«Союз Правых Сил» — малому предпринимательству»
С самого начала российских реформ, с известного закона о кооперации 1988 г., важная роль малого предпринимательства в возрождении отечественной экономики признавалась буквально всеми. Правительства, сменяя друг друга, неизменно принимали документы, призванные продемонстрировать их стремление поддержать малый бизнес, и даже иногда пытались их выполнить.
И не только документы принимались – государство оказывало и некоторую поддержку, главным образом – в двух формах: в виде льгот по налогообложению (в виде ли льгот по налогу на прибыль для малых предприятий не старше 4-х лет, или в виде упрощенной системы налогообложения и налога на вмененный доход) и льготных кредитов через фонды поддержки малого предпринимательства.
Впрочем, нормальное малое предприятие – если оно не является просто вывеской для уже давно процветающего бизнеса – в первые годы и так никакой прибыли иметь не может; на упрощенной системе налогообложения в силу разных причин никогда не находилось более 4% российских малых предприятий, так что заметного влияния на положение в данном секторе она никогда не оказывала; льготные кредиты, как правило, выдавались «социально значимым» предприятиям и растворялись, не оказав влияния на рыночные ставки кредитования. Что же до налога на вмененный доход, то «просто было на бумаге, да забыли про овраги» — во многих регионах чиновники превратили систему расчета различных поправочных коэффициентов к «вмененке» в нечто совсем не поддающееся человеческому разумению… Одним словом, помощь вроде бы и была, но реально до предпринимателей никогда не доходила.
Президент Российской Федерации В. В. Путин в недавнем приветственном послании форуму «ОПОРЫ России» — общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства – образно охарактеризовал малый бизнес как «коммерческий пролетариат». На наш взгляд, это не совсем точно. Скорее, это подлесок, из которого вырастает лес – средний и крупный бизнес.
Пока в России почти нет крупных предприятий, которые возникли бы после начала рыночных реформ – в основном, это наследие советского прошлого, кое-где подновленное и чуть перестроенное. А олигархи, крупные бизнесмены – в большинстве своем люди, оседлавшие финансовые потоки тех советских предприятий, которые конкурентоспособны на мировом рынке – они добывают нефть и газ, производят металлы и иные продукты первичной переработки.
Между тем в Польше, например, именно крупные и средние новые фирмы дают уже до трети рабочих мест! А ведь новые частные предприятия возникают в малом бизнесе, и лишь потом некоторые из них дорастают до более значимых высот. Если в России этого не происходит, то приходится признать — что-то в наших реформах не срабатывает.
С середины 90-х гг. наблюдается стагнация малого бизнеса. Происходит дискредитация многих в целом правильных подходов к оценке ситуации и мер по ее исправлению. Опрос экспертов в области малого предпринимательства, проведенный региональными организациями СПС в январе 2003 г., показывает, что ситуация в лучшую сторону пока не меняется (см. таблицу ниже):
Состояние деловой среды для МП за прошедший год… | Число ответивших | % от числа опрошенных |
ухудшилось | 66 | 31,4% |
улучшилось | 30 | 14,3% |
не изменилось | 100 | 47,6% |
затрудняюсь ответить | 14 | 6,7% |
Всего | 210 | 100,0% |
В этой обстановке малый бизнес – примерно 5,5 млн. владельцев малых предприятий и индивидуальных предпринимателей – не видит тех политических сил, которые могут выразить и отстаивать его интересы.
СПС, опираясь на предложения 23 региональных организаций, готов предложить повестку дня по реализации минимально необходимых для развития малого предпринимательства шагов и мер. Потому что мы убеждены: если в 21 веке России суждено прорваться в первый эшелон наиболее динамично развивающихся и процветающих обществ, то произойдет это главным образом на основе расцвета малых фирм. Ибо рост разнообразия потребностей, с одной стороны, и развитие техники и технологии, с другой, создали все возможности для индивидуализации производства, перехода к мелкосерийному, «эксклюзивному» выпуску товаров и оказанию услуг. Тем самым объективно малый бизнес становится более конкурентоспособным. Прежние преимущества крупного бизнеса – в первую очередь, экономия на масштабе – сегодня выглядят далеко не бесспорно. Напротив – оказывается, что нововведения чаще и быстрее всего «просачиваются» на рынки из малых фирм. И в этом качестве малые предприятия становятся локомотивами инноваций, к которым присматриваются крупные компании.
Сегодня все больше крепнет убеждение, что в постиндустриальном обществе, в экономике, основанной на знаниях, а не на газовой или нефтяной «трубе», малый бизнес будет одним из наиболее эффективных и динамичных факторов развития, что именно он способен сыграть роль лидера в создании Экономики Потребителя.
Именно интересы инновационного по своей природе малого бизнеса СПС намерен поддерживать и выражать в своей политической деятельности. Ведь эти люди первыми научились превращать в капитал то богатство, которое буквально лежит под ногами, но заставить которое работать на себя и на общество умеют пока немногие.
ГОСУДАРСТВО, НЕ МЕШАЙ!
Много говорилось о дебюрократизации, о снятии барьеров, препятствующих развитию малого бизнеса. Но воз, по мнению экспертов из более чем 20 российских регионов, и ныне там (см. таблицу ниже):
Положение малого бизнеса после введения соответствующих мер… | ухудшилось | улучшилось | не изменилось | всего | ||||
число | % | число | % | число | % | число | % | |
1. Вступления в действие закона «О государственной регистрации юридических лиц» | 33 | 17,6% | 21 | 11,2% | 133 | 71,1% | 187 | 100,0% |
2. Вступления в действие закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля» | 19 | 10,5% | 53 | 29,3% | 109 | 60,2% | 181 | 100,0% |
3. Вступления в действие нового варианта закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» | 48 | 27,1% | 53 | 29,9% | 76 | 42,9% | 177 | 100,0% |
4. Вступления в действие 2-й части Налог. кодекса | 55 | 32,7% | 42 | 25,0% | 71 | 42,3% | 168 | 100,0% |
5. Изменения арендных ставок на государственную недвижимость | 83 | 59,7% | 12 | 8,6% | 44 | 31,7% | 139 | 100,0% |
5. Изменения арендных ставок на муниципальную недвижимость | 15 | 75,0% | 2 | 10,0% | 3 | 15,0% | 20 | 100,0% |
6. Др. меры федеральных властей | 20 | 62,5% | 5 | 15,6% | 7 | 21,9% | 32 | 100,0% |
7. Др. меры региональных властей | 14 | 56,0% | 5 | 20,0% | 6 | 24,0% | 25 | 100,0% |
8. Др. меры местных властей | 24 | 77,4% | 4 | 12,9% | 3 | 9,7% | 31 | 100,0% |
9. Иное | 7 | 50,0% | 1 | 7,1% | 6 | 42,9% | 14 | 100,0% |
Фактически, единственное реальное улучшение связано с некоторым сокращением числа и упорядочением контрольно-проверочной вакханалии. Во всех остальных пунктах программы облегчения положения малого бизнеса идеологи умеренного либерализма из правительства “хотели как лучше, а получилось, как всегда”. По-прежнему тяжелым грузом давит пресс многочисленных – законных и незаконных, правовых и неправовых – финансовых изъятий, которые мешают развиваться малому предпринимательству.
На основе многочисленных опросов последних лет можно представить себе реальную картину того, как функционирует типичное малое предприятие в России. Картина эта неутешительна: