступившие потребителю энергоресурсы, граждане не могут самостоятельно регулировать расход тепла в собственных квартирах, а управляющие организации не могут получить ни копейки от экономии ресурсов, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

Как говорил ранее в интервью ПРАЙМ-ТАСС научный руководитель Государственного университета – Высшей школы экономики, директор Экспертного института Евгений Ясин, «в действительности, наблюдается пестрота в тарифах на услуги ЖКХ по стране, где-то больше 25 проц выросли, где – меньше. Но главная проблема в другом – эта сфера /ЖКХ/ не является предметом рыночных отношений, здесь нет конкуренции, здесь рулят монополии, цены устанавливает не рынок, а местные администрации». «Причем изумляет то, что из-за кризиса произошло замедление роста цен во многих отраслях экономики, но только не в ЖКХ», – отмечал тогда Е. Ясин.

«Я уверен, что тарифы в ЖКХ не снизят, несмотря на поручение президента, предпосылок для этого пока нет», – сетовал Е. Ясин еще два года назад. К сожалению, это высказывание агентству известного экономиста нисколько не потеряло актуальности.

Источник – ПРАЙМ-ТАСС. 20.01.2011
http://www.prime-tass.ru/news/articles/-201/%7B3073A34D-7C03-4758-AB4A-52B52F9CDE8A%7D.uif

Источник:

ПРАЙМ-ТАСС. 20.01.2011 
http://www.prime-tass.ru/news/articles/-201/%7B3073A34D-7C03-4758-AB4A-52B52F9CDE8A%7D.uif

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий