Загадка золотого гроба, или о пристрастиях «русских белых»

Баттлы об Америке, Повестка, Тренды

Комментарий к статье Аркадия Неделя «Стратегия революции в Америке»

Текст опубликован в рамках дискуссии «Глобализм и либеральная демократия».

 

Статья Аркадия Неделя начинается энергично, в духе политических фельетонов 1920-х годов: неожиданный вопрос -и сразу рубленый грубый резкий факт: «Виноват карантин, накопившаяся энергия или что-то другое? В Америке Джорджа Флойда хоронили в позолоченном гробу, стоимостью в $30 тыс., который везли на карете, похороны стали чуть ли не государственными».

Факт похорон Джорджа Флойда именно в позолоченном гробу активно подчёркивался российскими комментаторами как совершенно абсурдная деталь, но буквально раскрывающая глаза на то, что в Америке буквально посходили с ума. И действительно, пишет автор, ранее так хоронили Луи Армстронга (впрочем, я не нашёл подтверждения этому факту – видимо, автор спутал его с Майклом Джексоном) — но кто был он, и кто этот Джордж Флойд?..

Откуда взялся золотой гроб за $25k, в принципе, узнать просто – можно прочитать (например, вот здесь), что известный спортсмен и спортивный предприниматель Флойд Мейвезер организовал краудфандинговую компанию, которая позволила предложить родственникам Джорджа Флойда организовать почётные похороны. Автора статьи однако интересует не простой рациональный вопрос «как это получилось», а буквально кантовский вопрос «как это возможно»? Видимо, потому, что на его взгляд, конечно, немыслимо чтобы такие посмертные почести были оказаны человеку, который ничего в своей жизни не добился, а был всего лишь «грабителем». Следовательно, прозрачно намекает он, у этого абсурдного действия есть какая-то причина. Виноват карантин, виновата накопившаяся энергия, но было и что-то другое. Статья Аркадия Неделя посвящена разоблачению этого другого.

Я думаю, она вполне адекватно представляет определённый подход к недавним событиям в США, характерный для многих российских наблюдателей, в том числе и тех, кто пишет на русском языке с территории США, т.е. давних или недавних эмигрантов. Часто и не разглядеть принципиальные отличия одних от других[i]. Совокупность расовых проблем в США им малоинтересна и в общем-то не знакома. Повседневной жизнью афроамериканцев и тем более других меньшинств в США они не интересовались (это не удивительно для жителей Старого света; но и будучи белым квалифицированным мигрантом в США, можно прожить всю жизнь «среди своих», о повседневности «чёрных» имея лишь смутные представления). И вот в конце мая 2020 года накопившееся среди афроамериканцев недовольство своим положением, особенно постоянным ощущением угрозы со стороны полиции, привело к социальному взрыву – протестам и уличным беспорядкам. Эти события требуют какого-то объяснения. Оно, естественно, обосновано созданной ранее картиной мира, с её особенностями, установками и «белыми пятнами».

Незнание комплекса проблем, связанных с расовой дискриминацией – одно из таких белых пятен. Аркадий Недель подчёркивает, что систематических (структурных) проявлений расизма в США больше нет. Он пишет: «Полиция притесняет черных больше, что, конечно, далеко от истины». Почему далеко от истины, если сами чёрные об этом говорят вполне определённо? Потому что статистически «случаев убийств полицейскими белых нарушителей в разы больше, чем черных». Но почему тогда об этом говорят сами чёрные? Потому что они так заставляют белых чувствовать перед собой вину, каяться и преклоняться.

Как пишет в книге «Хрупкость белых» (White Fragility)  Робин ДеАнжело, отрицание существования расизма в современной Америке – это важный аспект политического воображаемого белых американцев. Классический американский «расист» – это жестокий полицейский, избивающий безоружных участников маршей за гражданские права и ухмыляющийся прямо в камеру кинохроники 1960-х. С таким типом не хочется иметь ничего даже отдалённо общего. И конечно, современные американцы в подавляющем большинстве уже совсем не похожи на такого «расиста». Вот они там и тогда были расистами (в Талсе, штат Оклахома в 1921 году, приводит пример Аркадий Недель). Но сейчас «уже всё по-другому».

Именно эта подразумеваемая связь темы расизма с этим отвратительным образом «расиста» эффективно блокирует попытки обсуждения расовых отношений в современной Америке в белой аудитории. Для такой аудитории расизм – это что-то из прошлого. И такое отношение перенимают у белых американцев родственные им по духу россияне. Назову их «русскими белыми«, чтобы указать на духовное родство с «настоящими» американскими whites США и одновременно указать, что всё-таки это очень разные люди. В особой любви к «белой Америке» и сопутствующей неприязни к не-белой сходятся, как замечает Игорь Яковенко, такие во всём разные люди, как Владимир Соловьев, Андрей Илларионов и Марк Солонин[ii]. В последние недели оказалось, что это очень распространённое умонастроение. Думаю, статья Аркадия Неделя вполне репрезентативна для «русских белых».

