Откуда берется «черная наличность»?

Материалы Совета Фонда

В общей форме ответ очевиден: источником этих средств может быть только производственная сфера. Причем сама воз­можность вступать в нелегальные сделки с чиновниками (а тем более расплачиваться неучтенной наличностью) предполагает существование достаточно обширного неучтенного, теневого производства и развитых теневых рынков — и рынков факторов, и рынков готовой продукции. В первой главе было пока­зано, как различные теневые рынки формируются и функцио­нируют в таком важнейшем производственном секторе экономики, как сельское хозяйство. Здесь же мы обратимся к той пестрой и весьма неоднородной области экономической деятельности, которую условно можно объединить понятием «сфера потре­бительских услуг» и которая занимает весьма существенное место в повседневной жизни российского горожанин (23).

Начавшаяся несколько лет назад либерализация экономики коснулась этой сферы едва ли не в первую очередь. Различ­ные ремонтные мастерские, автосервис, парикмахерские, по­шивочные ателье и прочие предприятия, оказывающие повсед­невные услуги населению, были (наряду с предприятиями торговли) первыми объектами, подлежавшими приватизации. В настоящее время эта отрасль в основном контролируется частным капиталом и представляет собой довольно развитой легальный рынок, которому свойственны и свободное ценооб­разование, и относительное равновесие спроса и предложения, и конкуренция производителей.

Однако цифры и факты показывают, что наряду с легаль­ными рыночными операциями в сфере услуг часто практику­ются различного рода нерегистрируемые сделки, общее число которых, по-видимому, позволяет говорить о существовании обширного теневого рынка (некоторые количественные данные будут представлены в следующей главе). Убедительные сви­детельства этого мы находим и в материалах проведенных нами интервью: о своем участии в нерегистрируемых сделках рас­сказывают практически все наши собеседники. «У нас приня­та оплата услуг наличкой, — говорит, например, В.А., препода­ватель вуза из Уфы. — Вот, видишь, ремонт в разгаре. Ребята трубы меняли — у них вроде ИЧП (индивидуальное частное предприятие). Они даже какую-то бумагу давали. Типа гарантии. Но не квитанцию. Деньги платил налом. А плитку клали, потолок, это просто работяги после работы приходили, дела­ли. Эти, конечно, тоже за наличные, без всяких бумаг. Сантех­ник из ЖЭКа унитаз менял, я ему и заплатил, и стакан налил. Бытовую технику у меня друзья чинят — бесплатно. Тесть вы­зывал мастера из ателье телевизор чинить — платил наличны­ми без квитанции. У кресла сломался брус, я у своего столяра в университете заказал, он за наличные делал. Балкон стек­лил, тоже налом расплачивался».

Уже из этого краткого рассказа понятно, что речь идет о явлении широкомасштабном и не вполне однородном. Прак­тически у всех, к кому респондент обращается за помощью (и с кем одинаково расплачивается неучтенной наличностью) со­вершенно различные статусно-правовые позиции: сантехник -муниципальный служащий; мастер из телеателье — служащий частной фирмы; «ребята из ИЧП» — зарегистрированные част­ные предприниматели; «работяги после работы» в данном случае выступают в роли незарегистрированных, «неформальных» ремесленников. Столь широкий спектр правовых статусов ры­ночных операторов дает основания предположить, что появ­ление каждого из них на теневом рынке имеет свои, особен­ные причины и связано с особенными обстоятельствами.

