Электоральные драмы транзита к деспотии
Уже прозвучавшие комментарии Льва Гудкова, Дмитрия Бадовского и Григория Юдина по поводу данных «Левада-центра» об отношении граждан к поправке «Путин навсегда» вполне емко и точно описывают ситуацию. Они характеризуют ее как «раскол», указывают на относительное равенство весов сторонников и противников поправки. Парадоксально, но равенство сторонников и противников с точки зрения политологических теорий, опирающихся на теорию игр, понимается как неравновесие – ситуация неопределенности исхода, на которую поведение игроков будет влиять существенным образом. Поэтому имеет смысл еще раз присмотреться к данным опроса, и попробовать оценить их как факторы развития того или иного сценария.
1.
Прежде всего: при том, что корректно проведенные независимыми центрами социологические опросы дают достаточно адекватную картину динамики общественного мнения, в них с высокой вероятностью присутствует то, что можно назвать «авторитарное смещение». Это смещение связано, как с неадекватным представлением людей о том, что думают другие люди (в силу неадекватной представленности разных точек зрения в масс-медиа), так и с недоверием к опросам – с распространенным представлением, что все опросы заказаны властями, а нелояльные ответы могут привести к неприятным последствиям для отвечавшего. Такие представления об опросах характерны для 25 – 30% тех, кто отвечает социологам (это тоже данные опросов «Левада-центра»). А это значит, что люди, негативно настроенные в отношении властей, с высокой вероятностью будут чаще отказываться от интервью. Мы не знаем масштабов этого смещения, но оно есть. Поэтому есть серьезные основания полагать, что противников главной поправки и «вечного президентства», на самом деле, больше, чем мы видим в опросе, а значит – их больше, чем ее сторонников, хотя мы и не знаем, насколько.
Первый блок вопросов «Левада-центра» связан с голосованием по поправкам. В целом, за отмену ограничений по срокам и пролонгацию президентства Путина с наибольшей вероятностью будет голосовать пожилая необразованная женщина с хорошим достатком. Именно эти четыре социально-демографических признака маркируют повышенную готовность голосовать за поправку про отмену ограничений правления Путина.
Гендерная разница в лояльности составляет около 5 процентных пунктов: в среднем на 5% больше женщин одобряет Путина и путинские поправки и собираются голосовать за них. Но главный водораздел проходит между молодыми (до 40 лет) и пожилыми (старше 55 лет), а также между активно пользующимися интернетом и не пользующимися им. Фактор образования тоже работает, но слабее. И наконец, люди с низкими доходами настроены определенно более оппозиционно в отношении Путина. Впрочем, и возрастные, и гендерные различия объясняются сдвигом в медиапотреблении: у пожилых людей и женщин телевизор играет в нем большую роль, а у молодых его вытесняет интернет и в особенности – социальные сети.
Таблица 1. Отношение социально-демографических групп к голосованию по поправкам.
|
|
возраст |
|
интернет |
образование |
потребительский статус |
|||||
|
Всего |
18 — 39 лет |
40-54 года |
55 лет и старше |
Москва |
ежедневно |
не пользуюсь |
высшее |
среднее и ниже |
Едва хватает на еду |
Можем позволить ТДП |
Примете ли вы участие в общероссийском голосовании по поправкам в конституцию, которое состоится 22 апреля 2020 года? |
|||||||||||
да |
54 |
44 |
55 |
65 |
53 |
51 |
65 |
56 |
55 |
49 |
53 |
нет |
27 |
33 |
29 |
19 |
24 |
29 |
20 |
25 |
28 |
33 |
28 |
В случае, если на предстоящем голосовании по поправкам в конституцию большинство проголосует «за», это даст Владимиру Путину возможность баллотироваться на новый президентский срок в 2024 году. Если вы примете участие в голосовании, то проголосуете за или против предложенных поправок? (вопрос задавался по половине выборки) |
|||||||||||
1. За |
45 |
36 |
42 |
59 |
35 |
41 |
65 |
39 |
53 |
37 |
47 |
2. Против |
41 |
52 |
41 |
28 |
53 |
45 |
21 |
47 |
33 |
46 |
39 |
Если вы примете участие в голосовании, то проголосуете за или против предложенных поправок? (вопрос задавался по половине выборки) |
|||||||||||
1. За |
40 |
35 |
34 |
50 |
33 |
33 |
58 |
35 |
43 |
34 |
43 |
2. Против |
34 |
44 |
38 |
21 |
42 |
42 |
11 |
40 |
26 |
32 |
30 |
9. Затрудняюсь ответить |
26 |
22 |
28 |
29 |
25 |
25 |
32 |
25 |
31 |
34 |
27 |
Среди более молодых поправки оказываются неодобренными со счетом 35% («за») – 48% («против»), а среди пожилых – одобренными примерно в соотношении 55 против 25 (среднее ответов на два аналогичных вопроса «Левада-центра»). Молодые (18 – 39 лет) и пожилые (старше 55) — это примерно одинаковые группы: 39% и 36% населения соответственно. Однако среди молодых собираются голосовать 44%, а среди пожилых – 65%. И в таком случае их соотношение становится 17% от всего населения против 23% в пользу пожилых.
Если бы голосование при таком раскладе состоялось в это воскресенье, то поправки были бы приняты с результатом 56% против 44%. При среднем уровне фальсификаций посредством вброса бюллетеней — около 15% от общего числа реальных голосов – этот результат превращается в 65% «за» при 34% «против». А раскол общества чудесным образом трансформируется в демонстрацию устойчивого про-путинского сверх-большинства, поддерживающего его неограниченное по времени и полномочиям президентство. Учитывая полное отсутствие механизмов контроля в выдуманной процедуре «всероссийского голосования», эти 65% преобразуются в 70-75%.
Отметим еще два момента. Вопрос о поправке задавался в двух вариантах: в одном граждан просто спрашивали, поддержат они ее или нет, а в другом раскрывали ее содержание и то, что она позволит Владимиру Путину править дальше. Это пояснение повысило число определившихся с выбором с 74% до 86%, при этом доля сторонников путинской поправки выросла на 5 пунктов, а противников – на 7. То есть в менее информированных и менее политизированных контингентах соотношение сторонников и противников примерно такое же, или даже последние чуть преобладают. И второе: в ответах на вопрос «Как вы думаете, предстоящее общероссийское голосование будет проведено честно или нечестно?» мнения распределились поровну 46% на 46%. Это необычно высокий уровень априорного недоверия к предстоящему электоральному событию. Это значит, что и результаты будут восприняты с повышенной подозрительностью.
Вторая группа вопросов – отношение к принятию «путинской» поправки Думой и к перспективе нового президентства Путина после 2024 г. – демонстрируют устойчивость тех характеристик социально-демографических групп, о которых говорилось выше. Среди активных возрастов хотели бы видеть Путина президентом 38%, а не хотели бы почти 50%, среди пожилых, наоборот – 60% хотели бы, а 30% — нет. Те же соотношения и в восприятии гражданами самого факта принятия поправки.
Таблица 2. Отношение социально-демографических групп к пролонгации президентства Путина.
|
|
ПОЛ |
ВОЗРАСТ |
|
Интернет |
||||
|
муж |
18 — 39 лет |
40-54 года |
55 лет + |
Москва |
ежедневно |
несколько раз в неделю и реже |
не пользуюсь |
|
Вы бы хотели или не хотели видеть Владимира Путина на посту президента России по истечении его нынешнего президентского срока, после 2024 года? |
|||||||||
Хотели бы |
46 |
42 |
38 |
42 |
59 |
44 |
40 |
43 |
69 |
Не хотели бы |
40 |
45 |
49 |
41 |
29 |
46 |
46 |
46 |
19 |
Одобряете ли вы решение Государственной Думы принять закон о поправках в конституцию, в том числе, поправку об обнулении президентских сроков, которая позволит Владимиру Путину принять участие в президентских выборах после истечения его нынешнего срока? |
|||||||||
да |
48 |
45 |
39 |
45 |
60 |
37 |
41 |
48 |
68 |
нет |
47 |
51 |
57 |
48 |
34 |
56 |
54 |
49 |
23 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
определенно да |
23 |
22 |
16 |
19 |
34 |
16 |
17 |
22 |
42 |
определенно нет |
30 |
34 |
36 |
31 |
21 |
38 |
35 |
26 |
15 |
Какие чувства вызвало у вас принятие Государственной Думой поправки в Конституцию об обнулении президентских сроков? |
|||||||||
позитив (удовлетворение, надежда) |
31 |
27 |
21 |
25 |
45 |
24 |
23 |
33 |
52 |
негатив (недоумение, возмущение) |
36 |
40 |
43 |
40 |
26 |
44 |
42 |
40 |
17 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
удовлетворение |
12 |
11 |
8 |
9 |
19 |
8 |
8 |
13 |
23 |
возмущение |
20 |
24 |
24 |
23 |
15 |
24 |
23 |
24 |
10 |
Как уже было отмечено комментаторами, доля убежденных противников поправок примерно в полтора раза выше, чем доля их убежденных сторонников. Определенно их не одобряет 30% опрошенных, а заявляет о своем возмущении 20% (среди активных возрастов и по Москве – 25%, каждый четвертый).