 

И для «русских белых», и для ряда американских правых Америка создана белыми, для белых и этим хороша; и неважно, что создана она при этом за счёт всех остальных. В частности, поэтому «русские белые» так болезненно восприняли сообщение о том, что компания НВО временно изъяла из онлайн-проката  фильм «Унесённые ветром», чтобы снабдить его специальным комментарием (Аркадий Недель пишет, что на фильм «наложен запрет», но это не так). Он рассказывает о крушении замечательного мира Старого Юга под ударами варваров-северян, о его возрождении, причём именно в качестве такой декларации «Нового Юга» он был создан, так и воспринимался современниками, и споры о нём и об изображении в этом фильме рабовладения (представленного образами добродушных и безвольных, чётко знающих своё место и довольных им домашних рабов[iii]) начались прямо в дни его премьеры[iv]. Автор статьи называет его «национальным этиологическим мифом, описывающим паттерны того, что мы называем «Америка». Так вполне чётко сказано, что «Америкой» «они» называют очень особую Америку. Это не революционная Америка с её Декларацией независимости, не Америка предпринимателей и изобретателей, не Америка, скажем, Силиконовой долины с её новейшими технологиями, не Америка космополитичных мегаполисов. Это Америка Конфедерации, Америка кастового рабовладельческого общества, консервативного, преимущественно деревенского, подчёркнуто аристократического.

Белые мужчины Старого Юга, писал его известный исследователь Джон Кэш, были в большей или меньшей мере родственниками или чувствовали себя таковыми[v]. Это было братство, в котором самый бедный и беспутный белый имел несопоставимо более высокое положение, чем любой чёрный. Этот кастовый порядок был уничтожен при обстоятельствах, показанных в фильме «Унесённые ветром», но затем был частично восстановлен уже в новой форме, известной как сегрегация. Если для Аркадия Неделя в этом фильме показано то, что он называет Америкой, то это Америка сегрегации, уголовных сроков за межрасовые половые связи и, самое важное, Америка с высокой терпимостью к насилию. Конечно, это Америка, где в первую очередь белые наделены лицензией на насилие против чёрных (а как иначе можно было держать их «на месте»?).

 

И вот против именно такой Америки выступают в США сторонник движения Black Lives Matter. Кстати, вчера ещё один полицейский был официально обвинён в Атланте в убийстве афроамериканца Рышарда Брукса, который не представлял опасности ни для него, ни для его напарника и был застрелен при задержании без достаточной причины. Возможно в другой общественной обстановке этого обвинения не последовало бы.

И вот их протест остаётся непонятным «русским белым». Накопившегося гнева и желания перемен, о которых заявляют сами участники движения, недостаточно. Это лишь поверхность, фикция. А значит, должна быть какая-то общая глубинная причина для всего этого общественного движения. Аркадий Недель называет её метаполитической. Выявить её помогают аналогии с революцией (?) 1990 года в СССР[vi]. Аркадий Недель распознаёт в протестах подготовку революции в США. Цель этой революции – не позволить Трампу провести «революцию сверху», разрушив антиамериканский заговор элит, т. н. «глубинное государство», deep state. Эту концепцию в американский политический язык ввёл, конечно, не Дональд Трамп, как пишет Аркадий Недель. Это перевод турецкого политического понятия derin devlet популяризовал в своём эссе 2014 года «Анатомия глубинного государства»  Майк Логфрен[vii] (но это не единственная неточность в обсуждаемой статье).

Так вот, это deep state стремится не позволить Трампу разрушить полностью устаревшую систему американской внешней политики, возродить производство на национальной территории и в процессе этого лишить Демократическую партию политического влияния. А это сильно ударит и по стоящим за ней финансистам. Этот процесс автор статьи сопоставляет с Перестройкой (тут можно было бы вспомнить про горбачевское Ускорение – для полноты аналогии). Состав этого deep state автор не конкретизирует.

Чтобы этой революции не произошло, deep state мобилизует афроамериканцев. Они превращаются в ударную силу посредством навязывания массе повестки РС (политкорректности) и требования поклонения чёрным.

При этом в отношении белых проводится «революция вины», связывающая тех по рукам и ногам чувством коллективной вины. А новая цензура, новый «маккартизм» не позволяет тем сопротивляться. И таким образом Трамп лишается поддержки. Видимо, для автора Трамп – президент белых, причём именно тех белых, с которыми сродны «русские белые». Тогда белые сторонники движения Black Lives Matter – это люди, отказавшиеся от своих ценностей, уже практически сломленные террором политкорректности. А ведь это, по-видимому уже статистическое большинство населения страны (по недавнему исследованию Pew Centre, «некоторую поддержку» этому движению выразили до 60% белых (можно сравнить с 77 % хиспаников и 75% американцев азиатской расы)[viii] – странно, тогда чего же ещё не хватает deep state для полной победы над Трампом?