Начнем с операторов, представляющих частные предприя­тия (24). Респонденты, которые в той или иной степени сами связаны с фирмами, работающими в сфере услуг, вполне опреде­ленно указывают, что основным мотивом, понуждающим пред­принимателей рассчитываться с потребителями неучтенной черной наличностью, является стремление избежать уплаты налогов, которая грозит фирме банкротством. «С налогами все просто: если бы мы платили налоги, то просто нет смысла ра­ботать», — считает Т., механик частного автосервиса. Он же охотно раскрывает технологию расчетов с потребителями: «Кли­енты со мной расплачиваются деньгами. Конечно, только на­личными! По правилам, конечно, он должен в кассу деньги давать, а механик или хозяин квиток выдавать. Приходный ордер, ко­решок к нему. И счет, какой ремонт, какие запчасти. Но так только раньше, в самом начале было… Теперь с каждым механиком его клиент расплачивается, как сначала договорились. А потом уже мы отдаем хозяину».

 

Знакомство со сферой потребительских услуг мы начали с упоминания о том, что при переходе к рыночной экономике приватизация коснулась этой экономической отрасли в первую очередь. Однако, как показывает опыт наших собеседников, юридическая декларация права частной собственности лиша­ется какого бы то ни было практического содержания, если государство вводит запретительные налоги. Не имея возмож­ности в полной мере защитить свое право собственности ле­гально, предприниматель вынужден выбирать: или совсем уходить из бизнеса, или часть операций вести на теневых рынках. Но, как мы успели убедиться, во многих случаях и теневые опера­ции требуют весьма значительных трансакционных издержек (платежи чиновникам, милиции и т. д.), которые по природе своей напоминают некую параллельную налоговую систему. И такая система, понуждающая предпринимателя к использова­нию «черного нала», вполне устраивает, по мнению наших со­беседников, и контролирующие органы, которые кровно за­интересованы в ее сохранении. Круг замыкается. «Я не показываю часть бизнеса налоговикам. Но ведь они и не хотят, чтобы я им все показывал, — говорит москвич О.В., имеющий фирму по продаже и установке дверей. — Им выгоднее меня на чем-нибудь схватить за руку, чтобы я им на лапу отвалил… А во что мне обходится моя «дружба» с милицией? А мужики из территориальной администрации? А пожарные? А санинспек­ция? Помнишь картинку «Один с сошкой, семеро с ложкой»? Но если я им не заплачу, а заплачу налоги — они меня закро­ют. Если же им заплачу — они помогут и налоги не платить… Но для того чтобы им платить, я должен иметь наличность. И Своих мастеров я должен так инструктировать, чтобы они стре­мились получить с клиента наличными без всяких там квитанций». Заметим, что столь эмоционально рассказывая о причинах, вынуждающих его к операциям с неучтенной наличностью, аш собеседник вместе с тем вполне сознательно поднимается от своего опыта до общих рассуждений о природе госу­дарства и особенностях его взаимоотношений с бизнесом. По­добную позицию разделяют и даже еще более определенно фор­мулируют и некоторые другие респонденты — особенно из числа предпринимателей, оказавшихся в той же ситуации, что и О.В. «Если платить все налоги, то придется одалживать деньги на стороне, — считает, например москвич К.В., оказывающий ри­элтерские услуги. — Налоги непомерно велики, их можно было бы безболезненно снизить. По-моему, это все делается наме­ренно. Если каждый гражданин станет законопослушным, то функции государства, подобно шагреневой коже, будут сужаться. А когда все невольно вынуждены нарушать законы, можно всех держать на крючке. Такой средневековый принцип, но он про­должает работать».

Интерес предпринимателя здесь выражен вполне определенно. Однако рынок может эффективно работать и развиваться только в том случае, если представление о выгоде производителя то­вара и его потребителя совпадает. Между тем перед потреби­телем на рынке повседневных услуг возникают по крайней мере три варианта выбора: (1) обратиться к зарегистрированной, легальной фирме и расплачиваться через кассу; (2) обратить­ся к зарегистрированной, легальной фирме, но расплачивать­ся неучтенными наличными «из рук в руки» и (3) иметь дело с незарегистрированными, неформальными производителями услуг — и, понятно, платить наличными. Эти три способа ве­дения операций конкурируют между собой, и нам важно по­нять, чем руководствуется потребитель, определяя свой выбор

Поделиться ссылкой: