Иммигранты из Украины: тяга к «российской мечте» или «российской цивилизации»?
Демографический рост в России, который продолжался с 2009 по 2017 гг., сменился новым спадом . Число смертей и выехавших из страны её жителей стали превышать число родившихся и приехавших на постоянное проживание мигрантов. Причём этот разрыв, по прогнозам Росстата, будет продолжаться и дальше в течение минимум полутора десятка лет, и при худшем сценарии численность российского населения уменьшится к 2035 году со 146 до 134 млн человек, на 12 млн., или почти на 8% . Быстро и радикально предотвратить эту тенденцию с помощью снижения смертности и увеличения рождаемости, как считают специалисты, невозможно, потому что такого рода изменения происходят постепенно при значительных инфраструктурных и социальных усилиях. Что можно сделать действительно быстро – это снизить эмиграцию и, что ещё проще, увеличить иммиграцию, т.е. получить более значительный миграционный прирост населения России, который сможет частично или в идеале полностью компенсировать естественные демографические потери. Именно такое решение было принято правительством России два года назад, в результате чего ежегодное число тех, кто приобрёл российские гражданство, выросло, чуть округляя, с 260 в 2017 году до 400 тыс. в 2019 году. человек, о чём я писал год назад. В 2020 году был поставлен новый рекорд: число новых российских граждан достигло уже 650 тыс. человек, что на 150% больше, чем в последнем году демографического роста.
Всего за 4 последних года новыми гражданами России стали почти 1,6 млн человек, или 1% к населению страны. Какие страны стали «донорами» этого миграционного роста? Это, вопреки существующем страхам об «азиатском засилье», Украина, которая «дала» почти 900 тыс. человек, или 55% всех иммигрантов. На втором месте находится Казахстан, почти 180 тыс. выходцев из которого решили принять гражданство России, на третьем месте – Таджикистан с цифрой 170 тыс. человек. Причём по итогам 2020 года Таджикистан с третьего места переместился на второе. Далее по убывающей верхние места распределились так: Армения, Узбекистан, Молдова, Азербайджан, Кыргызстан и Беларусь, небольшая иммиграция была из многих других стран мира. Итак, мы видим, что основным «донором» являются страны, которые когда-то входили в состав СССР и сегодня входят в СНГ, советское прошлое, русский язык и культурная близость по-прежнему являются одним из основных факторов, облегчающих перемещение мигрантов в Россию. Среди мигрантов из всех названных стран немалую часть составляют так называемые русскоязычные, для которых Россия является «исторической страной происхождения», этот поток «возвращения на родину» продолжается на протяжении уже нескольких десятков лет и Россия по-прежнему в первую очередь опирается на него в решении своих демографических задач. Подавляющее преобладание граждан Украины среди иммигрантов говорит также о том, что российское правительство рассматривает иммиграцию из этой страны приоритетной, причём не только по соображениям культурной и языковой близости, но и по геополитическим причинам, как своеобразный способ давления, в условиях конфликта и фактически войны, на Украину и попытку сохранить в ней своё влияние на русскоязычную общину. Военные действия с соседней страной стали средством решения собственных демографических проблем и в то же время раздача российского гражданства превращается в фактор, усугубляющий этот конфликт.
И здесь нужно сделать одно принципиальное уточнение. Такой прирост числа новых граждан России оказался возможным благодаря новшествам в миграционное законодательство – а именно уменьшению сроков процедуры получения гражданства для тех, кто имеет продвинутые навыки в русском языке и дефицитные для страны профессиональные навыки, а также, внимание, фактическому отказу от требования выйти из гражданства той страны, к которой иммигрант принадлежал ранее. Иными словами, значительная, если не бóльшая часть новых граждан России, особенно из числа выходцев из Украины, сохраняют второе гражданство, причём, например, граждане Таджикистана могут это делать вполне легально, так как между Россией и Таджикистаном заключено отдельное соглашение о признании двойного гражданства. Многие из этих людей с легальным или нелегальным двойным гражданством являются, таким образом, очень условными иммигрантами, они часто ведут жизнь трудовых мигрантов, отсылая деньги домой на вторую родину, периодически туда же домой возвращаются и часто намереваются остаться именно там по завершении своих трудовых планов. Для этой категории российское гражданство является не стратегическим выбором принадлежности и лояльности, а тактическим решением снижения рисков и издержек на самом деле временного пребывания в России. Более того, немалая часть таких новых российских граждан становятся и вовсе «виртуальными иммигрантами», так как они в действительности даже и не живут в России и не собираются сюда приезжать, гражданство является для них лишь дополнительным источником дохода, например пенсий, пособий, выгодных кредитов или даже просто символическим капиталом, которые можно получать находясь за пределами России.
Быстро растущее официальное количество новообретённых российских граждан, видимо, радует чиновников, видящих в очередном демографическом спаде угрозу экономике, безопасности и, главное, имиджу «процветающей цивилизации», всё ещё претендующей на статус «великой мировой державы». Однако не стоит себя обманывать: для многих из вошедших в эту статистику оформление гражданства в Россию – это не тяга к какой-то «российской мечте», а вынужденный шаг, чтобы как-то устроить свою жизнь, обеспечить себя на всякий случай разными возможностями и ресурсами, избежать бюрократического и полицейского давления в условиях, когда повсеместные кризисы усиливают неопределённость жизненных планов. 650 тыс. новых граждан России в 2020 году только создают иллюзию привлекательной для мигрантов страны, на деле являются ещё одним симптомом общей постсоветской неустроенности.