Правила игры: Есть идеи?
Кажется, что стране, производящей чуть больше 3% мировогоВВП, нечего рассчитывать на то, что ее голос будет хорошо слышен на предстоящей 15 ноября встрече руководителей ведущих экономик мира в Нью-Йорке. Единственная возможность — сформулировать предложения так, чтобы они звучали и конкретно, и свежо, и хотя бы отчасти реалистично и чтобы в них прослеживались какие-то гарантии долгосрочного интереса предлагающей стороны. В идеях, высказанных российским правительством, пока звучит куда больше недовольства сложившимся геополитическим порядком, чем свежести и реалистичности.
Гордон Браун, премьер-министр Великобритании, страны с такой же долей мирового ВВП, как и у России, и, значит, со столь же небольшими возможностями влияния, — показывает нам пример. С одной из его идей — активного вовлечения стран Персидского залива в финансирование проектов МВФ, поддержки от которого ждут сегодня многие страны, — Россия могла бы выступить даже с большим основанием, чем Британия. Наши международные резервы позволили бы даже показать пример шейхам. Это было бы и более значимо, чем индивидуальная помощь Исландии, и более надежно. (В случае с Исландией проблема не в том, что исландцы могут обмануть: долги велики и не исключено, что они не смогут расплатиться никогда и при самом лучшем разумном сценарии и самом ответственном поведении.)
Россия могла бы проявить инициативу на следующем фронте. Значительная часть жизни финансового мира проходит вне юрисдикции ведущих экономических держав, в офшорах или просто вне регулируемых рынков. Финансовый кризис выявил как минимум необходимость полноценного регулирования рынков производных ценных бумаг, и в этом направлении уже делаются первые шаги. Можно было бы включить в программу борьбы за прозрачность и регулируемость мировых рынков план полного уничтожения офшоров. Или, точнее, введение запрета на деятельность компаний, не работающих в тех странах, где они зарегистрированы. Для России это больная тема: значительная часть крупных предприятий являются собственностью офшорных компаний. Кризис — подходящий момент для искоренения такого рода ситуаций: например, можно обусловливать помощь со стороны правительства отсутствием непрозрачных структур собственности. В других странах, включая США, есть и противники, и сторонники офшоров, но в любом случае инициатива, проявленная в этой сфере, имеет шанс быть услышанной именно потому, что это больная тема для нашей страны.
От предстоящей встречи в Нью-Йорке не ожидается особых изменений в мировом финансовом порядке. (Достаточно сказать, что США будут представлены уходящим президентом Бушем, а не победившим лидером оппозиции Обамой.) Эпохальное значение может иметь разве что факт приглашения Китая, Индии и Бразилии — стран, не менее важных для мировой экономики, чем некоторые из постоянных участников встреч G7. Самое время выдвигать свежие идеи.
Автор — профессор Российской экономической школы
Источник: Ведомости