Вопреки Конституции
Неконституционность предложения президента можно доказать, даже не ссылаясь на нормы Конституции общего плана, затрагивающие вопросы народовластия и его форм. Главное противоречие предложенного законопроекта Конституции заключается в том, что очевидно вторжение Федерации в компетенцию ее субъектов. В 71, 72 и 73 статьях действующей Конституции четко и исчерпывающе разграничены предметы ведения регионов и центра. Так, 71 статья посвящена исключительной компетенции Российской Федерации, в 72 перечисляются предметы совместного ведения Федерации и субъектов, а в 73 статье, если перефразировать ее положения, говорится: все, что находится за пределами предыдущих двух статей, входит в компетенцию субъектов Федерации, т.е. по всем прочим предметам они осуществляют всю полноту государственной власти.
Формирование органов власти субъектов Федерации не входит ни в исключительную компетенцию Российской Федерации, ни в предметы совместного ведения. Кадровое формирование органов власти субъектов Федерации, таким образом, относится исключительно к их собственной компетенции. И поэтому, когда федеральный институт собирается участвовать в формировании органов власти региона, это можно трактовать как вторжение в чужую компетенцию. Косвенно это подтверждается тем, что, например, согласно 71-й статье, формирование федеральных органов власти есть исключительная прерогатива Федерации. Если бы формирование органов власти субъектов РФ было бы предметом совместного ведения, то в 72-й статье об этом прямо бы говорилось. Но в ней сказано, что совместно определяются лишь общие принципы организации системы государственной власти в субъектах. Следовательно, единственное, что может делать Федерация, – это издавать законы о порядке формирования органов власти. Но, повторяю, ни в коем случае не сама участвовать в этом формировании! Именно поэтому президентская инициатива и нарушает Конституцию.
В нынешней ситуации предложенные поправки Государственной думой, скорее всего, будут приняты. Есть очень небольшие шансы их блокировать. Так, согласно действующему законодательству, законопроекты, относящиеся к совместной компетенции Федерации и субъектов, должны рассматриваться в том числе и в субъектах Федерации. Предложенные поправки касаются Закона об общих принципах организации власти в субъектах РФ. Сейчас законодательные органы субъектов рассматривают этот проект. Однако в законе очень нечетко прописан процесс согласования в случае возникновения каких-либо возражений со стороны субъектов Федерации: предусматривается создание согласительной комиссии, но не говорится, что делать в тех случаях, если и ее работа не приведет к консенсусу. Здесь нет механизмов для блокирования этого закона. Единственный механизм заложен в самом законотворческом процессе – если Совет Федерации не поддержит президентскую инициативу. Но сенаторы у нас не очень самостоятельные, поэтому на такой исход рассчитывать не приходится. К тому же, даже если теоретически представить, что Совет Федерации не примет законопроект, Государственная дума имеет право квалифицированным большинством преодолеть вето верхней палаты парламента и направить этот закон непосредственно на подпись президенту.
Фактически единственный способ нейтрализации – обращение в Конституционный суд. Но кто станет субъектом такого запроса? Явно это будет не президент, который и предложил этот законопроект. Явно это будет не правительство. Скорее всего, это будет не одна пятая состава Государственной думы: для этого необходимо 90 голосов депутатов, которые в ситуации доминирования пропрезидентских партий собрать не удастся. То же самое касается и Совета Федерации – вряд ли найдется одна пятая от состава СФ, которая подпишет такое обращение. Из списка возможных претендентов остаются либо губернаторы, либо законодательные органы субъектов Федерации. Найдется ли среди них хотя бы один смельчак, который направит запрос о конституционности такого закона? Это остается под вопросом, по крайней мере до того момента, как закон будет принят и подписан президентом.