Украина на перекрестке
Несмотря на то, что новое правительство Украины номинально считается консенсусным, ключевые экономические портфели получили представители Партии регионов. Отдав сторонникам Ющенко политический и силовой блок (МВД, МИД, Минобороны, Минюст, МЧС, а также Минздрав, министерство культуры и туризма и министерство по делам семьи, молодежи и спорта), социалистам — министерство транспорта и связи и министерство образования и науки, а коммунистам – министерства промышленной политики и аграрной политики, сторонники Януковича получили все 4 вице-премьерские портфели, а также посты министров экономики, топлива и энергетики, угольной промышленности, охраны окружающей среды, труда и социальной политики.
Завершив кадровое комплектование кабинета министров, Янукович, казалось бы, должен всерьез озаботиться выработкой экономического курса. Но этот вопрос может оказаться куда сложнее и болезненнее, чем формирование персонального состава правительства. Старому новому украинскому премьеру придется выбирать из трех сценариев.
Первый путь – модернизационный. Он предполагает адаптацию украинской промышленности к европейским стандартам, повышение конкурентоспособности предприятий, форсированную подготовку к вступлению в ВТО, «страховку» от недружественных энергетических действий со стороны России (включая, возможно, подготовку к переводу части предприятий на угольное топливо), ограничение коррупции, активный поиск Украиной собственного места в европейском разделении труда, поиск точек экономического роста для западных регионов страны. Но на пути модернизации слишком много препятствий – от очевидной нехватки фигур и движущих сил, способных реализовать такой сценарий, до отсутствия внятного запроса со стороны избирателей. Украинское общество (кроме Востока Украины, который никогда не был носителем модернизационных идеалов) несколько утомлено политическим параличом и в ближайшие полгода-год вряд ли будет связывать с властью особых надежд.
Второй путь – инерционный. Янукович может принять от кабинета Еханурова эстафету, который ограничивался функциями оперативного управления и не запомнился ни вмешательством в работу частных компаний, ни выдвижением популистских инициатив. Хотя украинской экономике каждую осень предсказывают кризис, прогнозы эти чаще всего не сбываются. Так что, если кризиса не случится, новый кабинет министров мог бы ограничиться «невмешательством» в экономическую политику. Как показывают итоги экономической политики правительства Еханурова, этот путь отнюдь не самый худший.
Другое дело, что многие сомневаются в способности нового кабинета удержаться в рамках инерционного сценария. Слишком велик соблазн запустить третий – реваншистско-коррупционный. Для такого курса у Партии регионов есть два серьезных мотива. Во-первых, вовсе не факт, что старые новые министры умеют и хотят управлять экономикой иначе, чем это делали правительства при Кучме. Во-вторых, главной угрозой сегодняшней коалиции является не экономическая ситуация, а существование и активность Юлии Тимошенко. Вряд ли лидер БЮТ будет долго мириться с коалицией «Нашей Украины» и Партии регионов: скорее всего, при первой же возможности она попытается расшатать ситуацию, а в идеале и спровоцировать досрочные президентские выборы. Поэтому вполне логичный с точки зрения самообороны шаг — превентивное наступление на неприятеля через налоговые репрессии в отношении союзных БЮТу бизнесменов, дискредитацию результатов правления Тимошенко, шаги по завоеванию правительством популистской нише, создание преференций отдельным регионам. Вероятность такого сценария составляет сегодня не меньше 30 процентов.