Поможет ли правительство малому бизнесу?
На прошедшем заседании правительства, посвященном проблемам малого бизнеса, для обсуждения был выбран достаточно мягкий и доброжелательный тон. Многие острые проблемы вообще не были поставлены, а те, о которых говорилось, намного серьезнее, чем это было озвучено. Основным лейтмотивом заседания стала система государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства и изменение критериев отнесения предприятий к малым. Именно эти темы были заявлены основными в развитии малого предпринимательства.
Однако, на мой взгляд, изначально вопрос был поставлен неправильно. Существующие темпы развития малого предпринимательства не зависят напрямую от системы государственной поддержки. Как показывает опыт, до настоящего момента она вообще была очень незначительной и малоэффективной. За десять лет государство на нужды малого бизнеса перечислило примерно миллиард рублей – капля в море. Сейчас речь идет о более существенной сумме три миллиарда рублей, которые через систему Российского банка развития будет распределена на кредитно-финансовую поддержку малого бизнеса. И это, несомненно, повлечет за собой новые проблемы.
В первую очередь необходимо выбрать механизм перераспределения этих средств. При распределении финансов через систему федерального Фонда поддержки малого предпринимательства и через региональные и муниципальные фонды, серьезные недостатки были связаны с его порядком и процедурами. Неоднократно отмечалось, в том числе и в наших исследованиях, что такое перераспределение проходило непрозрачно, а преимуществом пользовались аффилированные структуры. Несмотря на то, что теперь государственные средства предполагается перераспределять через систему банков, гарантировать, что деньги дойдут до тех малых предпринимателей, которые в них наиболее нуждаются, полностью не удалось.
На заседании также шла речь об изменении той части Закона №88 о государственной поддержке малого предпринимательства, которая касается критериев выделения категорий «микропредприятие», «малое предприятие» и «среднее предприятие». Но это только один из аспектов проблемы. Сейчас этот закон нуждается в кардинальных изменениях, потому что многие его нормы практически не действуют. По мнению экспертов Независимого института системных исследований предпринимательства, система поддержки и содействия развитию малого предпринимательства должна идти в сторону создания общих благоприятных условий для малого бизнеса, а не по пути предоставления тех или иных льгот конкретным малым предприятиям.
Например, в законе есть очень хорошая норма, гарантирующая субъектам малого предпринимательства стабильные условия налогообложения, их неухудшение. Такие нормы, безусловно, должны оставаться. Также в законодательстве должны сохраняться нормы, касающиеся общих благоприятных условий для всех субъектов малого предпринимательства определенных категорий. Что касается точечных мер и их распределения, то пока эта система неэффективна, и существующий закон, безусловно, необходимо менять.
Если же говорить о создании благоприятных условий для развития малого предпринимательства в целом, то наибольшая проблема заключается не в системе господдержки, а в общих условиях деятельности предпринимателей и, в частности, в административных барьерах. Хотя сейчас актуальность этой темы на высшем уровне и снижается, она продолжает оставаться важной. 15 мая этого года на заседании правительства был заслушан доклад о влиянии принятия первого пакета законов о дебюрократизации – трех законов о регистрации, о лицензировании и о защите прав юридических лиц – на положение предпринимателей в России.
Как справедливо говорилось в докладе, произошло лишь частичное облегчение деятельности предпринимателей, частичное упрощение административных процедур. В частности, было серьезно сокращено количество лицензируемых видов деятельности, частично упрощена процедура государственной регистрации юридических лиц. Но эти меры не были до конца осуществлены. Сейчас речь уже идет о необходимости дальнейшего сокращения лицензируемых видов деятельности.
На практике не реализован принцип «одного окна» при государственной регистрации юридических лиц, когда юридическое лицо подает заявление в одно место, и дальнейшие процедуры, связанные с постановкой на налоговый учет, присвоением кодов Госкомстата и регистрацией в фондах, происходят без участия заявителя. Он должен только получить по истечении определенного периода весь комплект документов, позволяющих ему начать деятельность. Вчера на заседании правительства премьер-министр говорил о том, что механизм «одного окна» действует. Но, несмотря на то, что этот принцип был заложен в Законе о государственной регистрации юридических лиц, до конца он не реализован. Министерство экономического развития и торговли сейчас предпринимает шаги по его внедрению. В частности, разработан регламент взаимодействия уполномоченных органов – Министерства по налогам и сборам, Госкомстата, фондов. Пока же будущему предпринимателю по-прежнему приходится самому ходить по всем этим организациям и получать документы в каждом случае отдельно, что, безусловно, усложняет и продлевает срок получения свидетельства о государственной регистрации.
Одна из важнейших проблем малого бизнеса находится в области контрольно-надзорной деятельности государственных органов. Несмотря на действие закона о защите прав юридических лиц, со времени его принятия изменилось не очень многое. Известна ситуация с проверками предприятий милицией – под оперативно-розыскную деятельность сейчас попадает практически все, что угодно. Поэтому закон о защите прав юридических лиц на практике не действует, и милиция до сих пор может без дополнительных санкций проверять любое предприятие.
Кроме того, закон о защите прав юридических лиц устанавливает четкую периодичность только плановых проверок. Теперь они возможны не чаще, чем раз в два года, что существенно облегчает жизнь предпринимателей. Но, в основном, малый бизнес главным образом страдает от внеплановых проверок, которые подчас являются элементом в нечистоплотной конкурентной борьбе. Сейчас порядок и процедура проведения этих проверок еще не до конца регламентированы, поэтому возможно достаточно широкое и активное их использование, в том числе их заказной характер под давлением конкурентов данного бизнесмена.
Не до конца решен вопрос и с налоговой реформой. На заседании правительства говорилось о том, что сейчас мы подошли к последнему этапу налоговой реформы, в ходе которого должны быть введены специальные режимы налогообложения для малого предпринимательства. Но в реальности реформа далека от завершения. Существуют проблемы с системой налогообложения по принципу налога на вмененный доход: не до конца установлен кадастровый коэффициент, а потому еще не все регионы и не все отрасли перешли на новое налогообложение. И сейчас ситуация с базовой доходностью такова: для отдельных отраслей в отдельных регионах этот налог действительно является благом, а в других случаях, наоборот, система налогообложения по вмененному доходу, на которую субъекты малого предпринимательства обязаны переходить после принятия соответствующего закона, крайне невыгодна. К сожалению, закон не допускает добровольного перехода к налогообложению по принципу вмененного дохода. Так что этот вопрос тоже решен не до конца.
К сожалению, на заседании правительства не были рассмотрены многие острые проблемы развития малого предпринимательства. Был затронут лишь отдельный круг тем, существенно не меняющих положение малого предпринимательства. Установление критериев микропредприятий, малых и средних предприятий, распределение трех миллиардов рублей через систему банков – лишь отдельные аспекты, позволяющие обеспечить рост малого предпринимательства. Подтверждением того, что до сих пор не решены ни проблемы налогообложения малого бизнеса, ни проблема административных барьеров, служит по-прежнему очень высокая теневая составляющая деятельности малого бизнеса. Она лучше всего свидетельствует об условиях работы малых предпринимателей в нашей стране.
Также довольно странно, что на заседании правительства практически не говорилось о смычке решения проблем малого предпринимательства и проведения административной реформы. Именно ее осуществление сможет решить многие вопросы, связанные с контролем и надзором, с избыточностью и дублированием функций различных органов власти, осуществляющих разрешительные и контрольные функции в отношении малого предпринимательства. Как раз сейчас ведется активная работа по инвентаризации функций органов власти, готовятся предложения по их сокращению, изменению, перераспределению между ведомствами. Об этом на заседании правительства тоже ничего не было сказано, хотя, на мой взгляд, это один из важнейших моментов, который способен действительно улучшить существование и стимулировать развитие малого предпринимательства.