 

Вся эта метаполитическая конструкция держится на одной предпосылке: непризнании «расы» как фактора повседневных отношений. «Метаполитически» сказать что «Флойд не черный и не белый, он икона революции вины», может белый, которому нет дела до повседневного (институционального) расизма. Ведь повседневный расизм обходит его стороной. Можно и не замечать его вовсе. Он даже, может быть, сделает замечание белому брату который позволяет себе откровенные высказывания на расовую тему, не из внимания к политкорректности, а просто чтобы не уподобляться оголтелым расистам прошлого.

И вот такой белый вполне волен обсуждать расу как концепт, как политический инструмент или мифологический коннотатив. В расово разделённом обществе отношения к расе тоже разделены. По-видимому, рядового афроамериканца с его социальным опытом убедить в том, что Флойд был не белым и не чёрным, а просто человеком «с уголовным прошлым», намного труднее. Этот афроамериканец расскажет истории полицейского произвола, известные чёрным, потому что они чёрные, и совершенно не известные белым, именно потому что те – белые (например, такие). Расскажет историю фразы I can’t breathe (примечательно, что за всё время протестов русскоязычного аналога этой статьи в Википедии не появилось: при массовом интересе к теме не нашлось желающих перевести!).

Афроамериканцы на собственном теле узнали, против чего протестуют. Для этого им не нужна никакая идеологическая обработка со стороны deep state. А для понимания этой волны протестов предположения о deep state – это негодное «обьяснение непонятного через неизвестное». Достаточно послушать или почитать самих протестующих и их сторонников.

Ну, а «русские белые», в принципе не вступая ни в какой диалог с протестующими прямо сейчас афроамериканцами, не имея к ним интереса, будут продолжать рассказывать себе и друг другу о метаполитическом несуществовании расы и так далее, и так далее.

 

18.06.2020

 

[i] обзор мнений в начале июня -в статье: Дмитрий Петров «Мятеж», грабеж или мирный протест? // Газета.ру [14.06.2020] URL: https://www.gazeta.ru/comments/column/s77419/13112659.shtml?fbclid=IwAR0B_-cquaMt4vXXqtyxTQgbOHZSyIayro0kxuep0smj-kUe0Z5OGccEPtQ

[ii] Игорь Яковенко Обыкновенный расизм // Блог Игоря Яковенко [10.06.2020]. URL: https://yakovenkoigor.blogspot.com/2020/06/blog-post_80.html?fbclid=IwAR1d7AxozszNVGzQBKVXpcmCstoiDJpPhTTklp-XUwS5irQ5VsFrJKIgHz0

[iii] Марина Соколовская “Унесенные ветром”: почему это гимн расизму // Сайт Vinograd.us URL: https://vinograd.us/unesennye-vetrom-pochemu-jeto-gimn-rasizmu/

[iv] Татьяна Шорохова Не плачьте по «Унесенным ветром». Америка разбирается со своим кинонаследием // Кимкибабадук [11.06.2020] URL: https://kkbbd.com/2020/06/11/dont-cry-nobody-will-cancel-gone-with-the-wind/?fbclid=IwAR1PWHMtVxGkz_ZBqz4wPnW3hyVTk2FXXf2oTFhyQyXaZfdhLLko2sJMfDc

[v] W. J. Cash The Mind of the South. [1941] Vintage Books, 1991 (доступна здесь: https://ia801608.us.archive.org/7/items/in.ernet.dli.2015.182957/2015.182957.The-Mind-Of-The-South_text.pdf )

[vi] Живущий в США философ М. Н. Эпштейн, осмысляя волну грабежей в Нью-Йорке в начале этого протестного движения, в ужасе узнал в них повторение революции 1917 года в России. https://novayagazeta.ru/articles/2020/06/04/85687-stanet-li-voyna-s-bogatymi-mirovoy. При этом требования протестующих и его внимания совершенно не привлекли. Но грабежи постепенно уже прекратились, а протестные выступGения продолжаются.

[vii] См о нём: Greg Myre, Rachel Treisman The Man Who Popularized The ‘Deep State’ Doesn’t Like The Way It’s Used https://www.npr.org/2019/11/06/776852841/the-man-who-popularized-the-deep-state-doesnt-like-the-way-its-used [6.11.2019]

[viii] Вот одно из таких сообществ белых активистов https://www.awarela.org/white-people-4-black-lives

Поделиться ссылкой: