«Союз Правых Сил» — малому предпринимательству»

Тренды

С самого начала российских реформ, с известного закона о кооперации 1988 г., важная роль малого предпринимательства в возрождении отечественной экономики признавалась буквально всеми. Правительства, сменяя друг друга, неизменно принимали документы, призванные продемонстрировать их стремление поддержать малый бизнес, и даже иногда пытались их выполнить.

И не только документы принимались – государство оказывало и некоторую поддержку, главным образом – в двух формах: в виде льгот по налогообложению (в виде ли льгот по налогу на прибыль для малых предприятий не старше 4-х лет, или в виде упрощенной системы налогообложения и налога на вмененный доход) и льготных кредитов через фонды поддержки малого предпринимательства.

Впрочем, нормальное малое предприятие – если оно не является просто вывеской для уже давно процветающего бизнеса – в первые годы и так никакой прибыли иметь не может; на упрощенной системе налогообложения в силу разных причин никогда не находилось более 4% российских малых предприятий, так что заметного влияния на положение в данном секторе она никогда не оказывала; льготные кредиты, как правило, выдавались «социально значимым» предприятиям и растворялись, не оказав влияния на рыночные ставки кредитования. Что же до налога на вмененный доход, то «просто было на бумаге, да забыли про овраги» — во многих регионах чиновники превратили систему расчета различных поправочных коэффициентов к «вмененке» в нечто совсем не поддающееся человеческому разумению… Одним словом, помощь вроде бы и была, но реально до предпринимателей никогда не доходила.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в недавнем приветственном послании форуму «ОПОРЫ России» — общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства – образно охарактеризовал малый бизнес как «коммерческий пролетариат». На наш взгляд, это не совсем точно. Скорее, это подлесок, из которого вырастает лес – средний и крупный бизнес.

Пока в России почти нет крупных предприятий, которые возникли бы после начала рыночных реформ – в основном, это наследие советского прошлого, кое-где подновленное и чуть перестроенное. А олигархи, крупные бизнесмены – в большинстве своем люди, оседлавшие финансовые потоки тех советских предприятий, которые конкурентоспособны на мировом рынке – они добывают нефть и газ, производят металлы и иные продукты первичной переработки.

Между тем в Польше, например, именно крупные и средние новые фирмы дают уже до трети рабочих мест! А ведь новые частные предприятия возникают в малом бизнесе, и лишь потом некоторые из них дорастают до более значимых высот. Если в России этого не происходит, то приходится признать — что-то в наших реформах не срабатывает.

С середины 90-х гг. наблюдается стагнация малого бизнеса. Происходит дискредитация многих в целом правильных подходов к оценке ситуации и мер по ее исправлению. Опрос экспертов в области малого предпринимательства, проведенный региональными организациями СПС в январе 2003 г., показывает, что ситуация в лучшую сторону пока не меняется (см. таблицу ниже):

В этой обстановке малый бизнес – примерно 5,5 млн. владельцев малых предприятий и индивидуальных предпринимателей – не видит тех политических сил, которые могут выразить и отстаивать его интересы.

СПС, опираясь на предложения 23 региональных организаций, готов предложить повестку дня по реализации минимально необходимых для развития малого предпринимательства шагов и мер. Потому что мы убеждены: если в 21 веке России суждено прорваться в первый эшелон наиболее динамично развивающихся и процветающих обществ, то произойдет это главным образом на основе расцвета малых фирм. Ибо рост разнообразия потребностей, с одной стороны, и развитие техники и технологии, с другой, создали все возможности для индивидуализации производства, перехода к мелкосерийному, «эксклюзивному» выпуску товаров и оказанию услуг. Тем самым объективно малый бизнес становится более конкурентоспособным. Прежние преимущества крупного бизнеса – в первую очередь, экономия на масштабе – сегодня выглядят далеко не бесспорно. Напротив – оказывается, что нововведения чаще и быстрее всего «просачиваются» на рынки из малых фирм. И в этом качестве малые предприятия становятся локомотивами инноваций, к которым присматриваются крупные компании.

Сегодня все больше крепнет убеждение, что в постиндустриальном обществе, в экономике, основанной на знаниях, а не на газовой или нефтяной «трубе», малый бизнес будет одним из наиболее эффективных и динамичных факторов развития, что именно он способен сыграть роль лидера в создании Экономики Потребителя.

Именно интересы инновационного по своей природе малого бизнеса СПС намерен поддерживать и выражать в своей политической деятельности. Ведь эти люди первыми научились превращать в капитал то богатство, которое буквально лежит под ногами, но заставить которое работать на себя и на общество умеют пока немногие.

ГОСУДАРСТВО, НЕ МЕШАЙ!

Много говорилось о дебюрократизации, о снятии барьеров, препятствующих развитию малого бизнеса. Но воз, по мнению экспертов из более чем 20 российских регионов, и ныне там (см. таблицу ниже):

Фактически, единственное реальное улучшение связано с некоторым сокращением числа и упорядочением контрольно-проверочной вакханалии. Во всех остальных пунктах программы облегчения положения малого бизнеса идеологи умеренного либерализма из правительства “хотели как лучше, а получилось, как всегда”. По-прежнему тяжелым грузом давит пресс многочисленных – законных и незаконных, правовых и неправовых – финансовых изъятий, которые мешают развиваться малому предпринимательству.

На основе многочисленных опросов последних лет можно представить себе реальную картину того, как функционирует типичное малое предприятие в России. Картина эта неутешительна:

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий