Андрей Колесников: Политэкономия: Протоколы катынских лжецов
Доказывать, что 15 000 интернированных польских офицеров расстрелял не НКВД в 1940 г., а немцы в 1941-м, — это все равно что утверждать, будто бы «Протоколы сионских мудрецов» — не фальшивка. Тем не менее в рамках формирования новой версии русской национальной идеологии Катынь становится частью мифологической истории. Примерно той же самой, какая рассказывается в «документальном» фильме «Гибель империи» — о той Византии, которая никогда не существовала. Или в художественной картине «1612». Или в пособии для учителя истории автора Филиппова, вслед за которым должен теперь выйти учебник.
Польский премьер Дональд Туск, посещая Москву, отказался предъявлять претензии за Катынь России. (Наши компетентные органы отказываются признавать расстрел польских узников Козельского, Старобельского, Осташковского лагерей геноцидом.) «Честный взгляд на Катынь — это проблема России», — справедливо заметил он.
Доказывать ничего не надо — все уже давно доказано: найдены приказы об уничтожении, названы ключевые виновные — Берия и Меркулов, признано, что выводы «комиссии Бурденко», свалившей вину на немцев, фальсифицированы, опубликована даже переписка Фалина и Горбачева, согласно которой к 1989 г. советская сторона уже не могла скрывать правду о Катыни. Мир разобрался с этим событием. Мир, но только не Россия: мы все еще ищем оправдания произошедшему. И тем самым взваливаем на себя не свою вину. Преступления в Катыни — это преступления сталинского режима, а не российского народа. Больше того, по определению Збигнева Бжезинского, это преступление против российского народа. Так зачем нам оправдывать не свои преступления? Зачем тем самым идентифицировать себя со сталинской деспотией?
В начале марта «Катынь» Анджея Вайды будет доступна для публичного просмотра в России. Демонстрации фильма предшествует шквал публикаций во многих российских СМИ, подвергающих сомнению доказанную правду о Катыни. Вышла даже книга о событиях, автор которой запальчиво спорит с очевидным.
Происходящее напоминает кампанию, хотя это и не кампания вовсе, а странная попытка пересмотреть национальную самоидентификацию — напрямую ассоциировать себя с самыми темными страницами истории отечественного государства, а не народа, который не отвечает за преступления тиранов. Тенденция настолько заметная, что недавно The Economist посвятил оживлению интереса к Катыни в России передовицу. Наряду с Британским советом извращение россиянами собственной истории стало мировой новостью.
Возрождение политико-исторических мифов — пожалуй, самая скверная черта нынешнего времени. Справиться можно со всем — с огосударствлением экономики, нарушением избирательных прав. А вот переделка ментальности нации, загнанной в ловушку мифов и легенд вымышленной «героической» истории, — дело куда более серьезное и трудоемкое. Возвращение к исторической правде достанется дорогой ценой — можем потерять как минимум целое поколение.
Автор — заместитель главного редактора журнала The New Times
Источник: Ведомости