Внешняя политика США: прежний президент, новые акценты
После 11 сентября 2001 года Джордж Буш совершил революцию в американской внешней политике, перейдя от защиты статус-кво к активному формированию благоприятной для США международной среды. Эта линия продолжится и в ходе второго срока правления 43-го президента. Главными проблемами останутся борьба с исламистским экстремизмом («международным терроризмом») и сдерживание распространения оружия массового уничтожения. Для решения этих проблем США, как и прежде, могут действовать превентивно, с применением военной силы и в одностороннем порядке. Президент Буш последователен в политике и убежден в правильности ее курса. Кроме того, после ноября 2004 года он считает, что получил мандат одобрения внешней политики со стороны избирателей.
Вместе с тем во внешней политике Белого дома намечаются новые акценты. Главный из них – более внимательное отношение к традиционным союзникам США по НАТО. Президент и новый государственный секретарь Кондолиза Райс высказались в пользу диалога с союзниками и укрепления лидирующей роли США для создания баланса сил в пользу свободы и демократии.
Основным региональным фокусом внешней политики США останется Ближний и Средний Восток. В Ираке и Афганистане американцы будут стремиться укреплять политический и силовой потенциал умеренных режимов, которым постепенно будут передаваться властные полномочия. Вашингтон думает не о том, как поскорее уйти из Ирака, а как добиться там значимых результатов. Ясно, что сделать это будет трудно.
В 2005 году Белый дом, по-видимому, активизирует дипломатические усилия с целью добиться в сравнительно близкой перспективе (2006–2007 гг.) мира между Израилем и вновь образуемым Палестинским государством. На этом направлении США намерены сотрудничать с Европейским Союзом – в том числе для того, чтобы устранить серьезный раздражитель в трансатлантических отношениях.
Параллельно США усилят давление на Иран с целью остановить его ядерные программы. Силовые действия против Ирана в виде «точечных ударов» по ядерным объектам возможны. Военная кампания по образцу иракской 2003 года практически исключена. По иранскому вопросу вероятны серьезные расхождения между американцами и европейцами, включая британцев.
Персональные изменения в администрации Дж.Буша предвещают более «президентскую» и более гармоничную внешнюю политику США. Государственный департамент при Кондолизе Райс становится более влиятельным органом выработки и проведения внешней политики. Аппарат Совета национальной безопасности под руководством помощника президента и бывшего заместителя Райс Стивена Хэдли будет занимать более «дружественную» по отноешнию к госдепу позицию. У Райс сложились неплохие отношения с другими «тяжеловесами» администрации – вице-президентом Чейни и министром обороны Рамсфелдом. Влияние этих лиц на внешнюю политику в ходе второго срока Буша будет, вероятно, ниже, чем в первом. Интересно отметить, что Райс подобрала себе в помощники людей, пользующихся репутацией лояльных профессионалов. «Идеологов» среди заместителей и помощников госсекретаря нет.
Российское направление не является приоритетным для внешней политики США. Россия не числится ни среди особо близких партнеров, ни среди особо острых проблем. Изгонять Россию из «восьмерки» Белый дом не собирается. Отношения будут строиться на основе общих интересов двух стран – там, где они имеются. Встреча Буша и Путина в Братиславе создает возможность для укрепления практического взаимодействия в интересах обеих стран.
Российские власти, тем не менее, не могут рассчитывать на снисходительное отношение со стороны Вашингтона. По проблемам Ирана, а также Сирии, к которой у США серьезные претензии и которую Израиль считате врагом, между США и Россией вероятны конфликты. Другая группа конфликтов связана с Украиной и другими государствами СНГ – от Молдавии до Киргизии, – где геополитика пересекается с проблемами демократизации. Наконец, администрация Буша не сможет абстрагироваться от все более скептического отношения американского истеблишмента к ситуации внутри России. Таким образом, можно прогнозировать сочетание критики по принципиальным вопросам с прагматичным сотрудничеством в нескольких областях.