Ещё раз о мотивах выбора Запада и, кроме того, рыночной экономики и демократии (эфир – 26.05.2015)
Анонс передачи «Выбор ясен»
В 2012-ом году американские учёные Дарон Асемоглу и Джеймс Робинсон издали книгу «Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty» (Почему государства терпят неудачи. Источники силы, процветания и нищеты). Эта книга скоро должна появиться в русском переводе, но поскольку его ещё нет, я привёл название на английском языке.
Несколько ранее, в 2006-ом году, а на русском – в 2011-ом г., появилась книга Дугласа Норта, Джона Уоллиса и Барри Вайнгаста «Насилие и социальные порядки». Издатель – Институт Гайдара. Я обращаюсь к этим книгам, потому что они, используя разные термины и аргументы, стараются объяснить, почему западные страны, а также Япония и ещё некоторые страны в Восточной Азии добились самого высокого уровня процветания, тогда как другие, также имеющие определенные успехи, такого уровня процветания не добились. И продвижение, если и достигается, даётся с трудом.
Поразительно, но я пришёл к выводу, что издавая в 1848-ом году «Манифест коммунистической партии», Маркс и Энгельс также исходили из идеи, как раскрыть человечеству секрет процветания. Начиная с 1917-го года Россия попробовала на практике осуществить их советы. Не получалось! В частности потому, что они основывались на отрицании частной собственности и рыночной экономики. Они предполагали построение централизованной планово-административной системы, которая привести к высшему уровню процветания не смогла.
Авторы названных выше других книг также дают свои объяснения и советы, кажется, скорее способные привести к успеху. Хотя в их концепциях есть различия.
Дуглас Норт и его коллеги пишут о двух порядках – закрытого и открытого доступа. Закрытый доступ – он же «естественное» (по их терминологии) государство закрывает доступ – в разной степени, – к материальным ценностям и гражданским правам значительной части населения, но зато элиты этим доступом пользуются, располагая богатствами и властью.
Дарон Асемоглу и Джеймс Робинсон, говоря почти о том же, применяют иные понятие – экстрактивные и инклюзивные институты. Первые – отнимающие, вторые – наделяющие. Мой перевод неточен, смысл несколько более сложен, но суть можно понять.
А важно то, что авторы первой и второй книг разъясняют: добиться процветания и уважения достоинства личности можно именно и только рыночной экономикой и при демократической системе. Объяснения, на первый взгляд, разные, но весьма интересные.
В обеих книгах, однако, речь идёт о том, что на сегодняшний день в западных странах выработана наиболее продуктивная культура, основанная на свободе предпринимательства, конкуренции и превосходстве права. На Востоке, в других странах достижения либо менее значительные, либо идут процессы институциональных (культурных) изменений, переживаемые трудно. Но там эталон или образец для подражания вряд ли удастся найти. Разве если вы не имеете в виду только интересы элит.
Очень советую почитать эти книги и подумать.
До встречи.
Евгений Ясин