Андрей Рябов: Гуманизм для своих
Если то, что пишет пресса о содержании автобиографической книги отставного прокурора Международного трибунала по бывшей Югославии Карлы дель Понте, правда, и что Армия освобождения Косово (УЧК) действительно занималась торговлей изъятыми внутренними органами у похищенных сербов, зарабатывая на этом деньги, то откровения автора, несомненно, способны спровоцировать гигантский международный скандал. Возможно, выход книги бывшего прокурора МТБЮ, а ныне швейцарского посла в Аргентине именно сейчас, вскоре после одностороннего объявления независимости Косово, преследует какие-то скрытые, ведомые лишь самому автору цели.
Возможно, стремясь вызвать сенсацию, дель Понте хочет решить некие собственные проблемы. Однако, вне зависимости от этого, последствия назревающего скандала могут оказаться тяжелыми для всего современного мира.
И речь, конечно же, не о возможности пересмотра отношений к независимости Косово со стороны стран, уже признавших ее. Такие рубежные политические события, связанные с судьбами и поведением миллионов людей, практически нельзя отыграть назад. Речь о том, возможно ли в современном мире, разделенном на соперничающие и конфликтующие коалиции и альянсы, существование и применение общих международных законов. Просто норм человеческого поведения, отличающих род людской от животного мира. Или же каждый из мировых и региональных центров власти, обладающий достаточным запасом суверенности, будет применять эти нормы селективно. Зорко следить за их выполнением соседями, конкурентами, но не замечать грубейших нарушений, творимых у себя под носом. Иными словами, правовая защищенность – для своих, «правильных парней», а политическая целесообразность, из которой может вытекать все что угодно, даже самые кровавые преступления – для чужих. На языке профессиональных пропагандистов обычно это называется короче – двойными стандартами.
Если подобная практика окончательно победит в современной мировой политике, то человечество в целом, разделенное на страны, различные военные и политические союзы, окажется куда более беззащитным, чем оно думает о себе. Потому что ни к каким нормам права апеллировать больше будет нельзя. Ибо
любое правительство, дубасящее под телекамерами своих граждан, всегда сможет ответить на критику: «Смотрите: те, кто нас критикуют, поступают со своими противниками точно так же. И даже хуже: мы ведь вас на части не разрезаем!»
Нет сомнений в том, что современный Запад по сравнению с остальным человечеством достиг наибольшего прогресса в деле соблюдения и реализации прав человека, его правовой и социальной защищенности. И это дает ему вполне заслуженные основания «мониторить» и заключать, как с этими вопросами дела обстоят у других. Особенно это стало очевидным после краха мировой коммунистической системы, подтвердившего ее несостоятельность. Но важно понять, что привилегия измерять других не дается навечно. Ее нужно постоянно подтверждать критическим отношением к себе, к результатам своей деятельности. Нельзя считать, что ты всегда прав только потому, что другие вокруг тебя хуже.
Попытки строить политику на принципах, подобных Догмату о непогрешимости, еще никому и никогда не принесли успеха.
В конечном итоге и Советский Союз погиб от того, что так и не научился, не смог взглянуть на себя критически.
Да, возможно, у властей могут быть собственные резоны – что-то поднимать на щит и акцентировать, а о чем-то, создающем проблемы правительству в реализации его функций, умалчивать. Но для того, чтобы от такой деятельности не страдали обычные люди, чтобы они не чувствовали себя незащищенными, существуют современные гражданские общества со всеми своими многочисленными институтами и инициативами. У граждан западных стран есть исключительные возможности, которых нет, по крайней мере, в таком же объеме, у населения остальной части планеты – независимые суды и пресса, многочисленные неправительственные организации, контролирующие соблюдение прав человека в собственных странах.
Поэтому нужно независимое расследование. И если оно покажет, что дель Понте говорит неправду, то ей наверняка придется оставить служебную карьеру и извиниться перед УЧК. Другое дело, если выяснится, что «дело мясников» – это правда. А главная причина ее сокрытия в желании влиятельных западных политиков конца 90-х (некоторые из них и сейчас занимают важные правительственные посты) защититься от критики своих тогдашних односторонних действий, а заодно и прикрыть друзей из верхушки УЧК, только начинающих привыкать к руководящим креслам в независимом Косово. Тогда все будет зависеть от дальнейших действий. Заставят творцов большой балканской политики 90-х оправдываться и объясняться, а руководителей «бригад мясников» вытащат на допросы в международные суды – репутация международного права будет спасена.
Если дело замнут, подвергнут умолчанию – это станет мрачной вехой в истории всего современного человечества, точнее миллионов «обычных» людей.
В случае конфликтов с правительствами, своими или чужими, у них уже не останется надежд на законы, институты и универсальные правила. Останется уповать лишь на самих себя. Но вряд ли такая «опора на собственные силы» и неверие в защитные функции государства будет способствовать тому, чтобы человеческое существование в ХХI веке стало более комфортным, чем в прежние эпохи, а общество – более гуманным.
Источник: Газета.Ру