Откуда берется «черная наличность»?
В общей форме ответ очевиден: источником этих средств может быть только производственная сфера. Причем сама возможность вступать в нелегальные сделки с чиновниками (а тем более расплачиваться неучтенной наличностью) предполагает существование достаточно обширного неучтенного, теневого производства и развитых теневых рынков — и рынков факторов, и рынков готовой продукции. В первой главе было показано, как различные теневые рынки формируются и функционируют в таком важнейшем производственном секторе экономики, как сельское хозяйство. Здесь же мы обратимся к той пестрой и весьма неоднородной области экономической деятельности, которую условно можно объединить понятием «сфера потребительских услуг» и которая занимает весьма существенное место в повседневной жизни российского горожанин (23).
Начавшаяся несколько лет назад либерализация экономики коснулась этой сферы едва ли не в первую очередь. Различные ремонтные мастерские, автосервис, парикмахерские, пошивочные ателье и прочие предприятия, оказывающие повседневные услуги населению, были (наряду с предприятиями торговли) первыми объектами, подлежавшими приватизации. В настоящее время эта отрасль в основном контролируется частным капиталом и представляет собой довольно развитой легальный рынок, которому свойственны и свободное ценообразование, и относительное равновесие спроса и предложения, и конкуренция производителей.
Однако цифры и факты показывают, что наряду с легальными рыночными операциями в сфере услуг часто практикуются различного рода нерегистрируемые сделки, общее число которых, по-видимому, позволяет говорить о существовании обширного теневого рынка (некоторые количественные данные будут представлены в следующей главе). Убедительные свидетельства этого мы находим и в материалах проведенных нами интервью: о своем участии в нерегистрируемых сделках рассказывают практически все наши собеседники. «У нас принята оплата услуг наличкой, — говорит, например, В.А., преподаватель вуза из Уфы. — Вот, видишь, ремонт в разгаре. Ребята трубы меняли — у них вроде ИЧП (индивидуальное частное предприятие). Они даже какую-то бумагу давали. Типа гарантии. Но не квитанцию. Деньги платил налом. А плитку клали, потолок, это просто работяги после работы приходили, делали. Эти, конечно, тоже за наличные, без всяких бумаг. Сантехник из ЖЭКа унитаз менял, я ему и заплатил, и стакан налил. Бытовую технику у меня друзья чинят — бесплатно. Тесть вызывал мастера из ателье телевизор чинить — платил наличными без квитанции. У кресла сломался брус, я у своего столяра в университете заказал, он за наличные делал. Балкон стеклил, тоже налом расплачивался».
Уже из этого краткого рассказа понятно, что речь идет о явлении широкомасштабном и не вполне однородном. Практически у всех, к кому респондент обращается за помощью (и с кем одинаково расплачивается неучтенной наличностью) совершенно различные статусно-правовые позиции: сантехник -муниципальный служащий; мастер из телеателье — служащий частной фирмы; «ребята из ИЧП» — зарегистрированные частные предприниматели; «работяги после работы» в данном случае выступают в роли незарегистрированных, «неформальных» ремесленников. Столь широкий спектр правовых статусов рыночных операторов дает основания предположить, что появление каждого из них на теневом рынке имеет свои, особенные причины и связано с особенными обстоятельствами.
Начнем с операторов, представляющих частные предприятия (24). Респонденты, которые в той или иной степени сами связаны с фирмами, работающими в сфере услуг, вполне определенно указывают, что основным мотивом, понуждающим предпринимателей рассчитываться с потребителями неучтенной черной наличностью, является стремление избежать уплаты налогов, которая грозит фирме банкротством. «С налогами все просто: если бы мы платили налоги, то просто нет смысла работать», — считает Т., механик частного автосервиса. Он же охотно раскрывает технологию расчетов с потребителями: «Клиенты со мной расплачиваются деньгами. Конечно, только наличными! По правилам, конечно, он должен в кассу деньги давать, а механик или хозяин квиток выдавать. Приходный ордер, корешок к нему. И счет, какой ремонт, какие запчасти. Но так только раньше, в самом начале было… Теперь с каждым механиком его клиент расплачивается, как сначала договорились. А потом уже мы отдаем хозяину».
Знакомство со сферой потребительских услуг мы начали с упоминания о том, что при переходе к рыночной экономике приватизация коснулась этой экономической отрасли в первую очередь. Однако, как показывает опыт наших собеседников, юридическая декларация права частной собственности лишается какого бы то ни было практического содержания, если государство вводит запретительные налоги. Не имея возможности в полной мере защитить свое право собственности легально, предприниматель вынужден выбирать: или совсем уходить из бизнеса, или часть операций вести на теневых рынках. Но, как мы успели убедиться, во многих случаях и теневые операции требуют весьма значительных трансакционных издержек (платежи чиновникам, милиции и т. д.), которые по природе своей напоминают некую параллельную налоговую систему. И такая система, понуждающая предпринимателя к использованию «черного нала», вполне устраивает, по мнению наших собеседников, и контролирующие органы, которые кровно заинтересованы в ее сохранении. Круг замыкается. «Я не показываю часть бизнеса налоговикам. Но ведь они и не хотят, чтобы я им все показывал, — говорит москвич О.В., имеющий фирму по продаже и установке дверей. — Им выгоднее меня на чем-нибудь схватить за руку, чтобы я им на лапу отвалил… А во что мне обходится моя «дружба» с милицией? А мужики из территориальной администрации? А пожарные? А санинспекция? Помнишь картинку «Один с сошкой, семеро с ложкой»? Но если я им не заплачу, а заплачу налоги — они меня закроют. Если же им заплачу — они помогут и налоги не платить… Но для того чтобы им платить, я должен иметь наличность. И Своих мастеров я должен так инструктировать, чтобы они стремились получить с клиента наличными без всяких там квитанций». Заметим, что столь эмоционально рассказывая о причинах, вынуждающих его к операциям с неучтенной наличностью, аш собеседник вместе с тем вполне сознательно поднимается от своего опыта до общих рассуждений о природе государства и особенностях его взаимоотношений с бизнесом. Подобную позицию разделяют и даже еще более определенно формулируют и некоторые другие респонденты — особенно из числа предпринимателей, оказавшихся в той же ситуации, что и О.В. «Если платить все налоги, то придется одалживать деньги на стороне, — считает, например москвич К.В., оказывающий риэлтерские услуги. — Налоги непомерно велики, их можно было бы безболезненно снизить. По-моему, это все делается намеренно. Если каждый гражданин станет законопослушным, то функции государства, подобно шагреневой коже, будут сужаться. А когда все невольно вынуждены нарушать законы, можно всех держать на крючке. Такой средневековый принцип, но он продолжает работать».
Интерес предпринимателя здесь выражен вполне определенно. Однако рынок может эффективно работать и развиваться только в том случае, если представление о выгоде производителя товара и его потребителя совпадает. Между тем перед потребителем на рынке повседневных услуг возникают по крайней мере три варианта выбора: (1) обратиться к зарегистрированной, легальной фирме и расплачиваться через кассу; (2) обратиться к зарегистрированной, легальной фирме, но расплачиваться неучтенными наличными «из рук в руки» и (3) иметь дело с незарегистрированными, неформальными производителями услуг — и, понятно, платить наличными. Эти три способа ведения операций конкурируют между собой, и нам важно понять, чем руководствуется потребитель, определяя свой выбор