2.
В целом, можно сказать, что доля противников поправок недостаточно велика, точнее – достаточно велика толерантность к отмене ограничения президентских сроков, обычно маркирующей в пост-советских и африканских странах переход от авторитарного режима к деспотическому. В реальности, как уже было сказано, эта толерантность, видимо, несколько ниже (за счет эффекта авторитарного смещения в результатах опросов), но все же она весьма-весьма высока.
В то же время число противников поправки, по всей видимости, превосходит число ее сторонников. На сколько – мы не знаем. При этом убедительным голосование сочтено будет только, если число сторонников поправки существенно превысит число противников в официальных данных. Результат 55 на 45 (как это получается, исходя из данных этого опроса) будет выглядеть сомнительным, особенно – учитывая высокие ожидания «нечестности» выборов. Сами по себе эти ожидания – ясное указание на неустойчивость ситуации. К тому же группа убежденных противников отмены ограничения по срокам достаточно велика (30%, а скорее всего – значимо больше).
Из этого следует, что разброс потенциально возможных сценариев развития событий весьма широк – от политического кризиса, связанного с резким неприятием обществом официальных результатов голосования, до описанного выше сценария демонстрации про-путинского сверх-большинства по его итогам. Реализация конкретного сценария зависит от того, какая сторона – Кремль или оппозиция – проведут более успешную мобилизацию за время образовавшейся паузы. (В ситуации неравновесия действия акторов приобретают больший вес.)
Данные опроса демонстрируют также, что инерционный сценарий состоит в том, что противники поправок менее склонны идти голосовать, и это облегчает Владимиру Путину задачу по конструированию «триумфа авторитарного сверх-большинства». Оппозиция может сколько угодно потом утверждать, что она не принимала участия в обманном голосовании (как оппозиция утверждала это в аналогичных ситуациях во многих деспотических режимах), но результат 70% против 25% останется мощным аргументом, прежде всего – для российских элит и российских граждан, которые расценят его как демонстрацию реального баланса сил и фактической ничтожности возможностей оппозиции. В итоге, оппозиция будет в еще большей степени маргинализована (как это, опять же, происходило в странах, которые проходили подобную развилку).
И наоборот, повышение явки в молодых когортах до 60% сокращает маржу победы Кремля до 4 процентных пунктов (54% против 46%). Это в тех опросных цифрах, которые у нас есть, а в реальности, скорее всего, в таком оптимальном сценарии противники путинской поправки побеждают. Режим же не просто должен скрыть это, но представить доказательства относительно убедительной победы: хотя бы 65% на 35%. Между тем фальсификации, серьезно превышающие обычные масштабы, так или иначе оставят ясные следы, а люди, консолидированно шедшие голосовать «против» и обнаружившие в официальных результатах убедительную победу противной стороны, будут мобилизованы на отстаивание своих голосов.
Электоральные процедуры нужны авторитарным режимам для того, чтобы демонстрировать свое подавляющее преимущество. Но в некоторых ситуациях этот принцип начинает работать против них.
Впрочем, вполне возможен и сценарий, при котором власти постараются вовсе не проводить голосование, введя поправки в действие без него. При сегодняшних трендах он может оказаться вполне востребованным. Оппозиции следует готовиться и к этому.
Возможно, как ни странно, для оппозиции и всех недовольных предстоящим транзитом к деспотии актуальным становится требование проведения референдума по главной, путинской поправке о сроках. Именно референдума вместо голосования. Раскол в обществе, о котором свидетельствуют данные социологических опросов, делает такое требование политически весомым, а референдум российская Конституция рассматривает как высшую форму народного волеизъявления, к которой власти обязаны прибегать для решения ключевых и спорных вопросов государственной жизни. И не имеет значения, что он не предусмотрен в процедуре принятия поправки; всероссийское голосование тоже не предусмотрено. Разница между ними состоит только в строгости определения результата, а эта строгость и есть в данной ситуации главное оружие оппозиции.
Но важно помнить об общем принципе: для элит и для граждан очень важно знать, способна ли оппозиция оказать влияние на исход выборов и противостояний в ключевые моменты. Если нет, значит, надо строить стратегии, исходящие из того, что есть, если да – то противостояния (стратегии массовой мобилизации) релевантны, их необходимо учитывать, их следует опасаться, в них имеет смысл инвестировать и проч. И это, поверьте мне, два совершенно разных социума – если нет и если да.