Андрей Рябов: Выборы — лучшее время, чтобы, не стесняясь, освоиться в бюджете
Говорят, что в некоторых странах есть музеи курьезных изобретений, в которых хранятся разного рода диковинные приборы и механизмы, которые благодаря причудам их изобретателей так никогда и не могли быть применены на практике. Наверное, и по завершении нашей эпохи в России тоже можно будет открыть подобный музей, который, впрочем, будет заметно отличаться от своих предшественников. Ведь собиратели прежних коллекций делали упор на изобретения в области техники. Нашим же «изобретателям», несомненно, будет принадлежать бесспорный приоритет в области сомнительных социально-экономических инноваций, коим, увы, так и не суждено увидеть результаты своей реализации.
И в самом деле, в последние месяцы российских чиновников охватила мода на гигантские проекты. То выдвигается фантастический план строительства железнодорожной магистрали длиной аж в 6,5 тыс. км, которая под дном Берингова пролива должна соединить российские Восточную Сибирь и Дальний Восток с Аляской, американским и канадским Дальним Западом.
То вдруг оживает давнишняя идея о создании международной организации стран-экспортеров зерна, в которой Россия, конечно же, должна играть одну из ведущих ролей. То появляются уж совсем неожиданные предложения, как, например, превратить нашу страну в одного из крупнейших производителей вин. В этом же ряду и новаторский проект о создании в России центра мирового значения по развитию нанотехнологий. И озвученная на самом верху идея о том, что именно у нас в Отечестве надо производить самые лучшие в мире автомобили, хотя вроде бы история последних десятилетий неоднократно показывала, что в этой области мы, мягко говоря, неконкурентоспособны.
Нереалистичность многих гигантских проектов очевидна. Ну, какие же инвесторы заинтересуются вкладывать свои деньги в магистраль, которую предполагается проложить через районы, где начисто отсутствует инфраструктура, население крайне малочисленно, да и морозы зимой такие, что не каждый рельс выдержит! И кто будет пользоваться магистралью по дну Берингова пролива, если сегодня этот маршрут интересен разве что представителям коренных народов этого региона — эскимосам, чукчам, алеутам, периодически навещающим родственников «на той стороне»! Даже расчетливые британцы, решившись на строительство железнодорожной магистрали под Ла-Маншем, просчитались вдвое по сравнению с первоначальной сметой. Чего уж говорить о российском проекте трансконтинентальной дороги!
Однако у всех этих и им подобных проектов есть нечто общее — это многомиллиардные запросы их инициаторов.
Естественно, ведь большие планы требуют и больших предварительных затрат. Между тем в стране приближаются выборы, и кто знает, как после них сложится властный пасьянс. И удастся ли тем или иным группам чиновников по-прежнему иметь возможность припадать к живительным источникам бюджетных расходов. А деньги в стране есть. Вот и возникает непреодолимое желание компетентно поучаствовать в их освоении. Для того чтобы заявка прозвучала убедительно, нужно сформулировать масштабные цели. Ведь страна находится на подъеме, и привлечь к себе внимание можно лишь «громадьем» планов. Очевидно, что большая часть их инициаторов прекрасно осознает, что эти «инновационные» проекты никогда не будут реализованы, по крайней мере при жизни нынешних поколений.
Но при таком размахе даже исследовательские и проектные работы уже потянут на круглые суммы. Значит, игра стоит свеч. И дело лишь в полете мысли, социально-экономической фантазии и, что не менее важно, в умении пробивать казенное финансирование под детища своего интеллектуального творчества. Так что не стоит удивляться, если скоро снова оживятся разговоры о целесообразности переброски вод сибирских рек в Среднюю Азию. Или же опять появятся планы строительства атомных станций, плавающих в студеных водах Арктики. Пусть даже свет, ими излучаемый, никому и не будет нужен, кроме белых медведей. Времени ведь до выборов остается слишком мало.
Источник: Новая газета