«Евангелие от Иуды». Кого предал предатель?
«Евангелие от Иуды», недавно открытое для широкой публики (найдено оно было вместе с другими находками из Наг-Хаммади в 70-х годах ХХ века), несомненно – гностическое. То есть принадлежащее к документам одной из самых опасных для христианства сект, идейная борьба с которой сотрясала христианские общины во 2-4 вв. — к секте гностиков. Среди постулатов этого учения убеждение в том, что мир пронизан злом и наполнен страданиями, ибо создан не совершенным и добрым Богом, но несовершенным и недобрым Демиургом. В «Евангелии от Иуды» мы встречаем образы и понятия, знакомые любому гностику — Софию, эоны, Иолдабаофа, «сыновей света», шесть небес. Но здесь же мы сталкиваемся с сюжетом предательства Христа, рассказанным самим предателем. И этот сюжет заслуживает отдельного разговора.
Иуда в «Евангелии…» противопоставляется Иисусом остальным апостолам. Он выполняет особую функцию. Дословно, он «принесет в жертву человека, который одевает меня», то есть тело Иисуса, стремящегося уйти к великому и святому сообществу людей. Гностический Иисус не считает таковым сообщество апостолов, чем они сильно удивлены и расстроены.
Эта трактовка евангельских истин коренным образом расходится с теми постулатами веры, которые утвердились в 3-4 веках и превратились в базовые основания универсума христианской цивилизации. Нельзя сказать, что христианский мир не сталкивался с подобными доктринами ранее. История Поздней античности, Средневековья и Нового времени знает о сектах и об учениях, неканонически трактовавших истины христианской веры. В этом ряду были и близкие доктрины. Однако на всех этих учениях лежала печать отверженности, маргинальности и преступного противостояния божественной истине. Идеи еретических учений доходили до нас в изложении ортодоксальных христианских богословов-ересиологов. Они представлялись руинами побежденного духовного движения, давным-давно отвергнутого ходом истории.
Сегодня, в эпоху секуляризма, публикации гностических текстов, созданных во времена формирования христианской догматики, звучат и воспринимаются совсем по-другому. За последнюю пару веков, нераздельно доминировавшая ортодоксальная картина мира, претерпела многое. Наука Нового времени, теория Дарвина, историческая критика библейских текстов, идеология секуляризма, массовый атеизм, религиозная терпимость, проникновение в Европу нетрадиционных восточных культов — все это и многое другое радикально изменило сознание людей. Истины веры утратили статус всеобщих и обязательных и превратились в дело частного свободного выбора. Сциентистская научная картина мира заменила собой средневеково-христианскую. Современный христианин может либо интегрировать внерелигиозные представления и доктрины веры в более или менее непротиворечивое целое, либо иступленно игнорировать объективно научное знание, исходя из того, что «в Коране все сказано». Текст «Евангелия от Иуды» — еще один штрих, обогащающий картину мира, которую интенсивно упрощали ревнители ортодоксии 17 веков назад.
А читатель «Евангелия от Иуды» в очередной раз сталкивается с тем, что можно назвать «сменой ракурса». Толерантность к Другому (в данном случае – к максимально не представимому Другому – Иуде) и необходимость установления симметрии в оценке «предательства» ведут к тому, что, в рамках современной толерантной картины мира и Иуда получает право голоса.