История повторяется: использует ли Путин «окно возможностей»
старший научный сотрудник Центра развития НИУ ВШЭ
Путин мог уже дважды войти в историю как
один из наиболее успешных лидеров России, если бы добровольно ушел из политики
в 2008 или 2011-м, после того как был преодолен экономический кризис. Будет ли
у него еще шанс?
Спираль истории
Момент, когда можно изменить ход событий или повернуть его в желаемую сторону,
называется «окно возможностей». Такие моменты наступают, как правило,
непредсказуемо. И порою осознаются уже тогда, когда это «окно» закрылось.
Что-то похожее возникло у России в конце 1994-го, когда после «черного
вторника» власть осознала, что финансирование дефицита бюджета за счет кредитов
Центрального банка больше недопустимо, и это позволило погасить разогнавшийся
маховик гиперинфляции. Сегодня мало кто помнит, что в январе 1995-го инфляция
составляла 20% в месяц. Или в 1996–1997 годах, когда российским реформаторам
удалось продавить полномасштабную реформу угольной отрасли, что сделало ее
растущей, конкурентоспособной и живущей без бюджетных дотаций. Соседняя Украина
такое «окно возможностей» для реформ в той же самой угольной отрасли пропустила
и до сих пор дотирует ее из бюджета, плохо понимая, куда идут деньги и какой
получается от этого результат.
Точно так же Россия пропустила момент для перехода к плавающему курсу рубля
ранней осенью 1997-го, что могло бы сильно смягчить удар кризиса 1998-го, хотя,
конечно, не избежать его. История часто развивается по спирали, создавая
похожие ситуации и ставя перед одинаковым выбором. Тот же самый сюжет с
переходом к плавающему курсу рубля возник как «окно возможностей» в 2011 году,
и Центробанк даже попробовал несколько месяцев жить в таком режиме, официально
не объявляя его. А когда осенью 2014-го решился на его объявление, то
выяснилось, что «окно» уже захлопнулось, и, казалось бы, правильное решение
вылилось в реальную катастрофу.
Российская экономика начала терять положительную динамику развития достаточно
давно — с конца 2011 года при весьма комфортных нефтяных ценах, когда западные
финансовые санкции были даже не на горизонте, а за его линией. И нельзя
сказать, что в последние пару-тройку лет российские власти допустили какие-то
серьезные просчеты в экономической политике, которые сломали ранее хорошо
работавший механизм.
Главная причина экономических трудностей в России состоит в том, что за
последние 15 лет власть целенаправленно разрушила институциональную среду:
исчез фундамент любой экономической системы — институт прав частной
собственности, защитой которой должны заниматься независимый суд и
правоохранительные (то есть охраняющие право, закон) органы; разрушен механизм
федеративного государства, где интересы регионов должны сдерживать аппетиты федерального
центра; разрушен механизм политической конкуренции и сменяемости; разрушены
независимые СМИ.
Клуб «политических долгожителей»
Если всерьез обсуждать, как восстановить экономический рост в России, то
следует признать, что без строительства прочного политического фундамента —
независимый суд + политическая конкуренция + независимые СМИ — этого добиться
невозможно. Конечно, резкий рост нефтяных цен, хотя в его реалистичность в
среднесрочной перспективе, похоже, никто уже не верит, может сильно изменить
текущую экономическую динамику в нашей стране, но он не решит российских
проблем. И, следовательно, «нефтяной» всплеск темпов роста будет краткосрочным.
Как и с причинами экономических проблем России, существует ясность относительно
того, что препятствует осуществлению категорически необходимых политических
реформ в нашей стране.
Летом 2017 года Владимир Путин перешагнет рубеж 18-летия у власти, что введет
его в символический «клуб 100» политических долгожителей, удержавшихся у власти
18 лет и более (по оценкам Алексея Захарова, их количество за период после 1950
года составило 101). Владимир Путин в этом случае станет третьим представителем
России в этом клубе (после Сталина и Брежнева), а Россия станет второй страной
в мире (после Бутана), «породившей» трех членов этого клуба.
Нетрудно убедиться, что ни один из «долгожителей» — независимо, представляет он
западную демократию или авторитарную диктатуру, монархию или республику, ушел
ли он с поста в результате естественной смерти, госпереворота или проиграл выборы
— не проявил склонности к радикальным преобразованиям после прохождения
своеобразного «политического совершеннолетия».
У Владимира Путина было целых два «окна возможностей» для того, чтобы войти в
историю в качестве одного из наиболее успешных лидеров России. Для этого ему
было достаточно весной 2008-го уйти из политики, передав президентские
полномочия Дмитрию Медведеву. Тогда Путин вошел бы в историю как лидер, который
вывел страну из тяжелейшего трансформационного кризиса. Или можно было 24
сентября 2011-го, вместо заявления о том, что «я вернулся», заявить о том, что
считает свою политическую миссию выполненной — будучи премьером, помог своему
преемнику преодолеть тяжелейший экономический кризис, и дальше — «без меня!» Но
Владимир Путин не воспользовался ни первым, ни вторым из них.
Сначала трагедия, потом фарс
За прошедшие после второго «окна» четыре года ситуация в России резко
ухудшилась — конфликт с соседней Украиной, присоединение Крыма привели к
серьезнейшему нарастанию военно-политического противостояния с Западом.
Введение санкций вместе с падением цен на нефть и падением инвестиций привели к
тяжелейшему экономическому кризису. Экономика оказалась отброшенной на семь лет
назад, потребление населения упало уже на 10%, и никто, кроме министров-оптимистов,
не видит «света в конце тоннеля».
Даже если поверить оптимистам в том, что дно кризиса уже пройдено, понятно, что
ни о каком реальном восстановлении экономики речи быть не может, так как ни
один из возможных драйверов экономического роста не работает. А тут еще
выяснилось, что у населения, бесконечно радующегося последним политическим
успехам страны, увеличилась смертность в трудоспособном возрасте. Казалось бы,
о каком «окне возможностей» здесь может идти речь? Тем не менее оно видится.
Удивляет непоследовательность политика Владимира Путина. Он допускает
вмешательство в дела правительства, судов и парламента, но не считает нужным
вмешивается в дела Центрального банка. Он допускает сокращать любые расходы
бюджета, включая зарплаты, пенсии и инвестиции, но не считает правильным
увеличивать дефицит бюджета, видимо, помня о реальных причинах кризиса 1998-го.
Не очень понятна и необходимость показательного и видимого соблюдения закона.
Можно было бы провести референдум об отмене президентских выборов и продлении
своих полномочий еще лет на 10–15, например, под лозунгом «экономии бюджетных
средств» (перенесли же выборы в Думу под эти поводом)? И можно было бы не
сомневаться в итогах референдума. Тем не менее выборы в 2018-м будут — в этом и
состоит «окно возможностей» для России.
Вернее, в том, что Владимир Путин откажется от участия в них. Например, по
настойчивому совету своего ближайшего окружения, которое должно быть
обеспокоено своим будущим (глядя, как одного за другим привлекают к ответственности
соратников Виктора Януковича на Украине). Оно сможет объяснить своему лидеру,
что «из двух зол выбирают меньшее». И что добровольное решение о неучастии в
выборах и создание реального круглого стола для обсуждения стратегии
реформирования и модернизации России (вместе с предоставлением гарантий
Владимиру Путину) является намного меньшим злом, чем наращивание противоборства
с Западом, продолжающееся экономическое отставание и доведение страны до
состояния СССР последних лет жизни.
Как известно, история повторяется. Первый раз как трагедия, второй — как фарс.
И вряд ли Владимиру Путину захочется быть главным героем такого фарса. В этом
состоит его личное «окно возможностей» — избежать печального исторического
ярлыка. У России, в отличие от конкретного человека во главе ее, еще один шанс
неизбежно будет. Рано или поздно, но «окно возможностей» для нашей страны снова
откроется. А вот для Владимира Путина…
Подробнее на РБК:
http://daily.rbc.ru/opinions/economics/17/08/2015/55d1bd159a79476e6478f87a
Источник: РБК