ВШЭ против пробок. Выпускники вуза предложили проект решения транспортных проблем столицы / Газета «Московская перспектива». 25.01.2011
Решение накопившихся транспортных проблем – одна из приоритетных задач правительства Москвы. Новое руководство города ведет активную работу в этом направлении. Достаточно вспомнить, что самое первое совещание, в котором принял участие мэр Москвы Сергей СОБЯНИН сразу после своей инаугурации, было посвящено оптимизации движения автотранспорта в столице. В ноябре 2010 года было объявлено о начале общественного обсуждения «Перечня первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем Москвы».
Свой вариант развития транспортной системы Москвы разработал по предложению мэра столицы Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (совместно с Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и НИИ транспорта и дорожного хозяйства). Итогом работы ученых стал 25-страничный документ «Москва – город, удобный для жизни: рекомендации для транспортной политики». Среди разделов документа – «Землепользование и правовое зонирование», «Развитие улично-дорожной сети», «Общественный транспорт», «Пешеходная среда» и др. Текстовую информацию дополняют схемы и диаграммы. Авторы, опираясь на международный опыт в сфере градоустройства, предложили комплексный подход к построению транспортной политики, ранее не использовавшийся в Москве. Цель рекомендаций – формирование единой системы приоритетов для транспортной политики Москвы и разработка критериев для оценки ее деятельности.
«Получив приглашение от мэра Москвы на разработку плана регулирования транспортной ситуации, мы решили привлечь к этой работе наших молодых специалистов – недавних выпускников ВШЭ, уже получивших опыт практической работы, в том числе в престижных зарубежных университетах. Подготовленные ими рекомендации составлены, не побоюсь этого слова, по лучшим международным образцам», – такими словами научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин открыл пресс-конференцию.
Другой авторитетный ученый, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин отметил, что этот проект, по сути, – общественная инициатива, но при необходимости он может быть дополнен экономическими расчетами и превращен в официальный документ.
Затем о документе рассказали его молодые разработчики. Так, представитель Института «Стрелка» Федор Новиков заявил: «Мы исходили из того, что Москва – не только административный центр, но и агломерация. А значит, она должна быть полицентричным, функциональным и безопасным городом; городом не только для автоводителей, но и для пассажиров общественного транспорта и пешеходов. При разработке плана регулирования ситуации мы учитывали различные критерии: расчетное время на поездку, финансовые затраты на нее, наличие альтернативных путей, экологию, пропускную способность трасс и так далее». Новиков также перечислил самые неотложные, по его мнению, меры решения задачи: это введение платы за парковку частных авто, приоритет общественного транспорта на дорогах, активное внедрение «вызывных» светофоров.
По словам представителя того же института Глеба Виткова, «город никогда не предлагает суперкомфортных условий, но урбанисты придумывают, как можно обжить и обустроить эти каменные джунгли». Подготовленный документ автор назвал стратегическим: для полноты ему недостает детализации по конкретным районам. По мнению г-на Виткова, в Москве сейчас (особенно на окраинах) много заброшенных территорий, требующих «подключения» к городу; кроме того, нужны ограничения на плотность строительства в центре. «Стремительных изменений мы не прогнозируем, но эволюция должна начаться», – заключил разработчик.
Еще на один немаловажный аспект проблемы обратил внимание исследователь Университета г. Абердина (Великобритания) Егор Котов. Помимо технических, экономических, правовых задач есть еще вопросы, «связанные с менталитетом москвичей», в том числе автоводителей. Но эту ситуацию надо постепенно переламывать волевыми усилиями различных городских и государственных институций, считает специалист.
В заключение слово вновь взял Михаил Блинкин. Причем говорил он не только как эксперт по городским транспортным потокам, но и как московский автомобилист с большим стажем. По его мнению, необычайно важную роль в транспортных реформах должна играть связность сети. Пока что некоторые смежные районы Москвы фактически отрезаны друг от друга железнодорожными путями и другими преградами: это становится причиной пробок, заставляет водителей совершать сложные маневры и пр. При планировке новых кварталов, убежден Блинкин, их надо чаще прорезать улицами и проездами. Назрело в Москве и введение такой «непопулярной» меры, как платная парковка (по крайней мере, в пределах ТТК). Автовладельцы, настаивает ученый, должны понять: город не обязан их обеспечивать в любом месте бесплатной парковкой, и за комфорт передвижения надо платить. В качестве примера Михаил Блинкин сослался на опыт западных мегаполисов: так, постоянная парковочная карточка на Манхэттене по карману только весьма состоятельным ньюйоркцам, все остальные ездят в центр на метро, автобусе или такси.
В последнем пункте, заметил Евгений Ясин, надо переламывать психологию не только водителей, но и, учитывая некоторые российские традиции, сотрудников ГИБДД. Или создавать специальную парковочную полицию.
По ходу обсуждения с журналистами разработчики и кураторы проекта сошлись на том, что подготовленный документ пока что несколько сыроват, расплывчат, идеалистичен. Однако он, помимо научных аргументов, несет в себе мощный волевой потенциал. Так что союз маститых ученых и молодых специалистов с международным кругозором вполне может принести конкретные результаты.
Автор – Андрей Мирошкин
Источник – Газета «Московская перспектива». 25.01.2011
http://mp.stroi.ru/detail.aspx?id=a2e7dc01-9b6e-45fc-a789-13e539ccefb2
Источник:
Газета «Московская перспектива». 25.01.2011
http://mp.stroi.ru/detail.aspx?id=a2e7dc01-9b6e-45fc-a789-13e539ccefb2